Как масштабировать бизнес и не прогореть: работа с гипотезами, самопрезентация и твердая авторская позиция

Пять предпринимателей рассказали о том, какие навыки сегодня определяют успех бизнеса, на лекциях в павильоне «Экономика Москвы» в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030». Спикеры сошлись во мнении: чтобы масштабировать бизнес и сохранить его устойчивым, нужно уметь быстро тестировать гипотезы, собирать данные, и при этом не терять своего авторского видения. Фундаментальным же навыком остаются коммуникации и самопрезентация – способность рассказать о себе, своем продукте, и не поддаться синдрому самозванца. Особенно это важно в эпоху клипового мышления, когда конкурентоспособность бизнеса напрямую зависит от того, насколько эффективно он удерживает внимание пользователей.

Как масштабировать бизнес и не прогореть: работа с гипотезами, самопрезентация и твердая авторская позиция

Чем больше гипотез протестирует предприниматель, тем выше его шансы на успех. Работа с этим инструментом — навык, который пригодится каждому основателю, уверен директор по развитию бизнеса, руководитель обучения B2B-продажам в Школе стартапов Skolkovo Михаил Бялый.

«Чтобы масштабировать бизнес, предприниматель должен владеть рядом инструментов. Один из них — это работа с гипотезами. Быстро формулировать их, проверять и делать выводы позволяют HADI-циклы. Каждая буква в названии этого метода обозначает определенный этап цикла: H — Hypothesis (гипотеза), A — Action (действие), D — Data (данные), I — Insight (вывод). Важна и приоритизация, то есть понимание, с чего начать, какие гипотезы тестировать в первую очередь», — пояснил эксперт.

Михаил Бялый уверен, что предпринимателю нужно иметь стратегическое видение, то есть четкое понимание, к каким результатам он хотел бы прийти через несколько лет, потому что от этого зависит выбор бизнес-модели и стратегии развития проекта. Основатель также должен уметь работать с данными и постоянно собирать обратную связь с рынка.

«Бизнес не находится в вакууме, проект меняется. Важно постоянно проводить исследования клиентского опыта, собирать обратную связь от пользователей и анализировать ее, чтобы корректировать стратегию развития продукта», — считает Михаил Бялый.

Специалист по стратегическому маркетингу, основатель Dedu Center Виктория Дерюгина назвала в числе ключевых навыков предпринимателя умение «держать авторскую позицию», то есть способность формировать собственное видение стратегии развития бизнеса и твердо придерживаться ее, несмотря ни на что.

«Умение держать авторскую позицию — важная история. То есть вы, как автор, должны иметь представление, каким образом нужно развивать продукт или строить стратегию. Люди, как правило, думают, что есть готовые решения. Они ошибаются. Тайных знаний не существует. Именно поэтому предпринимателю приходится постоянно вставать в авторскую позицию и изобретать. Это тяжело, но вместе с тем дает много энергии и вдохновения», — полагает эксперт.

По словам Виктории Дерюгиной, самые устойчивые те бизнесы, основатели которых не оглядываются на конкурентов, не меняют принятых решений, сценариев развития и бизнес-стратегий.

«Если держаться своих “да” и “нет”, выбранная стратегия начинает аккумулировать бешеную эффективность. Когда эти “нет” и “да” железобетонны, вас перестает расшатывать. Это самый сложносочиненный навык, который можно себе представить. Его очень сложно освоить. И все это происходит от отсутствия авторской позиции», — рассказала эксперт.

Основатель коммуникационного агентства PReach, бизнес-тренер Юлия Магась уверена, что основной мягкий навык успешного предпринимателя — это умение коммуницировать, а также презентовать себя и свой продукт.

«Навык общения — фундаментальный, потому что это коммуникация и с партнерами, и с потенциальными инвесторами, и с сотрудниками, и с окружением, которое так или иначе формирует нас. Возможности и знания приходят через людей. Чем больше их будет в вашем окружении, тем шире нетворкинг и богаче социальный капитал. Связи решают. Отдельно отмечу важность навыка самопрезентации: это умение рассказывать о себе и своем продукте, не тонуть в синдроме самозванца», — отметила эксперт.

Большую роль для развития бизнеса играют не только опыт, знания и навыки основателя, но и его способность идти в ногу со временем, адаптировать коммуникационные и бизнес-стратегии проекта под тренды потребительского поведения и современный формат медиапотребления. Пользователи живут в условиях постоянного информационного шума. Их внимание становится ценнейшим активом, за который конкурируют компании, медиа и блогеры. Выделиться — непростая задача.

Как масштабировать бизнес и не прогореть: работа с гипотезами, самопрезентация и твердая авторская позиция

По мнению основателя коммуникационного digital-агентства bQ Group, сооснователь агентства AI Influence Дмитрия Бескромного, один из эффективных способов захватить внимание пользователей — это вовремя сесть на хвост мегатренду. При этом важно сделать это креативно. В качестве примера предприниматель привел кейс одного из московских ресторанов, чей «суп из Лабуб» взорвал интернет.

«Многие кафе сейчас подают десерт с лабубу. Но что сделало это заведение? Ввел в меню “Суп из семи Лабуб”. Это окрошка с лабубами из щавеля. Суп, который является культовым для российской поп-культуры! Ролик про новинку в меню залетел в сети, и за одну неделю Telegram-канал ресторана вырос более чем на 2 тыс. подписчиков. Вот пример креативной подачи. Не многие так умеют. Нужно вовремя сесть на хвост тренду и иметь щепотку классного креатива», — считает эксперт.

Качественный, креативный контент добавляет бизнесу очки в конкуренции за внимание пользователей, однако, чтобы выиграть в этой борьбе, часто нужно предложить читателю дополнительный сервис.

«Важно понять контекст своего читателя и подумать, какой дополнительный сервис можно обеспечить с помощью вашего медиа. Примитивный пример. Знаете, как Пулково привлекает подписчиков в свой Telegram-канал? На их стойках регистрации висят плакаты: “Подпишитесь, чтобы отслеживать расписание своего рейса. Наш чат-бот будет присылать вам пуш-уведомления”. Это обеспечивает стабильный приток людей в аккаунт аэропорта. Нужно нащупать такое полезное действие и адаптировать под него свою коммуникационную стратегию», — полагает предприниматель.

Креативный продюсер, создатель иммерсивных проектов Лилия Дасаева уверена, что ключ к сердцу пользователей — это чувственный контент, который заставляет зрителей испытать сопричастность к тому или иному событию.

«Мы цепляемся за контент только тогда, когда чувствуем сопричастность. Вчера вышел пост крупной компании, посвященный выезду для сотрудников. Там был красиво накрытый стол и песни. Видео завирусилось. Таким образом, бренд и поддержал сотрудников, и сделал себе нативную рекламную кампанию. Первое — нужно создавать чувственный контент, сопричастность. Второе — максимально глубоко понять свою целевую аудиторию, чтобы построить с ней эффективную коммуникацию», — полагает предприниматель.

Для устойчивого роста бизнеса критически важны качества его основателя: умение формулировать и проверять гипотезы, держать стратегический фокус, сохранять авторскую позицию, выстраивать коммуникации и креативно удерживать внимание аудитории, адаптируя свой подход под меняющиеся тренды. Именно они решают, вырастет ли идея в успешный бизнес или исчезнет в потоке информационного шума.

1
1 комментарий