5 типовых ошибок корпоративных тренингов: как не потерять бюджет и время зря
Знакома ли вам ситуация, когда время на обучение потрачено, но поведение обучаемых не изменилось, бизнес‑показатели стоят на месте и не понятно зачем проводили тренинг? Зато кейтеринг был хороший. Я был в такой ситуации, повторять не хочется.
Здесь я собрал практичный гайд из реального опыта: как не утонуть в теории, собрать «правильную» группу, пройти цикл Колба и сделать так, чтобы через 2–4 недели люди действительно стали работать по‑другому. Ну что, погнали?
За 9+ лет трудовой деятельности я успел побывать как в роли участника тренингов, так и в роли тренера по темам в области менеджмента, внутреннего аудита и различных аспектов продуктовой разработки. С перечисленным ниже аспектами в проведении тренингов сталкивался лично.
Статья будет полезна и начинающим, и практикующим тренерам, а также организаторам тренингов.
Разберем 5 типовых ошибок в организации и проведении корпоративных тренингов:
- Обучение без бизнес‑цели ради хайпа;
- Лекция вместо навыка и игнорирование андрагогики (особенностей обучения взрослых);
- Смешанная и неподготовленная группа;
- Руководители не заинтересованы в процессе;
- Нет плана внедрения и сопровождения.
Проблема 1. Обучение без бизнес‑цели ради хайпа
На практике я часто встречал ситуацию, когда при формировании программы тренингов HR подразделение выбирает модные темы типа: «стратегическое мышление», «ИИ для менеджеров», «геймификация обучения» - просто потому, что темы популярны и под них наберется аудитория.
А в реальном бизнесе в это время могут быть совершенно другие проблемы и просадки в навыках: бесполезные совещания по 2+ часов, неумение делегировать и ставить задачи и цели не по SMART, не отражающие реальную работу отделов.
В результате участники таких «хайп-тренингов» вдохновляются трендами, но уже через пару дней после окончания тренинга возвращаются к рутине и перегорают, т.к. не понимают: что, как и главное зачем менять.
Как понять, что это ваш случай?
- Не проведена диагностика потребности: не проведены интервью с заказчиком/лидером/участниками, не приоритезированы проблемы, нет связки целей тренинга с KPI;
- У тренинга нет цели изменить поведение в ближайший месяц после окончания тренинга: «что сотрудник станет делать иначе» и «как это проверим»;
- Тема тренинга звучит как тренд, а кейсы не из вашей бизнес-области.
Что стоит сделать тренерам и организаторам:
- Провести диагностику по каждой теме тренинга: хотя бы 2-3 интервью с бизнесом, после которых сформулировать цель тренинга в формате «через 14 дней X делает Y по стандарту Z»;
- Приземлить тему тренинга к реальной боли бизнеса: заменить общее название на конкретный поведенческий фокус (например, «one‑to‑one по чеклисту» вместо «лидерство»);
- Зафиксировать измеримый результат: артефакт (что должен сделать обучаемый после тренинга), метрика проверки и дата контрольной точки;
- Назначить владельца изменений со стороны бизнеса: кто принимает артефакт и подтверждает изменение поведения.
Общий вывод по первой проблеме:
Если можно одним предложением назвать бизнес‑проблему, которую решает тренинг, поведенческую цель на 2–4 недели, ожидаемый итоговый результат и дату проверки результата — будет эффективно. Если нет — это больше развлекательное мероприятие, чем тренинг.
Проблема 2. Лекция вместо развития навыка и игнорирование андрагогики
Еще одна часто встречающаяся проблема — не учитываются особенности обучения взрослых. Мы уже не в школе и не верим учителю на слово. У каждого есть свой опыт и устоявшиеся паттерны поведения.
Взрослым нужна практическая польза «здесь и сейчас», опора на собственный опыт, участие в принятии решений «применять/не применять» и ясная связь с рабочими задачами. Без этого лекция не конвертируется в поведение.
