С какими проблемами стоит идти к онлайн-врачу

Ответ для тех, кто пока не очень доверяет телемедицине.

С какими проблемами стоит идти к онлайн-врачу

Телемедицина — не новинка на рынке медицинских услуг. О сервисах, позволяющих проконсультироваться с врачом онлайн, говорят уже несколько лет, но до сих пор есть те, кто даже не пытался обратиться за дистанционной помощью.

Директор по продукту Budu — сервиса по управлению здоровьем — отвечает, почему больше не нужно сидеть в очередях в поликлинике, можно ли доверять врачам из телемедицины и как быть тем, кто стесняется видеозвонков.

Александр Толокольников
Директор по продукту сервиса Budu

С какими проблемами можно обратиться к онлайн-врачу?

Телемедицинские услуги регулируются законом «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». Он разрешает врачам консультировать пациентов онлайн для следующих целей:

  • Профилактика заболеваний. Врач расскажет, как не простудиться с наступлением холода, как справиться с постоянными мигренями и что делать, чтобы не обострялся хронический гастрит.
  • Определение состояния пациента. Онлайн-доктор выслушает жалобы, задаст уточняющие вопросы, проанализирует результаты исследований и анализов — и поделится мнением о состоянии здоровья пациента.
  • Принятие решения о необходимости проведения очного приёма. Специалист обозначит возможную проблему, подскажет, какие анализы нужно сдать и к какому врачу обратиться в поликлинике.

По статистике, чаще всего такие приложения используют для консультации с терапевтом — в приложении Budu более 80% обращений приходятся на врача этого профиля. В этом случае сервис выступает как медицинский помощник — всегда с вами и готов подсказать, что делать с больным горлом, открывшейся аллергией на пыльцу, укусом мошки или «заклинившей» спиной.

Но дистанционный доктор — не обязательно терапевт. Записаться на онлайн-приём через такие сервисы можно к педиатру, психологу, дерматологу, неврологу и даже гинекологу.

Какие болезни можно полностью диагностировать по видеосвязи и сформулировать для них лечение?

Врач не может ставить диагноз онлайн. Диагноз — это заключение о состоянии здоровья пациента, которое, согласно нашему законодательству, можно поставить только на очном приёме. Но это и не является основной задачей онлайн-консультаций. Мы выделяем четыре основных типа проблем, которые отлично удается решить дистанционно.

«Просто спросить»

Телемедицинский врач поможет решить вопросы, с которыми странно идти на очный приём: «Можно ли выпить бокал вина после “Нурофена”?» или «Заболел левый бок, это аппендицит?». Такие вопросы обычно задают поисковым системам и вместо несерьёзных болячек обнаруживают у себя онкологию.

Есть и более серьезные ситуации, чем разбор симптомов. Например, наша коллега в поездке на море наступила на разбитый бокал и поранила ногу. Видео-осмотр помог понять, не представляет ли рана опасности, и подобрать рекомендации по извлечению осколков.

Первичная навигация

Замена первого приема терапевта на онлайн-консультацию помогает быстрее сориентироваться в возникшей проблеме и сократить общее время на лечение. Терапевт сможет сразу сказать какие анализы понадобятся и к каким узким профильным специалистам с ними обращаться.

Сопровождение

В онлайн можно перейти и из офлайна: врач, который назначил пациенту лечение на очном приёме, может следить за состоянием его здоровья в приложении и корректировать лечение. Это значит, что можно один раз появиться в клинике и получить план лечения, а дальше продолжить общение с медицинским специалистом удалённо.

Пока такой формат доступен только жителям Санкт-Петербурга — там есть клиника сервиса. К концу года совмещать онлайн и офлайн смогут и жители Москвы.

Получить «второе мнение»

Второе мнение — это взгляд другого врача на вашу проблему. В медицине тоже случаются ошибки, поэтому, если вы сомневаетесь, стоит ли принимать сильнодействующие таблетки, которые выписали в клинике, — можно дополнительно проконсультироваться онлайн.

Специалист телемедицины может подтвердить необходимость назначенного лечения или порекомендовать варианты уточнения диагноза.

В обычных поликлиниках нужно записываться заранее, а здесь как?

Чтобы записаться на приём, нужно:

1. Скачать приложение и пройти регистрацию. Как правило, ввод данных занимает не больше пары минут.

