«Уберите телефоны в рюкзаки»: как гаджеты влияют на образование школьников?

В феврале Министерство образования КНР запретило приносить мобильные телефоны в школу детям начальных и средних классов (от 6 до 14 лет). Теперь ученики не могут пользоваться телефонами на уроках, а учителя – давать домашние задания, где необходимо применение гаджетов.

Тема осталась практически незаметной в российских СМИ, хотя практику запрета гаджетов в школах проанализировали в отделе мониторинга мировых образовательных практик Академии Минпрсовещения – как в России относятся к инициативе Китая, какого мнения придерживаются эксперты в области образования и как в российских школах применяют гаджеты.

Запрет гаджетов в Китае: зачем это было сделано?

Министерство образования КНР объяснило новое ограничение на использование гаджетов в школах тем, что ученики получают негативное воздействие на органы зрения. Ограничительные меры направлены на то, чтобы «защитить зрение учеников, позволить им концентрироваться на учебе и снизить зависимость от интернета и онлайн-игр».

По данным исследования медицинского журнала JAMA Ophthalmology, в Китае у 12% первоклассников в возрасте 7 лет наблюдаются признаки развития близорукости, а к 13 годам число детей с близорукостью достигает 67%. Во избежание массового ухудшения здоровья школьников, к 2023 году темпы снижения числа детей и подростков с близорукостью должны достичь 0,5% в год.

Особое внимание в заявлении уделили родителям и порекомендовали заинтересовать своих детей новыми хобби, которые помогут ограничить время использования гаджетов, а также научить детей заботиться о своем зрении. Что касается связи по телефону с родителями, то Министерство предлагает установить в школах телефоны-автоматы и изучить возможность использования электронных школьных удостоверений с функцией звонков. А пока ребенок может брать с собой телефон только по уважительной причине, которую родитель обязан указывать в заявлении директору, и даже в этом случае телефон будет храниться в администрации школы.

А что в России?

С января 2021 года Роспотребнадзор запретил школьникам использовать телефоны во время уроков. Об этом говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей. Однако, важно понимать, что ограничение касается только образовательного процесса и не имеет отношения к внеурочной деятельности школьников. Так, ученики в свободной форме могут использовать гаджеты для связи и общения с друзьями и родителями, личных целей и развлечения. Более того, на уроках разрешают использовать другие электронные устройства вместо телефонов – это компьютеры, интерактивные доски, планшеты и моноблоки.

«Я думаю, что полный запрет гаджетов в школе – это не совсем верно. В жизни ребенка и семьи могут произойти самые разные ситуации. Если говорить об использовании в учебном процессе, сегодня существует большое количество других ресурсов, помимо гаджетов, которые педагоги могут использовать для того, чтобы сделать занятия более понятными и эффективными».

Юлия Мукосеева, эксперт Академии Минпросвещения России

Принятые меры введены для того, чтобы предотвратить нарушения здоровья, связанные с осанкой и зрением. По данным ТАСС, около 27% российских школьников проводят за смартфонами свыше восьми часов в день. Для того, чтобы снизить негативную нагрузку и уменьшить риски заболеваний, учителя должны контролировать выполнение требований по использованию техники во время учебного процесса. Так, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука – не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см. В документе также прописано ограниченное количество часов для учеников разных классов, которое необходимо соблюдать во время работы с электронными устройствами:

  • Интерактивная доска: до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут;

  • Компьютер: ученики 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5- 9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.

«Сегодня эффективный образовательный процесс невозможно организовать без гаджетов. Я очень часто задаю учителям вопрос, действительно ли они искренне верят в то, что через 5-10 лет их ученики будут чаще использовать текст на бумажном носителе. Мы прекрасно понимаем, что технологии стремительно развиваются и велика вероятность, что ребенок не будет взаимодействовать с бумажной книгой в будущем. Не обучать детей тому, что пригодится в реальной жизни - это неправильно».

Юлия Мукосеева, эксперт Академии Минпросвещения России

По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают, что телефоны мешают школьникам учиться – 83%. Три четверти граждан поддерживают идею о запрете гаджетов во время занятий, а вот 17% считает, что никаких существенных изменений не последует даже после принятия подобных мер.

Какой цифровой контент разрабатывается в российских школах?