Как понять, что это ваш случай?
- 70–90% времени занимают слайды и речь тренера. Практика — «если останется время»;
- Упражнения не завязаны на реальные кейсы участников и не имеют критериев качества;
- Нет прохода по циклу Колба «личный опыт → рефлексия → теория «как надо» → эксперимент», поэтому знание не закрепляется;
- В ходе тренинга участники задают вопросы «а как это применить?» и уходят без конкретного ответа и плана действий.
Что стоит сделать тренерам и организаторам:
1. Подготовить модули обучения под взрослую аудиторию по модели Колба:
- каждый блок начинать с кейсов и опыта участников (если практика совсем новая, то на первом шаге нужно придумать игровую активность, где участники смогут получить релевантный опыт для рефлексии);
- вскрыть текущие паттерны поведения, отрефлексировать плюсы и минусы;
- далее дать 1–2 новых принципа как «скелет»;
- и тут же отработать по шаблону на кейсах участников, после чего снова собрать обратную связь – что стало лучше при работе по предложенной методике.
2. Держать соотношение материалов «70/30» в пользу практики: каждый теоретический тезис подтверждать упражнением и артефактом, который должны создать сами участники тренинга – заполнить шаблон, подготовить материал по фреймворку и т.д.;
3. Вести критерии и контроль: взаимная оценка и обратная связь по чек‑критериям на сессии.
Общий вывод по второй проблеме:
Если тренинг чередует практику и теорию в пропорции 70/30 и проходит по циклу Колба с саморефлексией и обратной связью – участники с гораздо большей вероятностью вынесут в рабочие практики что-то полезное, т.к. не просто послушали лекцию, а «пощупали» новые подходы руками и пропустили их через себя. За лекцией проще сходить на Ютуб, но он никогда не заменит хорошего тренинга.
Проблема 3. Смешанная и не подготовленная группа
Тоже сталкивался не раз - когда пускают клич по всей организации, и в одну группу собирают новичков, сеньоров и руководителей без каких-либо фильтров». Тренинг разваливается через 20 минут: одним сложно, другим скучно, кейсы никому не заходят, а уровень раздражения участников начинает расти по экспоненте.
Как понять, что это ваш случай?
- Не было отбора по понятным критериям — уже красный флаг;
- В брифе к тренингу нет «портрета участника» и минимальных требований к входу, не описаны цели и ожидаемые результаты тренинга (новые навыки, изменение поведения);
- Упражнения к тренингу универсальные или вообще «чужие»: не про наш продукт/процессы/роли;
- На тренинге у участников всплывает вопрос «а нам это зачем?» Часть группы молчит, часть уходит в офтоп или занимается своими делами.
Что стоит сделать тренерам и организаторам:
- Ввести отбор и сегментацию: зафиксировать критерии и собрать однородные потоки. Минимальный набор таких критериев:
- роль/функция и тип текущих задач, уровень (junior/middle/senior), стаж в домене, обязательные базовые знания/инструменты, схожая мотивация и схожие ожидания от тренинга;
- Дать предзадание на 30–60 минут: разбор кейса или тест на входной уровень – чтобы проверить реальный уровень участников;
- Если все-таки собрали группу с разными ролями, нужно развести практику под роли: общая теория как «скелет», но кейсы, шаблоны и критерии — разные для руководителя, аналитика, разработчика и т. п.
- В начале тренинга обсудить прошлый опыт участников и выровнять ожидания. При необходимости скорректировать план тренинга.
Общий вывод по третьей проблеме:
Обучить сразу всех и всему невозможно и не имеет смысла с точки зрения бизнеса. От продакт опытного продакт оунера мы ждем одно, от только собирающегося вступить в эту роль – совсем другое. Сегментация участников по чётким критериям + выравнивание по уровню подготовки до старта резко повышают эффективность тренинга и конверсию новых знаний и навыков в действие.