2. Выбрать область медицины или профиль специалиста, а затем конкретного врача по специальности. Если не знаете, к кому обратиться, — запишитесь на приём к терапевту, он поможет определиться.

3. Выбрать время сеанса. Некоторые приложения сразу показывают свободное время для записи, а другие предлагают договориться о времени приёма в чате с выбранным врачом.

Запись на онлайн-консультацию с врачом в приложении Budu. После выбора профиля специалиста можно выбрать удобное время приёма. Приложение добавит консультацию в ваш календарь и напомнит о ней.
Запись на онлайн-консультацию с врачом в приложении Budu. После выбора профиля специалиста можно выбрать удобное время приёма. Приложение добавит консультацию в ваш календарь и напомнит о ней.

А если нужно прямо сейчас — попаду? И ночью смогут принять?

Телемедицина объединяет врачей в разных часовых поясах, поэтому пациент из любого города сможет подобрать подходящее время. Некоторые сервисы ограничивают время обращения — указывают часы, в которые можно получить консультацию. Другие предлагают круглосуточный доступ и возможность обратиться к дежурному специалисту в любое время.

Онлайн-консультация в Budu доступна 24 часа в сутки из любого региона страны или мира. Для срочных вопросов всегда есть дежурные врачи в онлайн-очереди — терапевт и педиатр. К ним можно попасть на приём в любое время. Приложение подскажет, кто из докторов свободен прямо сейчас и готов оказать помощь.

Почему я должен доверять врачам таких сервисов? Как я могу быть уверен, что они профессионалы?

Онлайн-доктор — это тот же врач, что ведёт очные приёмы в поликлинике. Как правило, в подобных сервисах можно посмотреть подробную информацию о враче — квалификацию, стаж, образование и текущее место работы, а также почитать отзывы пациентов.

Отдельных врачей для телемедицины не существует

В сервисе Budu работают врачи из «Ренессанс клиники» Москвы и Санкт-Петербурга, прошедшие дополнительное обучение по сценариям оказания онлайн-консультаций. Если врач понравится — к нему можно записаться и на очный приём.

Сколько длится приём?

В среднем консультация длится 20–30 минут. Нет, вам не вернут деньги, если расскажете о проблеме быстрее — оплата происходит за факт консультации, а не за время по минутам.

За это время специалист расспросит вас о жалобах, задаст уточняющие вопросы, посмотрит результаты анализов и порекомендует, что делать дальше — какие исследования пройти, к какому врачу обратиться. В Budu, например, вы можете загрузить результаты анализов заранее, чтобы специалист посмотрел их до приёма и не тратил на это время консультации.

Сколько стоит консультация онлайн-врача?

Сервисы телемедицины предлагают разовую оплату за приём или подписку — на месяц, несколько месяцев или год.

В среднем консультация терапевта в телемедицинских сервисах стоит от 350 до 1500 рублей, профильного врача — от 350 до 6000 рублей. Цена зависит от выбранного сервиса телемедицины, профиля специалиста, его опыта и квалификации.

В сервисе Budu минимальная цена за консультацию 500 рублей, на подписку — 900 рублей в месяц. В эту стоимость входит неограниченное количество консультаций, доставка лекарств и полный доступ к полезному контенту сервиса. Первые две недели пользоваться сервисом можно бесплатно.

С какими проблемами стоит идти к онлайн-врачу

А есть бесплатные услуги?

Это зависит от конкретного сервиса телемедицины — бесплатными могут быть подборки медицинских статей, выбор и заказ лекарств.

В приложении Budu, например, бесплатно можно определить уровень тревожности, помедитировать, пройти онлайн-скрининг и определить «индекс здоровья». «Индекс здоровья» — это тест для самообследования на 60 вопросов. Он поможет выявить склонность к диабету, онкологическим заболеваниям и узнать о проблемах с сердцем. В конце теста человек узнает уровень своего здоровья, получит рекомендации и профили специалистов, к которым стоит обратиться за консультацией.

Ещё в Budu есть чек-листы, подсказывающие, как собрать аптечку на разные случаи жизни, «Таблетница», которая поможет не пропустить приём лекарств, и подборка материалов от Cuprum — издания про доказательную медицину. Словом, Budu — не просто агрегатор по поиску врачей, а полноценная система по управлению здоровьем.

