Как мы пытались создать агрегатор фотографов
На связи Анатолий Шостак - сжигатель стартапов. Продолжаю документировать опыт поиска ниши для создания бизнеса.
Название проекта: Ktofotograf.ru (Проект №5)
О чём проект: агрегатор фотографов.
Дата теста: сентябрь 16.09.2019 — 30.09.2019 (2 недели фултайм).
Статус: Заморожен. Доступен бесплатно.
Почему не смогли: рынок “Сарафанный”.
Большинство стартаперов рассчитывает на взрывной рост проекта. Осенью 2019 года мы были уверены, что нашли ее. У нас была экспертиза, исполнители, были технологии, и, как мы думали, появился канал привлечения клиентов: сервис, который мониторит соцсети на предмет целевых запросов.
Идея была проста: объединить сотни фотографов в один агрегатор, поймать "живых" клиентов из соцсетей и свести их. Мы думали: «Осталось только всё это собрать и свести — и мы миллионеры!»
Мы, c партнёром (привет Никита) были настолько уверены, что срочно передали дела и сорвались на месяц в сентябрьскую Анапу, ради концентрации на проекте ktofotograf.ru. Цель - создать умный агрегатор, решающий проблему постоянного поиска фотографа. Мы знали, что рынок фотографии гигантский, и даже 10% от него — это миллионы. Наш расчет (который, честно говоря, был просто прикидкой по количеству объявлений на Profi.ru) давал теоретическую цифру в 3,5 млрд рублей на российском рынке. Этого хватало, чтобы зажечься.
Анапский квест, который стал молчаливым марафоном
Мы выбрали Анапу в конце сентября, чтобы максимально сфокусироваться. Там нет развлечений, а цены после сезона рухнули: так что жить в отеле у моря - дешевле чем дома в Москве. Идеально для экономного, концентрированного стартап-приключения. Сутра турнички на пляже, вечером закатный променад. Никаких друзей, коллег, активностей и отвлечений.
Я предвкушал активный, веселый квест. А получил нон-стоп посиделки у монитора.
Расходы: Покупка логотипа и доступа к сервису: ~3000 руб.Тестовые закупки рекламы: ~3000 руб.Доменное имя: 150 руб
Супермега киллер фича
Вся эта затея строилась вокруг сервиса “Шикари”, который мы нашли не за долго до этого стартап приключения. “Шикари” мониторил социальные сети и если кто то, где то пишет что то вроде “мне нужен фотограф”, мы сразу видим это сообщение и может ответить на него.
Метрики первых дней
У нас не было проблем с набором исполнителей, потому что у нас есть большая, действующая база фотографов которой достаточно для проверки MVP в рабочем режиме. Мы сделали рассылку на 1500+ мейл-адресов (бесплатно через Mailchimp) — получили 900 открытий и 200+ переходов на сайт. В итоге — 50+ зарегистрированных фотографов. Мы быстро достигли цели в 20 портфолио в каждой категории фотосъёмок по Москве.
Справедливости ради, мы всё равно решили прикинуть схему генерации фотографов на постоянке. Бесплатно схемы не нашли, но из директа можно легко пополнять базу фотографами новыми. Главная цель была — добиться 5 кликов на кнопку «Показать контакты» в день. Это мы считали нашим «лидом».
- За три дня у нас было 800 визитов (400 Москва).
- В среднем в день мы получали 100–200 визитов.
- Результат: всего около 20 кликов на контакты за несколько дней. Мы не достигли заветных 5 лидов в день.
Ши и баны
Большую часть времени мы потратили на MVP. Посчитали что «оседлаем» волну спроса в соцсетях через сервис поиска таких обращений, активно оставляя комментарий о нас. Я оставлял отклики каждые 10 минут (около 50 ответов в день).
Оказалось, это не работает:
- Личный контакт: Наша гипотеза провалилась. Клиенты, которые торопились и искали фотографа в соцсетях, хотели общаться именно с тем, кто будет снимать. Любые попытки ввести посредника или консультанта, который потом передаст заказ другому, выглядели "мутной схемой".
- Баны: Мы быстро заметили, что мужской аккаунт ловит бан в ВК гораздо быстрее, чем женский. Мы переключились на женские, но название Ktofotograf все равно примелькалось админам, и мы начали получать баны.
- Одноразовый сервис: Получив контакт фотографа заказчик больше не будет возвращаться к нам. Он будет звонить фотографу напрямую, а если тот не сможет - он попросит порекомендовать друга. Это рушит и без того дорогую экономику сервиса с таким низким качеством лидов.
В целом можно было собирать эти 5 лидов в день, создать и развивать сервис без инвестиций, но продать в такой схеме крайне сложно (дорого), потому что клиенты хотели говорить с фотографом, а не с посредником. А это точно было бы неэффективной схемой. Наш проект уперся в фундаментальную структуру рынка: фотографов не покупают через интернет, их покупают через рекомендации. Это абсолютно "сарафанный" рынок на 99% без повторных продаж.
Проект заморозили ещё в 2019 году, сохранив ресурсы. Но мы вели влог и соцсети, в надежде найти партнёра, заинтересованного в развитии проекта. Но даже спустя 5+ лет мы не нашли ни одного полезного контакта по этому проекту. Рынок просто принял наше предложение к сведению и пошел дальше, по своим, "сарафанным", правилам.
Дочитавшим до конца таймлапсик из Анапы 2019 года :)
Если потребуется конкретика по проекту:
- Trello board (Логи задач): trello.com/b/i0GXzFgK
- Не стали выключать БД с фотографами: app.ktofotograf.ru
- Блог с поотчётными записями: https://ktofotograf.ru/startuplive
- Видео-архив процесса: https://youtube.com/channel/UCufU4xNBZ9GvH7gx-zEO4mA