📺 Почему современную технику проектируют так, чтобы она быстрее ломалась?
Старая нокия, с которой вы отходили пол-школы и универ, до сих пор рабочая — лежит в шкафу на черный день. А современных смартфонов хватает от силы на 3-5 лет. Почему так? Все дело в запланированном устаревании - рассказываю, что это за явление и как его используют бренды.
💡 С чего все началось? Наверняка вы слышали про столетнюю лампочку, которая освещает пожарную часть больше сотни лет. Ее вкрутили еще в 1901 году, а в 20-х производители электроники Osram, General Electric и Philips задумались: если каждая лампочка будет так работать, их будут редко покупать. Значит, надо сократить срок их службы искусственно. Ребята чуть изменили технологию, и вуаля — современное освещение часто не служит и десяток лет.
👉 Так работает запланированное устаревание — стратегия, когда продукт намеренно проектируют с ограниченным сроком службы. Чтобы вы каждый Новый год радовали себя новеньким смартфоном.
Устаревание бывает разным.
Функциональное — вещь тупо ломается.
Косвенное — вроде, можно починить, а расходников нет.
Психологическое — вас убеждают, что вещь уже не в тренде. Вполне работает с айфонами или одеждой.
Несовместимое — разработчик перестает выпускать обновления для старых гаджетов. Привет айфонам 😉
Эстетическое — еще нормальный продукт заменяют просто более симпатичным.
Истечение срока годности — например, встроенный чип блокирует работу устройства в час X.
Экологическое — вам предлагают отказаться от старого продукта потому что он якобы не экологичный. Например, холодильник, который жрет тонну электричества.
И кто этим занимается? Вот несколько примеров.
Apple (опять). После очередного обновления айфоны стали жутко тормозить. Компания попыталась оправдать это заботой о клиентах, а люди обвинили их в том, что они специально замедлили батарею, чтобы люди купили новый гаджет. А замечали, что айфон фотографирует хуже, когда выходит новая модель?
HP. Говорят, они встроили в картриджи чип с датой отказа. Даже если расходник лежит запечатанный на складе, через некоторое время он превращается в тыкву. Загружать его в технику бесполезно — не сработает.
General Motors. Придумали обозначить свои модели годами. Так они мотивировали народ раскошелиться на самую последнюю (и, понятно, крутейшую) машину.
🤷 А что потребители? Народ с таким подходом воюет: это бьет по бюджету и по экологической повестке. С другой стороны, быстрый товарооборот стимулирует рост, создает рабочие места, ну и приносит денежку в бюджет страны, конечно.
💭А вы что думаете?
❤ — Я за экологичность! Никаких новых айфонов каждый год.
😁 — Все логично! Если телефоны и машины будут жить по 100 лет, у нас производство загнется.
Подписывайтесь на Telegram Телеграмма от Максима Юрина.