«Яндекс.Маркет» навязывает неравные условия подключения магазинам по DBS

Так выглядит выбор способа оплаты у большинства продавцов телефонов на «Яндекс.Маркете», подключенных по модели DBS.

Вот так выглядит выбор способов оплаты у большинства магазинов
Вот так выглядит выбор способов оплаты у большинства магазинов

А вот так выглядит выбор способов оплаты у нас и других магазинов, которым просто не повезло. И это делает для нас размещение на Яндекс Маркете экономически невыгодным т.к. конкурировать по цене с магазинами принимающими только наличными — невозможно.

«Яндекс.Маркет» навязывает неравные условия подключения магазинам по DBS

Яндекс.Маркет сам решает какому магазину как принимать оплату и не сообщает по каким критериям принимается это решение. Любые обращения в службу поддержки с попытками выяснить кто именно принимает данные решения заканчиваются ссылкой на следующий пункт справки:

Скрин из справки Яндекс Маркета на который отсылают  при обращении в поддержку
Скрин из справки Яндекс Маркета на который отсылают  при обращении в поддержку

Да, не секрет, что магазинам более выгодно работать с наличными. В некоторых сферах бизнеса до сих пор не принимают пластиковые карты, потому что прибыльность слишком маленькая, чтобы покрыть издержки использования безналичного расчета. Да и просто в России так еще можно.

Возьмем для примера какой-нибудь популярный мобильный телефон (iPhone) и отсортируем по минимальной цене список магазинов, в которых он продается на Яндекс Маркете . Теперь посмотрим много ли магазинов среди первой десятки предлагают оплатить картой? Очень немного, а может и вообще нет

«Яндекс.Маркет» навязывает неравные условия подключения магазинам по DBS

Все дело в том, что наценка на популярные телефоны часто составляет 0,5-2%, и это не позволяет производить какие-либо безналичные манипуляции с деньгами. Конкуренция сумасшедшая, все телефоны закупаются в одном месте примерно по одной и той же цене, размещаются в сотнях магазинов, а продаются только у того, кто оказываются на первых строчках Яндекс Маркета (при сортировке по цене). Таковы реалии онлайн бизнеса по продаже телефонов в России. Кто когда-либо оказывался на первых строчках с популярными моделями, тот знает.

В такой агрессивной среде очень тяжело выжить маленькому магазину, а если тебе дополнительно создают менее выгодные условия работы, тогда всякая борьба теряет смысл.

Эксперименты на живом бизнесе

Мы провели эксперимент, поробовали продавать как есть, надеялись, что люди сами по себе будут выбирать оплату наличными. Но нет, большинство оплачивает картой, что делает нашу прибыль по большинству позиций отрицательной, а значит и размещение бессмысленным.

Возможно мы вообще не стали бы размешаться на маркетплейсе по модели DBS, а остановились бы на размещении по ADV (ссылка на магазин без возможности заказать на маркете), но Яндекс Маркет не оставляет выбора. Во первых он всегда показывает такие предложения ниже других. Во вторых в результате экспериментов Яндекс Маркета над партнерами многие популярные модели телефонов вообще перестают показывали по старой модели (ADV). В админке мы видим вот такое сообщение:

«Яндекс.Маркет» навязывает неравные условия подключения магазинам по DBS

Такие эксперименты очень хорошо мотивируют магазины подключаться к новой модели Яндекс Маркета. Товар то уже закуплен из расчёта, что он будет продан на Яндекс Маркете и девать его больше некуда. В такой ситуации хочешь не хочешь, а нагнешься и подключишься к любой модели. Ведь быстро большое количество нигде кроме Маркета не продашь.

Скрытые мотивы Яндекс Маркета

Ок, это все понятно, если Яндекс Маркету нужно поскорее превратиться в Маркетплейс, он будет использовать для этого любые способы. Возможно действительно за этим будущее.

Непонятно только почему разным магазинам предлагаются разные условия подключения и почему не объясняется как на это можно повлиять. Что это? Ошибка, самодурство, очередной эксперимент или намеренное сокрытие информации?

Если это эксперимент - он неудачный, ущемленные продавцы мобильных телефонов просто уйдут на другие площадки и маркет перестанет на них зарабатывать.

Возможно это попытка усидеть на двух стульях. С одной стороны хочется стать полноценным маркетплейсом и принимать оплату от клиентов любыми способами. С другой стороны не хочется терять многомиллионный рынок мобильных телефонов, которые людям уже не будет более выгодно покупать на Яндекс Маркете, если заставить всех продавцов принимать оплату картой.

Вот и принимается решение оставить самых выгодных партнеров, а остальных "партнеров" просто кинуть и выбросить на помойку таким вот нечестным способом.

Возможно это все домыслы и фанатизии, которых могло бы не быть если бы Яндекс Маркет потрудился рационально объяснять свои действия и решения. Ведь именно рациональные объяснения помогают нам убеждаться в том, что мы имеем дело с честным деловым партнером, а не сумасшедшим или мошенником.

С надеждой на лучшее

Очень хочется верить, что это все ошибка и временное недоразумение. Очень хочется просто выжить, оправиться после пандемии, раздать долги и сохранить бизнес. А если не сохранить, то постепенно построить что-то новое с более стабильными и профессиональными партнерами, когда твоя судьба не зависит от непонятных и нелогичных обстоятельств.

Мы выживем и без Яндекс Маркета, за годы работы он научил нас не надеятся только на него и мы успешно освоили альтернативные источники трафика. Но все же хотелось бы не покидать большую арену из-за каких-то нелепых недоразумений.

P.S. Уже после написания нашел здесь статью посвященную этой же теме теме, мы не одни и также ждем решения своей проблемы.

Представители Яндекс Маркета ответьте пожалуйста, стоит ли нам в будущем рассчитывать на равные условия размещения, когда этот ужасный эксперимент закончится и мы сможем нормально работать как раньше?

22
36 комментариев

Я из Маркета. Действительно, мы проводим сейчас эксперимент со способами оплаты на Яндекс.Маркете для модели DBS. Это нужно, чтобы изучить, как пользователи ведут себя и покупают на объединённом сервисе (напомню, что бывший маркетплейс Беру переехал на Яндекс.Маркет). В том числе изучаем, насколько покупателю важно приобрести товары через одну корзину и оплатить их одним способом, независимо от того, товары каких продавцов он покупает.

На основе результатов этого эксперитмента будем смотреть, какие инструменты для магазинов стоит развивать.

Ответить

Ох, какая богатая тема с оплатой наличными )

Друзья - боюсь в статье только часть правды. Конечно - эквайринг съедает значительную часть маржи (2-3% для небольшого магазина легко).

Но основная причина приема наличных - это уход от налогов.
Будь то работа магазина с собственными курьерами, или работа магазина с внешней локальной службой доставки - суть не меняется.

Сначала при доставке нам всем выдавали разные липовые бумажки под видом кассовых чеков (да и сейчас выдают) - у меня раньше целая коллекция была.

Сейчас с введением онлайн-касс схема чуть усложнилась - и это либо левая бумажка с произвольным qr-кодом, либо настоящий чек, который вечером замечательно аннулируется.

А в результате магазин экономит 6-10% с оборота ;)

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ну а еще оплата картой это дополнительная защита от платежной системы (всегда можно подать на чарджбек). 

Ответить