НеАкселератор «Понял.Принял» или как создать правильных конкурентов в экологическом туризме
Россия — идеальное место для экологического туризма.
Во-первых, у нас большая территория. Во-вторых, по нашей стране проходят почти все климатические зоны. А в третьих, это наши ландшафты — разнообразные и удивительные.
Но посетители особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляют только 10% от всех туристов в российских регионах. Еще в прошлом году правительство поставило амбициозную задачу — создавать туристские кластеры, в том числе и автотуристские, при помощи проектов государственно-частного партнерства. Однако Россия до сих пор на несколько порядков отстает от лидеров отрасли: США, Австралии и стран Африки. США только на экотуризме зарабатывает более 20 миллиардов долларов. Австралия — 3,5 миллиарда, а небольшая Кения — 500 миллионов долларов.
Природный туризм во многих странах — жутко популярная штука
К сожалению, пока в нашей стране достойным образом не развит ни один вид туризма. Главная проблема — нет единого лоббирования развития отрасли. Многие представители индустрии еще не осознали, что мир изменился: природный туризм во многих странах — жутко популярная штука. Национальные парки тоже боятся инвесторов. Переживают, что вместо честного экотуризма будет построен очередной закрытый коттеджный поселок. Похожие проблемы были и в США, когда в середине 50-х годов жители стали путешествовать по всей стране, выезжать на природу. И оказалось, что система парков просто не может справиться с таким потоком. Итог — кардинальное реформирование системы национальных парков.
В целом, сфера природного туризма — это отдельный сектор экономики. Только нужно построить его. И Россия к этому готова — изменилось мышление людей: выросло поколение, которое просто не может взять и оставить мусор после пикника, которое понимает, что такое настоящий экотуризм и что он должен быть доступным.
Выросло поколение, которое просто не может взять и оставить мусор после пикника.
Пожалуй, экотуризм это не единственная проблемная отрасль. Когда вы говорите и думаете о туриндустрии, какие компании приходят вам на ум?
Возможно, такие технологичные как Booking, Aviasales, или Tutu.ru. Но есть и те, кто работают напрямую с людьми — в оффлайне.
По факту, совокупная доля туроператоров на российском туристическом рынке (если брать и внутренний, и выездной туризм по массовым направлениям) составляет 37,7%. Таким образом, около 40% граждан, планируя свой отдых в России или за рубежом, пользуются услугами туроператоров.
Многие из них испытывают трудности в связи с феноменальным развитием самостоятельного туризма: за счет технологического прогресса, а также за счёт запроса к уровню сервиса и качества.
Компания «СканТур» дерзнула и совместно с Центром оказания услуг «Мой бизнес» Санкт-Петербург сделала проект — неАкселератор под названием “Понял. Принял”.
Я убежден что рост доли самостоятельного туризма не только не вредит работе туроператоров, но и, наоборот, способен стимулировать процессы трансформации внутри туристического рынка, запустить пересмотр устаревших бизнес-процессов туркомпаний, помочь в поиске новых ниш и коллабораций между всеми участниками туристического рынка. Туроператор может и должен быть драйвером и площадкой для развития новых идей и технологий в туризме, местом объединения усилий множества небольших субъектов турбизнеса, от маленькой фермы до крупных транспортных компаний. Новые технологии управления, IT технологии - это те инструменты, которые помогают нам не просто создавать туры, но и развивать новые направления туризма, искать партнеров, и задавать тренды. Нам приятно видеть, что уже сейчас это дает первые результаты. Внутренний туризм - рынок с фантастическим потенциалом и при грамотном подходе в нашей стране у него огромные перспективы.
Мероприятие прошло в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при содействии Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Министерства экономического развития.
В России акселераторы проводят многие компании. Это инструмент для поиска инноваций, создания новых продуктов, модификации бизнес-процессов. Все это делается для того, чтобы получить в итоге преимущество на рынке.
Но на рынке экотуризма практически не существует конкуренции. Многие турфирмы застряли в 90-х. Под соусом экотуризма предлагают покормить овечек на ферме.
Организаторы давно поняли, как важно создать здоровую конкурентную среду. Сделать настоящее эко-комьюнити, чтобы вместе лоббировать и продвигать проекты на федеральном уровне.
