Про семейные истории, татарский фьюжен и успешное продвижение татарского языка ВКонтакте через контент

Привет! Меня зовут Динара, четыре года назад я запустила татарское сообщество ВКонтакте. Сегодня его читают более 37 000 подписчиков, а в комментариях часто просят перевести пост на русский язык. О том, как мне удалось «завирусить» национальную культуру, ниже.

Динара Галина Овчинникова
Динара Галина Овчинникова

Про Динару

Я выросла в небольшом городе Альметьевске. В 2008 году поступила в КФУ на факультет журналистики и осталась жить в Казани. По образованию — журналист. Сейчас работаю на трёх работах: пишу тексты для ВКонтакте, веду соцсети казанской IT-компании Innostage и работаю PR-менеджером в Национальной библиотеке Республики Татарстан. В 2017 году я создала сообщество ВКонтакте «че гуглит татар кызы».

Про семейные истории, татарский фьюжен и успешное продвижение татарского языка ВКонтакте через контент

Про татарскую культуру и язык

Я росла в татарской семье, и бóльшая часть моего окружения — семья, соседи, друзья родителей — говорила на татарском, все жили в рамках национальной культуры, традиций и ценностей.

В Казани меня окружают молодые люди, живущие в русскоязычной среде и культуре, которая поглощает их, и они постепенно забывают язык. При этом мы выросли в одной языковой и культурной среде, поэтому нам понятны одни и те же культурно-бытовые традиции. Я подумала, почему бы не создать сообщество ВКонтакте, где я смогу объединить людей со схожими ценностями и популяризовать татарскую культуру и язык.

Про семейные истории, татарский фьюжен и успешное продвижение татарского языка ВКонтакте через контент

Про сообщество

В 2017 году, когда я запускала паблик, в тренде были сообщества формата «че гуглит маман», «че гуглит мориарти». Я взяла их за основу и создала «че гуглит татар кызы», в переводе с татарского — «что гуглит татарская девушка».

Вообще, в сети много татароязычных пабликов, но большинство из них просто берут русскоязычные мемы и переводят их на татарский. Это ленивый и простой путь: контент должен быть аутентичным. При этом многие жители республики знают только базовые татарские слова.

Моя фишка в том, что я делаю посты на смеси татарского с русским, — получается некий фьюжен.

То есть если человек не помнит какое-то слово на татарском, читая пост, он интуитивно поймёт общий смысл. Прикольно наблюдать, как люди с нетатарскими именами и фамилиями пишут в комментариях: «А что значит вот это слово?» или «Я ни черта не понял, откуда это в моих рекомендациях? Окей, переведите хотя бы этот пост», — комьюнити переводит и объясняет. Мне кажется, такой уровень вовлечённости — это круто.

Сейчас в сообществе 37 038 подписчиков. Первое время идей было много и я постила очень часто. По вечерам садилась придумывать посты на следующий день. Появление инструмента отложенных публикаций сильно облегчило мою жизнь: настраивала планнер с ежечасной публикацией с 9 утра до 19 вечера. Иногда идеи рождались и в течение дня — я тут же открывала приложение и сразу вбивала пост в таймер.

Ежедневный приток пользователей в сообщество при той интенсивности постинга был примерно 100–200 человек.

Изначально я постила только формат «чё гуглит». Сейчас посты стали разнообразнее:

  • текстовый постинг — короткие посты в формате смешных поисковых запросов или реплик от лица татарской девушки;
  • фотоконтент — мемы на основе фотографий из реальной жизни (деревня, популярные татарские артисты, фото забавных явлений татарской жизни);
  • видеоконтент — прямые эфиры с мероприятий для татарской молодёжи: фестивали татарской культуры, концерты альтернативной татарской музыки, лекции о национальном воспитании, презентации татарских книг;
  • аудиоподборки — очень неплохо заходит татарская музыка из 90-х, которая многим навевает тёплые воспоминания о детстве;
  • статьи — подборки с идеями подарков с татарским колоритом, особенности национального интерьера, иногда — программы фестивалей татарской культуры и других подобных мероприятий;
  • трансляции — лайвы с татарских концертов, открытых лекций, выступлений интересных людей.

В будущем хочу попробовать подкасты. Думаю, смогу сделать что-то прикольное, но пока не знаю, с какой стороны к этому подойти.

Вначале, когда группа ещё только набирала популярность, я почти каждый день заходила полюбоваться графиками в разделе «Статистика». Смотрела в основном на приток пользователей. Сейчас я слежу за показателями каждого поста по отдельности. Считаю, что пост хорошо зашёл, если он набрал больше 200 лайков, 50 репостов и 20 комментариев.

Про семейные истории, татарский фьюжен и успешное продвижение татарского языка ВКонтакте через контент

Про контент и продвижение

Мы все знаем, что ВКонтакте можно продвигаться рекламными инструментами, а можно и контентом. И то и то эффективно. Я не сильна в таргетинге, поэтому выбрала продвижение через уникальный контент. Это хорошо работает с образовательными проектами, сообществами о науке и разного рода фановыми активностями.

