Девять подсказок, как сделать отчёт об исследовании, который захочется прочесть

Как часто бывает, что вы провели юзабилити-тестирование, а результаты «пылятся» на компьютерах коллег, потому что прочесть отчет это отдельная работа? Как часто вы сами смотрите отчеты об исследовании и по три-четыре раза перечитываете одно и то же предложение в надежде понять его смысл?

Отчет о юзабилити исследовании должен быть юзабельным.

Рольф Молик

Фраза, которую я прочла в презентации Рольфа Молика лет 10 назад и держу ее в голове при подготовке почти любого отчета об исследовании.

Коллеги не раз отмечали, что мои отчеты приятно и интересно читать. Я и сама кайфую, когда преподношу информацию удобно и понятно. Я работаю над позиции CX lead в корпоративном сегменте Райффайзенбанка, и для нас лучший результат исследования — это задача в бэклоге. Но есть случаи, когда все-таки необходимо готовить презентации исследований для передачи знаний командам. И вот тогда я расчехляю свои девять принципов по написанию юзабельного отчета об исследовании.

1. Шрифт взять у дизайнеров.

Шрифт задает стиль всей презентации, так как в отчетах об исследованиях много текста. Если он некрасивый, то желания читать ваш отчет будет мало. А если ваша цель — донести знания, то вам просто необходимо сделать так, чтобы ваш отчёт хотелось читать. Поэтому я никогда не использую дефолтные шрифты. Первым делом иду к дизайнерам и беру у них самый модный шрифт, принятый в организации. Если ничего нет, то Helvetica всегда выручает.

2. Не более 3 размеров шрифта.

Кажется, что это вообще не важно. Но нет. Если вы определите для себя, что важная информация представлена 48 кеглем, обычный текст — 14, а подзаголовки — где-то 20, то эту иерархию заметит и читатель. Его когнитивная нагрузка будет ниже при чтении отчета, ведь всю работу по приоритизации контента вы уже проделали и отразили в размере шрифта.

3. Цветовая гамма не более 3 цветов.

Так как для текста использую почти чёрный, а для фона — почти всегда белый, то акцентный цвет остаётся один. Беру его обычно из брендбука, но если его нет, то пипеткой с логотипа. Часто бывают диаграммы, где требуется больше цветов, тогда самые крупные сектора я крашу в акцентный и почти черный, а сектора меньше окрашиваю в полупрозрачные черный и акцентный. Другой вариант — взять дополнительные цвета тоже из бренд бука или дизайн-системы.

4. Использовать как минимум две колонки для текстовых слайдов.

По умолчанию в презентациях ориентация страницы горизонтальная. В этой ориентации длина строки очень большая, и людям сложно читать настолько длинные строки. Чтобы упростить чтение, я использую как минимум две колонки для размещения текста

Макет слайда
Макет слайда

5. Ставить подзаголовки к блокам текста.

Это существенно упрощает сканирование текста и задаёт структуру. Сразу понятно, что заголовок включает в себя подзаголовки. Если читателю захочется, то можно углубиться в детали подзаголовка

Макет слайда
Макет слайда
Пример слайда
Пример слайда

6. Использовать слайды с сайдбаром.

Зачастую в результатах исследования нужно показать крупно диаграмму или скриншот и дать пояснение. Мне стало удобно придумать себе систему для таких слайдов. А именно располагать сайдбар справа и вписывать туда дополнительную информацию. Такая колонка привлекает внимание, требует краткости а значит вы проделаете работу по выделению главного для читателя.

Макет слайда
Макет слайда
Пример слайда
Пример слайда

7. Важные данные выносить из диаграмм в сайдбар.

Часто в диаграмме слишком много данных, и диаграммы нужны для внимательного анализа, слушатели или читатели презентаций вряд ли их будут глубоко анализировать. Ваша обязанность — помочь и упростить этот анализ. Для меня отлично работает сайдбар. Там я могу вынести ключевые цифры и написать о них подробности. Важно не переборщить с ними и не делать дубль диаграммы. Иногда в сайдбаре я даю другой взгляд, если в диаграммы в процентах, то в сайдбар могу написать сколько это в абсолютных значениях.

Макет слайда
Макет слайда
Пример слайда
Пример слайда

8. Прерывать монотонный ритм слайдов.

Я люблю добавлять слайды, которые нарушают ритм презентации. На них я располагаю важные замечания, особые находки и выводы. Нарушая ритм, я привлекаю больше внимания к информации на слайде.

Девять подсказок, как сделать отчёт об исследовании, который захочется прочесть

9. Ставить гиперссылки на места в документе.

Этот принцип особенно помогает при оформлении executive summary, где важно представить выводы и дать ссылки на детали. Важно не забывать ставить обратные ссылки с деталей на executive summary.

Эти принципы позволят вашим презентациям выглядеть опрятно. Ваши читатели захотят их изучать.

4444
8 комментариев

Дизайн начинается со структуры, а не со шрифтов. Хотя, конечно, визуальные компоненты не менее важны.

Я бы по теме крайне рекомендовал книгу Барбары Минто "Принцип Пирамиды".
Барбара была одним из первых женщин-партнеров McKinsey. И она умела феноменально расписывать документы так, что они легко читались. Книга, собственно, о том, как именно она это делала

6

Статья от лица у которого уже есть контент.  Поэтому в первую очередь она полезна тем как конвертировать контент в визуал.  В данном случае начинается всё всё-таки со шрифта ритма сеток и типографики.

Комментарий недоступен

4

Отчет об удобстве использования должен быть удобным в использовании.

Но вообще терминологию предметной области задает тот, кто создает знания в предметной области. И пока что это не Россия.

Отчет об удобстве использования должен быть удобным в использовании.

Но вообще терминологию предметной области задает тот, кто создает знания в предметной области. И пока что это не Россия.