Досудебная претензия (Авито вымогает биометрию в период СВО и подвергает граждан опасности)

Авито официально признает противозаконность сбора ими биометрии.
Далее публичное заявление управляющего директора Авито Владислава Федулова (СМИ, видео) и текст отправленной досудебной претензии.
Авито подвергает опасности граждан своей страны, вымогая биометрию в период проведения СВО.
В ходе форума First Russian Data Forum 2024, 18 апреля, управляющий директор Авито Владислав Федулов на сессии Экономика данных России - точка сборки интересов государства и бизнеса сообщил, что в рамках действующего законодательства Авито и другие онлайн-площадки не могут полноценно использовать биометрию. Данное событие освещалось СМИ. Пользователь не обязан передавать биометрию для получения услуг. Нам бы хотелось, чтобы регуляторы как-то покрутили с точки зрения фрода эту ситуацию в нормативном поле, обратился к замминистру Минцифры Александру Шойтову в ходе панельной дискуссии Владислав Федулов.
Ссылка действительна на 27.10.2025: https://sharingpro.ru/servis-avito-hochet-ispolzovat-biometricheskie-dannye-dlya-borby-s-frodom/
Скрипт прямой речи управляющего директора Авито Владислава Федулова на сессии Экономика данных России - точка сборки интересов государства и бизнеса, First Russian Data Forum 2024, 18 апреля, видео взято из общедоступных источников:
"Действительно, было принято законодательство в прошлом году в плане использования биометрии. Понятно, как бы безопасность личных данных граждан, безопасность геополитическая, понятна тревога за то, что такие данные начнут распространяться. Мы их не собираем никогда... Мы бы не хотели хранить у себя такие данные, но мы бы хотели иметь возможность сравнивать в случае, если у нас возникает сомнение, что кто-то вошел под чужим аккаунтом либо пытается совершить неправильную сделку, наверное, с каким-то региональным образцом. Пока в действующем законодательстве мы, к сожалению, не можем этого сделать. Правда, не можем по одной простой причине. Вроде у нас и цель правильная - обеспечить граждан, что их аккаунт не украдут, с другой стороны, в законодательстве прописано, что гражданин может отказаться от прохождения биометрической идентификации. Здесь мы попадаем в некий тупик. Мы с коллегами пока выход не нашли, честно скажу."
Поскольку законы РФ в отношении биометрии и запрета отказа в услугах из-за разумного нежелания пользователя предоставить персональные данные покручены в угоду Авито не были, следовательно, признание управляющего директора Авито в том, что пользователь защищен законом, не обязан передавать биометрию и не может получить отказ в услугах на основе ее непредоставления, является непреложным фактом.
Кому: Общество с ограниченной ответственностью КЕХ еКоммерц
Адрес: 125196, г. Москва, ул. Лесная, д. 7, эт. 15, ком. 1
ОГРН 5077746422859
ИНН 7710668349

