Диджитал-будущее образовательного процесса

Пока научное сообщество рассуждает на тему четвёртой промышленной революции и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, пандемия поставила перед школами и вузами реальные проблемы. В конце апреля прошлого года в докладе ЮНЕСКО прозвучали вполне конкретные цифры – 826 миллионов детей по всему миру не имеют оборудования для дистанционного обучения.

На практике даже наличие дома компьютера не гарантирует эффективного взаимодействия с преподавателем. Из-за отсутствия нужного программного обеспечения и навыков продвинутого пользователя часть ребят восприняла дистанционное обучение как возможность отдохнуть от утомительных уроков. Более ответственные покоряли цифровые вершины всей семьей. Но большинство родителей к такому развитию событий были подготовлены еще меньше, чем их гаджетопродвинутые дети.

Если поколение Z еще достаточно мобильно и восприимчиво к цифровым знаниям, то годами наработанный опыт, а с ним и устоявшиеся привычки преподавателей могли стать непреодолимым барьером на пути дистанционного обучения. И школы, и вузы испытали серьезные затруднения с оперативным переводом уроков в онлайн среду без потери качества образования. По сути, все участники процесса пассивно ждали, когда можно будет вернуться в привычные классы.

Но назад пути нет. Необходимость диджитализации обучения назрела давно, пандемия лишь оголила проблемы, являвшиеся предметом теоретических дискуссий. По горячим следам Институт прогрессивного образования выпустил исследование «Школа 4.0», в котором приведены принципы цифрового обучения в эпоху четвертой промышленной революции, разделив его на две части: для учителей и учеников.

Учитель 4.0

Детям нравится играть, а не корпеть над учебниками. Но современные ребята проводят свой досуг за компьютером, а не на свежем воздухе. Взрослые рассуждают о слабом здоровье гаджетозависимого поколения, но изменить ситуацию не могут, так как любые запреты порождают желание их нарушать. Так почему бы не использовать диджитализацию учеников во благо? Если дать ребятам возможность одновременно играть и изучать школьные предметы, то у них появится время и желание на активный отдых. Геймификация уроков должна стать одним из самых действенных инструментов вовлечения в изучаемый предмет.

Конечно, ни учебники, ни компьютер не заменят учителя и его способность найти подход к каждому ребенку. В цифровой среде заразить вдохновением и увлеченностью своим предметом намного сложнее. Здесь не всегда есть возможность заглянуть в глаза собеседнику, поэтому своевременные ответы на вопросы, вежливость обращения и уместность замечаний приобретают особое значение. Преподаватель должен стать коучем с безупречной цифровой грамотностью и психологической устойчивостью. Это включает и умение пользоваться популярными в виртуальной среде платформами, и ведение соцсетей, и соблюдение безопасности и конфиденциальности личной информации.

Стратегия проведения уроков должна разрабатываться исходя из дистанционного формата обучения. Сопереживание и эмоциональная вовлеченность не спасут, если нет плана пошагового освоения материала. Будущим преподавателям важно быть мобильными и уметь адаптировать свой предмет к стремительно меняющимся внешним обстоятельствам, чтобы ученики овладевали не только теоретическими знаниями, но и могли применять свои навыки на практике в реальном мире.

Ученик 4.0

В мире, где большую часть повторяющихся операций можно отдать компьютерам, всю жизнь просидеть за простой рутинной работой уже не получится. Ученикам придётся развивать пока недоступные машинам умения, то есть креативность, творческое мышление и эмоциональный интеллект. Сказочный мир, в котором нужно было бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте, стал реальностью. Пандемия показала, насколько оперативно нужно адаптироваться под стремительно меняющиеся условия жизни. А чтобы ещё и успеха достичь на фоне непредсказуемых событий, стоит меняться в два раза быстрее.

Информационная грамотность, системное мышление и способность чувствовать других людей помогут ничего в спешке не упустить. То есть, надо найти сто дорог, выбрать из них самую правильную, а в случае ошибки быстро перестроиться без эмоциональных потрясений. Ошибки в этом случае теряют свое первоначальное значение негативного результата, они становятся лишь естественной частью комплексного процесса движения к цели.

Без инициативности и самообучения покорить вершины профессии будет сложно. Эффективность в мире EdTech достигается всесторонним подходом к развитию, который не ограничен рамками материалов, предоставляемых учителями. Глобализация знаний повышает значение межличностных отношений пользователей разных стран. Благодаря пониманию основ дипломатии, формированию уважительного отношения к культурам и традициям других народов постепенно теряет актуальность и деструктивный для технологического прогресса виртуальный буллинг.

И наконец, без крепкого здоровья долго идти в ногу с технологическим прогрессом не получится. Себя поддержать и сохранить мир будущего помогут тайм-менеджмент, здоровый образ жизни и экологическое мышление. Не только беречь, но и восстанавливать природу после варварского использования прошлых поколений становится одним из приоритетных направлений развития мирового сообщества. Подрастающему поколению важно лишь научиться находить время, чтобы экологично извлекать пользу из природных богатств на благо своей жизни.

Виртуальная интеграция в традиционный процесс обучения неизбежна. С технологическим прогрессом бороться бесполезно, его нужно предвосхищать. Ответственность за адаптацию будущих поколений к четвертой промышленной революции ложится на плечи образовательных организаций. Именно в школах и вузах у ребят должны развиваться нестандартное мышление и способность к сопереживанию, личная эффективность и чуткость к потребностям общества в новом цифровом мире.

77
3 комментария

Будущее образования и пугает, и завораживает одновременно. Легко могу представить это в московских и питерских школах и даже завидую уже тем, кого это коснется. А райцентр Ивановской области или Якутии? До них это и через 50 лет не дойдёт... 

1
Ответить

Дистанц - это большая возможность для граждан с ОВЗ получать образование, так же и студенты из глубинок могут обучаться в топовых Вузах, я всеми руками за! Главное, чтобы систему наладили! 

Ответить

Беда в том, что большинство людей так узко мыслят. Возможности для инвалидов - это полпроцента того, что может давать онлайн-образование. Вы статью-то читали? Там совершенно о другом

Ответить