Во многом проблема использования цифровых устройств состоит в том, что не все педагоги в России освоили современные технологии. Но несмотря на отсуствие массового пользования цифровыми устройствам, сегодня в России активно разрабатываются высокотехнологичные сервисы и платформы для повышения цифровизации образования.

Так, в Москве запустили «Московскую электронную школу» – проект, который объединяет несколько сервисов в одном месте. В «Библиотеке МЭШ» каждый учитель может найти десятки тысяч образовательных материалов в электронном формате и применять их на своих занятиях. «Электронный дневник» позволяет родителям отслеживать оценки своего ребенка, мониторить успеваемость и расписание. Сервис «Москвиненок» помогает оформить питание в школе, контролировать траты, проверить, во сколько ребенок пришел в школу и когда закончил уроки.

«Учителя должны не просто шагать в ногу со временем, но и чуть-чуть заглядывать вперед. Им следует четко понимать, какие электронные устройства и образовательные сервисы сегодня существуют. Каждый современный педагог должен знать, как построить урок на основе интерактивных заданий для детей, где можно посмотреть видеоуроки и электронные задания».

Юлия Мукосеева, эксперт Академии Минпросвещения России

Еще один полезный ресурс – «Российская электронная школа», где содержатся уроки по всем предметам с 1 по 11 класс. Любой учитель может воспользоваться учебно-методическими материалами.

«Дети сегодня в большей степени визуалы. Они привыкли воспринимать информацию через картинку, потому что уже родились с ней. И если мы сегодня будем продолжать в традиционном формате просто что-то рассказывать и сами не сможем создавать эту картинку и применить ее на уроке, то мы останемся учителями прошлого, а не XXI века».

Юлия Мукосеева, эксперт Академии Минпросвещения России
11
10 комментариев

Если есть желание и цель, то телефон и прочее не помеха.

3

Про какое желанин и цель Вы говорите.Это может быть,а может и не быть у взрослого человека .Ребенок же занят играми и смотрит разную ерунду ,что не полезно развивающемуся организму.Второе- никто не изучает влияние 30 телефонов в классе на ребенка.Только возмущаются почему дети такие рассеянные/они же думают о незаконченной игре и ждут перемену,не до урока/ почему гиперактивные.

Там главное Мотивация. И задача родителя до школы - замотивировать ребёнка, чтобы тот с охоткой получал знания и применял на практике.

"По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают, что телефоны мешают школьникам учиться – 83%. Три четверти граждан поддерживают идею о запрете гаджетов во время занятий, а вот 17% считает, что никаких существенных изменений не последует даже после принятия подобных мер"

- как обычно, какие-то мифическое "большинство россиян" )) по ссылке даже не удосужились сделать отсылку на методологию исследования и даже не указали количество опрошенных 

2

Потомучто большинство! Слава богу хотя бы до родителей дошло, что гаджеты это прямая дорога в идиотизм. 

Ха-ха, смешно! Люди такие смешные. Они действительно думают, что гаджеты влияют на умственное развитие, ммм... Люди эволюционируют, открывают для себя новое, и это очень хорошо. Но знаете, иногда в интернете, узнаёшь больше, чем в школе. И даже в большинстве случаев. Интернет есть везде, там происходит общение, и тот же обмен данными и информацией, что и просто устно или письменно, лишать этого НИКТО И НИКОГДА не должен иметь права. Когда-нибудь, поколение СССР уже поймёт, что  как прежде, никогда не будет! В интернете много информации, половины нет в книгах, да и интернет сам по себе, лишь облегчает жизнь. Не всегда, знаете ли, у 10 летнего ребёнка на перемене, будет с собой книжка "сколько время, как делить столбиком, если не понял тему, что за птица на подоконнике и прочее" ЭТО НЕОБХОДИМО, интернет обязан быть везде! Да и интересно так, топать школьников огранили, а умных и всё знающих взрослых-нет? Суть понятна, если ты заинтересован в учебе, то не Тик Ток, Лайк, Инстаграм, ГДЗ и прочее, тебе не помешают. Кстати, к слову, именно взрослые, и убивают в детях, это желание учиться, а не интернет, соц.сети и прочее..
Если я сейчас, под конец, скажу, что это МОЁ мнение как ШЕСТИКЛАССНИЦЫ, меня за это загнобят взрослые)

2

В тиктоке есть обучающий контент, а гдз может обьяснить как решать задание (к примеру математика).