Заявление
Настоящим письмом от 15 октября 2025 года, я, владелец аккаунта [вырезано], зарегистрированный примерно 12-15 лет назад на телефон [вырезано] уведомляю вас о попытке досудебного урегулирования спора, возникшего в результате безосновательной и незаконной блокировки моего аккаунта, привязанного к моему почтовому ящику [вырезано] (к которому я имею доступ и по сей день, как и телефону с приложением/СИМ-карте/номеру телефона).
Правила Авито мною нарушены не были.
Для разблокировки Авито требует предоставить биометрические данные, а именно снять себя на видео и сфотографировать паспортные данные.
Требование предоставления биометрических данных нарушает следующие законы:
* 572-ФЗ и ФЗ-152 - коммерческим организациям (кроме банков и органов) запрещено заниматься биометрией без ЕБС
* КоАП РФ статья 14.8 - отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных
* ЗОЗПП статья 16 пункт 4 - запрет отказывать в услугах из-за отказа предоставить персональные данные, если их передача не предусмотрена законом
* Статья 16 пункт 2.8 - запрет на односторонний отказ от услуг (блокировку) без законных оснований
В период проведения СВО, в условиях роста терроризма, киберпреступности и утечек персональных данных россиян, Авито, в нарушение действующего законодательства РФ, требует конфиденциальные паспортные и биометрические данные, нарушая закон - КоАП РФ статья 14.8 и ЗОЗПП статья 16, отказывая в услугах из-за отказа предоставить персональные данные.
В ходе форума First Russian Data Forum 2024 18 апреля управляющий директор Авито Владислав Федулов на сессии Экономика данных России - точка сборки интересов государства и бизнеса сообщил, что в рамках действующего законодательства Авито и другие онлайн-площадки не могут полноценно использовать биометрию. Прямая речь управляющего директора Авито Владислава Федулова: Пользователь не обязан передавать биометрию для получения услуг.
На основании вышесказанного требую:
1 разблокировать мой аккаунт, привязанный к почтовому ящику [вырезано]
2 официально уведомить меня в т.ч. по почте [вырезано] о решении
3 считать мое обращение досудебным
4 провести внутреннее расследование с привлечением к ответственности сотрудников, разбиравших данную ситуацию при помощи шаблонных ответов с почты поддержки support@avito.ru по обращениям 66764663 67090541 66780739 67090428 66780739 65442669 65505644 65801535 65235744 66780739 67166454 66764663 67166459
Обращаю ваше внимание, что в случае, если моя претензия будет проигнорирована или не удовлетворена в течение 7 календарных дней со дня направления, я буду вынужден обратиться в Прокуратуру РФ, Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием провести проверку в отношении сервиса Авито, в связи с тем, что Авито подвергает граждан своей страны потенциальной угрозе, вымогая биометрию в период проведения СВО, включительно предыдущие случаи нарушения законодательства РФ, такие как распространение и помощь в распространении нелегальных веществ, пиратство и продажа пиратской продукции, отказ блокировки и удаления при наличии необходимых доказательств, публичное оскорбление достоинства и отказ удаления выдуманных отзывов и оскорблений в мой адрес, а так же мошеннических действий со стороны сотрудников сервиса и помощи/укрывательство мошенников, бездействие.
Также в случае игнорирования досудебной претензии, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, мной дополнительно будет заявлено требование о взыскании с Авито судебных издержек, связанных с рассмотрением спора в суде.

Далее привожу ранее полученные ответы от Авито с интернет-ресурса www.VC.ru, и их опровержения, учитывая опасную, особенно в период проведения СВО, ситуацию с биометрией граждан.
"Мы полностью соблюдаем российское законодательство, в том числе требования к обработке персональных данных. При этом Закон 572-ФЗ не применим к проверкам на Авито."
Это не так. Видео, технология Liveness Detection и прочие технологии распознавания живого присутствия - это биометрия.
Сравнение видео с эталоном (то есть паспортом) - это двойная биометрическая обработка. 572-ФЗ и ФЗ-152 запрещают коммерческим организациям (кроме банков и органов) заниматься биометрией без ЕБС.
Авито: Мы не используем видео для идентификации конкретного человека и не устанавливаем по нему личность пользователя.
Это не так. Вот прецедент, и таких случаев много:
https://vc.ru/claim/1001215-avito-prodolzhaet-obrabotku-personalnyh-dannyh-posle-otzyva-razresheniya-na-eto-bolee-goda-proshlo
Авито: Оно необходимо только, чтобы подтвердить, что профиль в безопасности и им управляет реальный владелец.
Ни Сбербанк, ни Яндекс, ни Ozon не требуют биометрию, они заботятся о своих пользователях и соблюдают законы РФ.
Только Авито нарушает закон - КоАП РФ статья 14.8, ЗОЗПП статья 16 - отказывая в услугах из-за отказа предоставить персональные данные, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В период проведения СВО, в условиях роста терроризма, киберпреступности и утечек персональных данных россиян, Авито противозаконно требует конфиденциальные паспортные и биометрические данные, в то время как существуют безопасные способы идентификации (используемые Ozon, Яндекс и Сбербанк), такие как высылка кода по СМС или email
Государство защищает безопасность своих граждан, тогда как Авито подвергает граждан своей страны потенциальной угрозе и создает некомфортные условия для использования своей площадки.
Учитывая тот факт, что техподдержка игнорирует проблему и обращения под номерами 66764663, 67090541, 67424331, 67545420, как минимум их больше, мною создается данная тема публично и фиксируется факт публичного обращения перед подачей в суд.
Если в течение 72 часов, то есть до 29 октября включительно, вопрос не будет закрыт положительно, будет запущен исковой процесс, включающий все предыдущие нарушения, который я не буду отзывать из принципа, пока не привлеку к ответственности всех причастных лиц и не добьюсь применения максимальных мер наказания.

2
6 комментариев