Использование искусственного интеллекта в обучении персонала

Искусственный интеллект и его применение в рабочих задачах становится (или уже стал) обычным делом. Уверен, в каждой профессиональной области есть ощущение, что применение искусственного интеллекта обязательно для нынешней работы в любой профессии и отрасли.

Обучение персонала не исключение. Отраслевые конференции наполнены выступлениями о применении ИИ в работе, L&D платформы активно внедряют ИИ агентов/помощников, лид-магниты наполнены фразами “если ты не используешь ИИ, ты отстал”.

В этой статье хочу собрать то, с чем столкнулся в ИИ для корпоративного обучения, что смог применить, а что нет, какие промежуточные выводы имеются.

Спойлер: я не претендую на полноценное исследование. Очевидно, есть белые пятна, которые мне неизвестны. Дополняйте, если знаете больше.

1. Нейросети типа ChatGPT

Самый очевидный и первый способ использования ИИ в работе.

Для чего использую:

  • написание сценариев для электронных курсов, тренингов по общим темам (т.е. не уникальным для компании темам);
  • расшифровка обучающих видео и перевод их в саммари и текст;
  • создание тестов на основе материалов из учебных видео/баз знаний/текстовых материалов;
  • создание кейсов для проверки/тренировки навыков и компетенций.

В чем польза:

  • решение проблемы белого листа (когда надо начать писать с нуля и собрать материал из открытых источников);
  • экономия времени на сборе материалов;
  • структуризация материала;
  • выдумывание неключевого контекста (например неверных вариантов ответов в тесте);
  • сохранение контекста. я могу возвращаться к диалогам, которые вел по теме, и в нем дорабатывать материал либо создавать новый.

Ключевая польза - колоссальная экономия времени при подготовке объемных материалов.

В чем ограничения:

  • необходимо быть экспертом в теме, на которую происходит генерация, или обращаться к эксперту для валидации материала;
  • частые галлюцинации при недостаточном контексте;
  • чем менее детальный промт, тем ниже качество результата.

Ключевое: если эксперт в теме и может четко и точно сформулировать задачу, ИИ хорошо экономит время и усилия.

2. ИИ агенты

Мини программы с использованием нейросетей, которые работают автономно для определенной задачи.

Для чего готов использовать:

На основе чата с ответами на вопросы по продукту собрать бота, который может дать ответы на вопросы пользователей (внутренних) о работе продукта.

В чем польза:

  • заменить отвечающего человека на бота, тем самым освободив эксперта от рутины ответов на вопросы;
  • сократить срок получения ответа на вопрос задающим;
  • как следствие - повышение знаний по продукту у пользователей.

В чем ограничения:

  • технически задача решаема, но она опирается на качество базы, которая формируется на базе чатов;
  • для того, чтобы база была качественной нужно существенное вовлечение экспертов (живых людей) для проверки базы и разметки - какие ответы верные, а какие нет;
  • для создания ИИ агентов нужны программисты или бэкграунд программиста. я таким бэкграундом не располагаю, поэтому застрял в задаче.

Ключевое: реализовать такой агент пока не получилось, но похоже, реализация не за горами. порядок действий понятен, примеры реализации известны.

3. ИИ аватары для обучающего видео

Впервые опробовал недавно. Использовал HeyGen (https://app.heygen.com/) Есть первая проба пера:

Пробник использования HeyGen для обучающего видео

Порядок действий:

1. Сформировать аватар на настоящем видео.

2. Залить скриптом текст для обучающего видео.

3. Сгенерировать видео.

Просто, не требует особых навыков.

В чем польза:

  • экономия времени и денег на видеозаписи курсов;
  • ускорение производства обучающего видео;
  • в сочетании с текстовыми нейросетями произвести видео можно полностью используя только ИИ;
  • возможность использовать встроенные аватары.

В чем ограничения:

  • качество - сильно хуже чем живое видео, очевидно, что это ИИ (по крайней мере на бесплатном тарифе и с моим исходным видео для формирования аватара).

Ключевое: при более качественной записи исходного видео для аватара, качество сгенерированного видео должно быть лучше. К тому же, очевидно, эта область ИИ развивается и вскоре будет более качественная генерация.

В качестве промежуточного вывода: мой ответ ИИ - да, текстовые нейросети - ванлав, использую постоянно и рекомендую. Остальные способы технически сложнее, но развиваются качественно, и, уверен, в скором времени будут шире распространятся, чем облегчат работу специалистов по корпоративному обучению.

мой телеграмм канал

4
6 комментариев