Почему мы это делаем? Чтобы не только усиливать нашу уникальность на рынке как туроператора. У нас есть особая миссия — нести продуктовый подход в массовый «шаблонный» российский туризм. Мы хотим показать нашим коллегам по цеху, что можно и нужно работать иначе. Важно знать для кого мы делаем путешествия и на чем строится экономика впечатлений в XXI веке. На примере “Понял.Принял» мы также стремились показать форматы использования современных цифровых технологий в туриндустрии.
НеАкселератор делали как для себя, чтобы не только взбодрить рынок экологичного туризма, но и создать новые рабочие гайды, приложения и бизнес-модели. На реализацию идеи ушло три месяца. Придумали в декабре, а весной уже провели неАкселератор.
Приставку «НЕ» добавили сознательно, чтобы придать проекту уникальности. И все получилось. Четыре дня активной работы. Специально выбрали онлайн-формат, чтобы пандемия не сорвала планы.
Почему Agile- это круто?
Не обошлось и без современных тенденций — важно обновить мышление тех, кто давно на рынке. Показать, что подход важнее результата. Это, к примеру, один из принципов Agile. Он упрощает не только рабочий процесс, но и жизнь любого человека в целом. По Agile работают в Кремниевой долине, Facebook, Google, Uber, а в России, например, Министерство образования и Правительство Москвы.
Для участников подготовили десятки отличных лекций:
- Agile. Что это такое и почему все о нем говорят
- Креативное мышление на основе методологии CRAFT
- Формирование нового продукта и запуск. MVP — как быстро тестировать идеи
- Маркетинг, оценка результата и работа над ошибками
- Агрегатор спланированных путешествий для тех, кто не любит планировать сам - Digital travel консьерж
- Использование принципов unit-экономики при формировании продукта.
- Экотуризм по заповедникам и нацпаркам России
- Собиратор. Экология на примере подхода ZERO WASTE
- Как экологические инициативы помогают турбизнесу
- Что такое экофермы, экопарки, экопоселения, глемпинги и путеводитель по экологическому образу жизни
- Экотуризм. Как сделать свой бизнес устойчивым
Для вдохновения были освещены успешные кейсы. Например, как за полгода довести стартап до миллиона. Рассказ про «Digital трэвел-консьерж» о том как планировать путешествие один раз, а продавать гайд по низкой цене много раз.
Или, например, как организовать необычный поход, фестиваль путешествий, приключений и творчества с экстремальными и интеллектуальными испытаниями, командными и индивидуальными ролевыми играми.
13 спикеров — от «ИКРЫ»до «АЛЬФА банка»
«СканТур» пригласил топовых спикеров отрасли. В проекте участвовали 13 спикеров — от «ИКРЫ» до «АЛЬФА банка». Конечно, модерировать активно помогали сотрудники «СканТур» и представители Event Rocks, а также дизайнеры, чтобы идеи участников можно было визуализировать.
Одной из задач было "поженить" экологию и туризм и применить продуктовый подход как философию для их совместной жизни.
В мероприятии приняли участие свыше 30-ти участников — не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из многих российских городов.
В процессе обучения, они взаимодействовали с несколькими современными инструментами: с приложениями Event Rocks, MIRO и ZOOM.
EVENT ROCKS / MIRO / ZOOM
Пришли люди разных уровней подготовки. Оказалось, что не все успевают за передовыми технологиями, у кого-то работа в MIRO вызвала трудности.
И это не все сложности! Попробуйте в одном формате совместить понимание и философию экологии, а также новые продуктовые подходы и цифровизацию.
Трудности, с которыми столкнулись:
Время на подготовку
Недостаточная техническая грамотность участников
Недопонимание задачи мероприятия со стороны туроператоров и турагентов
- Отношение к конкуренции не как к двигателю прогресса, а как к негативному явлению рынка
- Нежелание развивать свой бизнес и создавать новые продукты
- Запрос на государственную поддержку в виде материальных благ, и неготовность принимать помощь в качестве знаний и нетворкинга
Люди глубоко погружены в операционную деятельность, проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с короновирусными ограничениями, которые, естественно, не могли обойти отрасль туризма стороной. Жизненно необходимо было вдохнуть свежий нестандартный для рынка туроператоров и турагентств взгляд на бизнес-процессы и встряхнуть коллег для новых открытий и перестройку мышления в соответствии с современными реалиями и тенденциями рынка.