Проблема 4. Руководители не заинтересованы в процессе
Много раз встречал такой кейс: середина тренинга, активно разбираем какую-то тему. Тема живая, интересная, актуальная, но видно, что несколько участников постоянно выпадают из контекста и переспрашивают.
Далее тренер уточняет: в чем дело? И в ответ получает плюс/минус стандартный ответ в стиле: «извините, по работе написали, срочная задача».
А потом люди начинают исчезать под предлогом — «отвечу на пару писем», «выйду на 5 минут позвонить». И пропадают на час. Потому что руководитель прислал «срочную задачу» прямо во время занятия.
Ирония в том, что этот же руководитель вчера согласовал участие команды в тренинге.
Как понять, что это ваш случай?
- Нет в явном виде согласования руководителя на обучение с отрывом от работы и конкретики «что сдаём через 2–4 недели»;
- Календарь не защищён: нет no‑meeting режима, тренинг пересекается со встречами, участники прыгают между мессенджерами и Zoom и отвечают на запросы руководителя;
- Руководителя нет на старте и финале: команда не слышит «зачем это бизнесу» и «что будет принято, как результат»;
- После тренинга всё «растворяется»: возврат к текучке, руководитель не проверяет результаты.
Что стоит сделать тренерам и организаторам:
1. Договориться о роли руководителя и зафиксировать ее в артефактах к тренингу:
- руководитель подтверждает цель тренинга и целевые изменения в поведении участников или в производимых ими рабочих артефактах;
- руководитель подтверждает тренинг с отрывом от работы;
- проверяет через 2-4 недели изменения;
- валидирует эффективность проведенного тренинга;
2. Защитить время: поставить no‑meeting и блокировки в календарях на тренинг, предупредить смежные команды;
3. Встроить руководителя в ритуалы: 3–5 минут открытия (зачем и по какой метрике ждём сдвиг), финал с приёмкой артефактов.
Общий вывод по четвертой проблеме
Если руководитель не защищает время и не принимает результат, тренинг превращается в фоновую активность, где работа в приоритете, а участие в тренинге – просто отвлекает от работы. Как только появляется контракт на цель, блокировки календарей и чёткая приёмка артефактов, обучение перестаёт быть опциональным «ивентом» и встраивается в рабочие бизнес-процессы.
Проблема 5. Нет плана внедрения и сопровождения
Проблема отсутствия плана внедрения и сопровождения изменений после тренинга начинается еще на шаге планирования тренингов на квартал/год.
Если попали в ловушку «обучение без бизнес-цели ради хайпа», то дальше, как снежный ком, собираются по цепочки все остальные перечисленные в этой статье проблемы:
1. Если у тренинга еще на этапе планирования не было бизнес-цели и решаемой проблемы, практически невозможно:
- сфокусировать тренинг на целевой аудитории;
- подобрать подходящий для тренинга и релевантный для бизнеса практический материал;
- выработать применимые на практике навыки (а не просто провести лекцию).
2. Без фокуса на решении реальных проблем – не будет поддержки руководителя;
3. Без поддержки руководителя – некому будет контролировать внедрения изменений.
То есть задуматься о том, как будут внедряться изменения, надо еще на этапе подготовки плана тренингов и брифа для каждого тренинга.
Как должен выглядеть план тренингов, чтобы не забыть сделать увязку с целями?
Как минимум, он должен содержать такие поля:
Как должен выглядеть бриф тренинга, чтобы внедрение стало возможным?
Как минимум, так:
В идеале, стоит расширить бриф и включить в него также следующие пункты для организации контроля и учета рисков:
Подведём итог: обучение имеет смысл, когда после него меняется работа, а не презентации. Выберите одну цель на 2–4 недели, договоритесь с руководителем о приёме конкретных результатов и поставьте в календарь время на применение. Начните с короткого плана на квартал и брифа на ближайший тренинг — остальные улучшения подтянутся по ходу.
А как в вашей компании подходят к организации тренингов? Буду рад если поделитесь опытом в комментариях.