Диплом не главное? Чего на самом деле хотят студенты от вузов
Исследование с участием 200 тысяч студентов показало: система высшего образования переживает переломный момент. Вместо формального получения «корочки» новое поколение требует от вузов реальных навыков, гибких программ и практики.
Истории студента, выпускника и преподавателя подтверждают: диплом — это лишь пропуск, но без настоящих компетенций он ничего не стоит. Как же выжить в этой системе, если ты хочешь не просто диплом, а будущее?
Что показало исследование?
С мая по июнь 2025 года платформа «Неравнодушный человек» опросила больше 200 тысяч студентов и преподавателей из 488 вузов. Главный тренд: цель «просто получить диплом» теряет актуальность. На смену ей приходит осознанное желание получить реальные профессиональные компетенции.
При этом всё больше студентов (17% в 2025 против 13% в 2024) довольны своими программами. Система медленно, но верно «взрослеет», подстраиваясь под запросы абитуриентов.
Что по жизни? Мнение выпускника, студента и журналиста
История первая: Айсель, IT-специалист и медийщик
СММ-специалист Айсель поступила на IT, потому что так было проще сдать ЕГЭ, хотя с детства грезила журналистикой. Но она не стала ждать диплом, чтобы начать заниматься любимым делом.
«Начиная с 1 курса я занималась написанием постов, активничала в студенческом комитете и всячески развивалась в медийке. После окончания обучения я уже работала в пресс-службе ВДЦ «Орлёнка», в «Сириусе», сейчас веду сообщества в социальных сетях. По опыту при приёме на места требуется хоть какой-то диплом, даже не по специальности», — делится она.
По её мнению, диплом — это лишь формальность. Гораздо важнее навыки, которые не зависят от специальности в дипломе: поиск и обработка информации, структурирование, приоритизация и коммуникация.
«Для будущего журналиста важно не просто уметь думать, но и научиться коммуницировать в любом формате: подходить к важным людям и задавать иногда бестактные вопросы. Это нужно в себе восп, неважно, президент перед тобой или министр», — уверена Айсель.
История вторая: Светлана, студент и начинающий журналист
Студентка 3 курса Светлана работала в РИА Новостях, и её опыт доказывает: работодателю важны не столько дипломы, сколько конкретные умения.
«Я прошла много тестирований перед трудоустройством, в том числе на профессиональные навыки: писала новостные материалы, проходила проверку на знание русского языка», — рассказывает она.
Более того, вместе с ней работал коллега без высшего образования, но с опытом работы в других СМИ. Это наглядный пример того, что портфолио и практические навыки могут перевесить «корочку».
«Для меня первостепенны навыки, но я понимаю, что без диплома мало кто будет рассматривать мои навыки. Почему-то мне так кажется», — резюмирует Светлана. Этот внутренний конфликт знаком многим: гнаться за формальностью или вкладываться в реальные умения.
Что думает преподаватель? Мнение Александра Кожемякина, преподаватель РАНХиГС
Преподаватель РАНХиГС подтверждает: рынок расставляет всё по местам очень быстро.
«Я считаю, что навыки и компетенции важнее. Можно получить красный диплом, но не уметь работать. Через несколько недель после трудоустройства работодатель поймёт, что компетенций не хватает», — заявляет Кожемякин.
Его личный путь — из биохимика в телевизионщика — лучшее доказательство тезиса «диплом можно иметь и не иметь. Если обладаете навыками, то сможете найти себе место».
Что в сухом остатке?
Ситуация меняется. Запрос студентов на гибкость и практику — это не бунт, а здравый смысл. Диплом по-прежнему играет роль пропуска, своего рода «галочки» для HR. Но он бесполезен, если за ним не стоят реальные умения.