Успешные решения
При этом, по словам организаторов неАкселератора, в короткие сроки удалось наполнить проект успешными решениями, о которых тоже хочется рассказать отдельно.
- Сформирован состав профессиональных спикеров, который позволил создать уникальную программу мероприятия.
- Удалось привлечь представителей самых крупных технологичных компаний.
- Все в режиме одного окна — трансляции, общение со спикерами, нетворкинг, доступ к полезным материалам.
- Пуш уведомления — напоминания, что пора подключиться или выполнить задание.
- Онлайн опросы — возможность общаться с аудиторией в моменте и выводить на экран статистику.
- Все материалы, видео и презентации сохранены на платформе, поэтому участники могут пользоваться ими в удобное время и формате.
- Нетворкинг — возможность общаться со спикерами и участниками вне программы на платформе, открытые контакты, закрытый клуб.
В результате чего, неАкселератор дал свои плоды. За две недели работы участники создали несколько потенциально успешных проектов. У кого-то родился туристический подкаст, у кого-то - идея создания глэмпинга в Нижегородской области или экотура с мастер-классом, а кто-то нашел новых партнеров и друзей.
Организаторам хотелось продлить эффект участия в классном мероприятии, поэтому было принято решение — дать возможность победителям познакомиться лично и отправиться на туристический форум в Петрозаводск. Там участники смогли пополнить багаж знаний в маркетинге, поучаствовать в еще одном воркшопе «ИКРЫ», а также насладиться свежим воздухом и вдохновиться видами Карелии.
P.S.
«СканТур» не смог не поделиться с коллегами по цеху своими лайфхаками, на случай если вдруг вы тоже захотите когда-то реализовать свой подобный проект.
Лайфхаки от «Скантур»:
1) Найдите партнера-спонсора. Организация масштабного проекта составляет более 500 000 рублей.
2) Соберите кросс-команду в своей компании. Менеджер по развитию, маркетолог, PR-специалист, копирайтер, методист, дизайнер(графический/веб, менеджер по работе с целевой аудиторией(в нашем случае это менеджеры агентского отдела), делопроизводитель.
3) Пообщайтесь с целевой аудиторией — узнайте что им интересно и каких знаний не хватает.
4) Разработайте концепцию — согласуйте ее с генеральным заказчиком или партнером на первом этапе, чтобы оперативно скорректировать вектор.
5) Сверстайте программу — выбирайте известных проверенных спикеров, с харизмой — это важно. Только так можно зарядить слушателя на новые свершения.
6) Выберите правильное время. Возможно мы совершили ошибку, так как проводили встречи в будни с 16:00 до 20:00. В следующий раз попробуем выходные и первую половину дня.
7) Используйте digital. Не бойтесь технологий. Мы поняли, что нужно готовить более подробные гайды и сопровождать каждого участника на всем пути знакомства с технологиями.
8) Продумайте мотивацию. Запаситесь бонусами и подарками, статусными, чтобы не было даже мысли не принимать участие в командной работе.
9) Будьте на связи. Всегда! На всем протяжении обучения.
10) Организуйте фидбек и спич-сессии. Участникам интересно получить обратную связь по проектам от профессионалов.
11) Сохраняйте записи трансляций. Пересматривать пройденный материал — полезно.
12) Поинтересуйтесь у участников — как все прошло. Фидбек поможет стать лучше и полезнее.
И, конечно, не бойтесь внедрять новое и становиться евангелистами. Будущее туризма начинается здесь и сейчас!
...а ещё мы придумали комикс!
Если у Вас есть, что сказать, чем поделиться и таким образом внести свой вклад в развитие экотуризма в России, то мы будем искренне благодарны за обратную связь. Ниже два варианта :
1) Если вы любите путешествовать - Анкета для туристов
2) Если вы работаете в сфере туризма - Анкета для Туроператоров
Авторы статьи: Талпа Дарья, Смирнова Вера, Трушина Анастасия
классные иллюстрации!
пэ
ы