Среди бесплатных функций приложения «Домашняя аптечка», карточки с кратким пересказом статей издания Cuprum, медитации от сервиса Meditopia.
Среди бесплатных функций приложения «Домашняя аптечка», карточки с кратким пересказом статей издания Cuprum, медитации от сервиса Meditopia.

Могу ли записать на приём ребёнка?

Есть сервисы, в которых доступна консультация педиатра; записать на консультацию несовершеннолетнего может только родитель.

Чтобы «отвести» ребёнка на приём к врачу, в приложении Budu вам нужно записаться на приём самостоятельно, а во время звонка, например, пригласить его для «осмотра».

Как будет проходить консультация? Могу ли я не включать камеру, если стесняюсь?

Обычно приём спровоцирован проблемой, поэтому готовиться к нему специально не нужно — врач на приёме узнает, что вас беспокоит, и задаст уточняющие вопросы.

В телемедицинских сервисах доступны не только видеозвонки, но и аудиосвязь и даже чат для переписки — перед консультацией вы сможете выбрать вариант, который вас устраивает. В приложении Budu формат общения можно менять в процессе — можете выбрать аудиозвонок, а для осмотра включить видео.

А что сможет понять удалённо гинеколог или другой врач узкой специализации?

На гинекологический осмотр в таком приложении действительно не попасть — за ним придётся идти в клинику. Врач узкой специализации послушает жалобы, посмотрит результаты УЗИ, мазков и других обследований, которые вы ему предоставите, и даст рекомендации на основе этих данных.

А ещё такой врач поможет разобрать рецепт, который оказался не под силу ни вам, ни фармацевту в аптеке, — достаточно загрузить его фотографию в чат со специалистом.

Если у меня подозрение на COVID-19, смогут помочь?

Некоторые телемедицинские сервисы предоставляют консультации по коронавирусу. В Budu есть программа сопровождения по COVID-19, она предусматривает неограниченное количество звонков врачу, который специализируется на лечении коронавируса. Ещё есть возможность пообщаться с психологом — чтобы снять нервное напряжение и страх от заболевания.

В программе сопровождения онлайн-доктор каждый день мониторит состояние здоровья пациента. Он поможет определить критичность симптомов и понять, нужно ли вызывать врача из поликлиники или звонить в скорую.

Даёт ли онлайн-врач заключение и будет ли оно приниматься врачами обычных поликлиник?

В некоторых странах врачи уже могут ставить диагнозы удалённо, без очного приёма. В России это пока незаконно. Поэтому диагноз, полноценное заключение или рецепт на антибиотики от онлайн-доктора не получить. Но пандемия вызвала большое ускорение в изменениях, и мы ожидаем, что возможности телемедицины скоро расширятся: клиенты смогут оформить больничный онлайн и продлить рецептурное лекарство в рамках ограниченного срока.

С какими проблемами стоит идти к онлайн-врачу

Существует ли телемедицинская карточка пациента или мне самому нужно будет вести «тетрадку»?

Все заключения онлайн-врачей будут храниться в вашем личном кабинете в выбранном сервисе. В них будут указаны диагностическая гипотеза, список необходимых обследований и рекомендации по лечению — всё это можно выгрузить в pdf-файл и показать любому врачу на очном приёме.

Сейчас в России идёт процесс создания единой медкарты на государственной платформе. Планируется, что при согласии клиента врачи смогут получать информацию из сервиса обо всех заключениях, сделанных в любом медицинском учреждении или телемедицинском сервисе.

Если вы не нашли в нашем материале ответ на свой вопрос о телемедицине — его можно задать напрямую онлайн-врачу. Регистрация в приложении Budu даёт полный бесплатный доступ к сервису на две недели.

Budu — не простой агрегатор по поиску врачей, а полноценная система по управлению здоровьем для тех, кому не нужно ждать «пока заболит», — с чатом для «просто спросить» и возможностями вплоть до персональной навигации личным специалистом. Скачать приложение на свой смартфон можно по ссылке.

Имеются противопоказания, для точной постановки диагноза необходимо проконсультироваться со специалистом.

ООО «Медкорп», лицензия № ЛО-50-01-009076 от 10.10.2017.

ООО «РенКлиника», лицензия № ЛО-78-011474 от 08.02.2021.

17
28 комментариев