Бóльшую часть контента я придумываю сама. Когда чувствую, что вдохновение заканчивается, иду на какое-нибудь национальное мероприятие или еду к родственникам, чтобы как следует погрузиться в среду. Это даёт новые идеи.

Ещё я активно использую в сообществе инструмент «Предложить новость» — точнее, подписчики активно им пользуются. Сейчас там «висит» около 500 предложенных постов. Подписчики предлагают разный контент, я выбираю, что опубликовать. Конечно, подходит далеко не всё. Если автор попадает в моё мироощущение, я тут же публикую его пост. Если кажется, что можно доработать и сделать смешнее, оставляю на потом. Иногда получается и так: предложенный пост мне кажется неприкольным, но я всё равно его публикую — и бац, у него +100 500 комментов и репостов. Наверное, я не всегда правильно оцениваю аудиторию.

Что ещё я делала для продвижения «че гуглит татар кызы»:

  • покупала репосты в четырёх популярных татароязычных пабликах — в общей сумме потратила на это 700 рублей;
  • когда аудитория достигла 3 000–5 000 подписчиков, я договаривалась о взаимном репосте со схожими по численности сообществами, которые также постили татарский контент;
  • проводила конкурсы с призами — производители товаров и услуг периодически сами стучались ко мне с идеями совместных розыгрышей;
  • рассказывала о сообществе на других площадках — отправляла ссылки друзьям в чаты, говорила о нём на разных мероприятиях и при знакомстве с новыми людьми;
  • дала интервью местным СМИ — они вышли на меня сами.

Про монетизацию

Я не создавала сообщество с целью заработать денег. Сейчас на меня подписаны больше 37 000 татароговорящих пользователей ВКонтакте, и они — релевантная аудитория для определённых татарских бизнесов, национальных мероприятий, локальных дизайнеров, местных производителей (например, настольных игр на татарском языке). Когда присылают запрос на рекламу в сообществе, я смотрю на продукт и, если он кажется мне прикольным, бесплатно публикую рекламный пост. Любую такую рекламу стараюсь делать максимально нативной. Возможно, когда-нибудь решусь подключиться к VK Donut, но это не точно : )

Динара Галина Овчинникова
Динара Галина Овчинникова

Про завтра

Я люблю своё сообщество — это только моя территория. На всех работах есть правки, редактирование, стороннее мнение, а тут я выкладываю только то, что считаю нужным именно я. Эта самостоятельность вдохновляет так же сильно, как высокая вовлечённость пользователей.

Мне нравится путь развития сообщества «Подслушано» — люблю подсматривать за тем, что они делают. Читая их, в своё время я осознала важность частоты постинга. Вдохновляет то, как они запустили и популяризовали свой мерч. В будущем тоже хочу развивать офлайн-активности. Например, создать шоперы или толстовки с популярными постами, проводить живые мероприятия, включив в них прикольный татарский юмор и полезный культурный контент.

Что делать с контентом, чтобы он зашёл в образовательных пабликах

1. Следим за регулярностью постов. Когда пользователи видят, что контент публикуется регулярно, они берут в привычку заглядывать в сообщество вечерами или в обеденный перерыв — посмотреть, что новенького опубликовали. Или получают контент в свою ленту.

2. Чувствуем настроение своей аудитории. Если заметили, что пользователи негативно воспринимают посты на определённую тему или с упоминанием конкретных персонажей, лучше отказаться от провоцирующих элементов. Обращаем внимание на то, какие форматы постов вызывают больше отклика у подписчиков, постоянно изучаем их интересы.

3. «Подхватываем» инфоповоды, если их можно связать с тематикой сообщества. То есть работаем в формате ситуативного маркетинга. В начале пандемии у меня хорошо заходили шутки про самоизоляцию, я связывала эту тему с эстетикой татарской жизни. Например, пост «коронавирус уходи сабантуй приходи» в апреле прошлого года набрал более 600 отметок «мне нравится». Ещё популярность набрали посты про стадии принятия самоизоляции в татарской семье и правила поведения татар во время пандемии коронавируса.

Одним словом, публикуем то, что почитали бы сами! А люди подтянутся 😊

7878
103 комментария

Комментарий недоступен

20
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Какбэ в Малайзии тоже ислам, но там в целом очень спокойно, позитивно и безопасно. Пенанг - любовь с первого взгляда вообще. Да, криминала в некоторых частях страны побольше чем в том же Таиланде, но в целом это обычная азиатская няшная страна.
И с другой стороны - Бурятия, где очень высокий уровень тяжких преступлений, несмотря на буддизм. 
Я так думаю, что дело не в религии больше, а в её носителях. Обрати араба в буддизм - все равно найдёт повод взорваться (шутка, если что)

3
Ответить

У татар другая особенность есть.

Ответить

Потому что культуры довольно тесно сплелись и особо не конфликтуют.

Культура и быт Кавказа все ещё разительно отличаются от российской. Да и сами кавказцы не очень-то стремятся к русской культуре.

Ответить

Прочитал некоторые комментарии, как будто в помойку окунулся. Вы чего накинулись на девушку? Она продвигает культуру и традиции своего народа среди своего же народа, это же прекрасно. В чем проблема?

19
Ответить

Она ничего не продвигает, просто играется со словами

3
Ответить