Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Всем привет, меня зовут Константин, сегодня я поделюсь с вами идеей, которую безумно хочу реализовать в ближайшем будущем. Это приложение для родителей, которое поможет стимулировать детей через геймификацию и виртуальные награды. А также расскажу о своих ошибках с которыми столкнулся в процессе проработки данного pet-проекта.

Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Предистория

Два года назад я работал project manager в небольшой ИТ-компании, которая создает решения для локальных и коалиционных программ лояльности. Если проще ― мы продавали бонусные карты, сертификаты, карты лояльности и т.п., с накопительной системой. В основном, этим пользовались ТЦ и Retail клиенты.

Рынок специфичный, много конкурентов, поэтому красивым сайтом и низкими ценами убедишь далеко не каждого. Мы это понимали и решили придумать новый продукт, который поможет выйти на новый сегмент аудитории. В процессе brainstorm мы нагенерили много интересных идей, и одна из них – решение, которое поможет стимулировать сотрудников внутри компании.

Идея заключалась в том, что за выполнение KPI сотрудник будет получать накопительные бонусы. Он также может отслеживать свои накопления в приложении и тратить их на коммерческую продукцию. У нас была возможность сделать каждому бонусные карты с дизайном компании и ФИО сотрудника, так как мы разрабатывали накопительные карты для магазинов в таком формате. В арсенале у нас даже было приложение, которое технически не сложно было доработать, как минимум для тестирования MVP.

Моя уверенность в том, что мы сделаем новый прорыв в индустрии приложений и покорим как минимум Россию было далеко от правды. Даже еще дальше чем далеко!

Ночами напролет я продумывал структуру и дизайн приложения, прорабатывал User Flow, готовил POS-материалы и надеялся на лучшее.

Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Но ничего не получилось, и мои старания были тщетны. Продуктом интересовались, но было еще сложно описать функциональность с технической точки зрения.

Через пару месяцев я ушел работать в европейский банк, но забрал с собой эту идею в надежде, что получится реализовать ее самостоятельно.

На тот момент я уже понимал, что если начать разрабатывать продукт за собственный бюджет, то необходимо как минимум продать MVP, провести UX Research – это позволит обрести понимание в цифрах и на этих результатах принимать решение о запуске продукта. Я уже обжигался пару раз, когда создавал 2 компании, которые к счастью, обошлись мне в небольшой минус и я успел их вовремя продать.

Я решил сделать прототип и описать главные функции:

  • Бесплатное приложение, чтобы любая компания смогла стимулировать своих сотрудников.
  • Приложение имеет внутреннюю валюту, которую начисляет менеджер сотрудникам (вручную).
  • Есть внутренний магазин, который позволит персоналу за наколенные бонусы покупать различный коммерческий мерч.
  • Подробная статистика для каждого сотрудника по его KPI и другим показателям.Заметки и напоминания.

В течение нескольких месяцев, я в свободное от работы время проводил исследования с пользователями, построил JTBD и CJM. Но в процессе продаж, я понял, что даже доработанный продукт не подходит ни одной из аудиторий:

Большим компаниям не интересен бесплатный продукт, который не имеет репутации на рынке, когда есть готовые решения наподобие MS Teams, также они не готовы предоставлять данные своих сотрудников.

Малому бизнесу необходимо расти на начальном этапе. Продукты, в которых отсутствует автоматизация, и которые не смогут увеличить выручку – не особо интересны. Так как бонусы для персонала необходимо зачислять самостоятельно, то это дополнительная работа, дополнительные затраты и к тому же нужно покупать коммерческие вещи для внутреннего магазина.

Средний бизнес включал в себя все сомнения от малых и больших компаний.

Вывод: это интересная идея, какое-то количество компаний могли бы пользоваться таким решением. Но учитывая все риски, я посчитал, что стоит подумать немного в другом направлении.

Мобильный банк для детей и их родителей

Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Размышляя над тем, какую пользу из прошлого кейса можно извлечь, я понял, что лучшее решение, которое возможно на данный момент – это сделать то, чем я бы хотел пользоваться ежедневно и чего мне так не хватало в детстве. Я решил создать Mcookie – приложение для родителей, которое поможет стимулировать детей.

И конечно, я хочу поделиться этим с вами, ведь что, как не обратная связь, поможет мне двигаться вперед и избежать в будущем возможных ошибок.

Я полностью переработал концепцию прошлого решения, но оставил основные функции старой идеи:

  • Возможность родителям ставить задачи своим детям и награждать за их выполнение.
  • Семейный интернет-магазин, где можно добавлять различные товары и устанавливать на них стоимость.
  • Статистика для ребенка по его расходам и доходам.
  • Возможность кастомизировать название валюты.
  • Приложение бесплатное.
Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Интерфейс приложения – это большая редактируемая доска задач. Родители добавляют своим детям задания и назначают стоимость. Ребенок выполняет задачу, отдает ее на проверку и после утверждения получает бонусные баллы в виде печенек. Накопленные печеньки, ребенок обменивает в семейном магазине на товары, которые добавили его родители.

Это похоже на некое Trello, только для детей =)
Это похоже на некое Trello, только для детей =)

Research и главная ошибка

Я начал мониторить рынок и искать похожие приложения. В России, кроме вопроса на GitHab о поиске таких решений, я не нашел. На форумах рекомендовали пользоваться Trello или Notion и внутри развивать подобную структуру стимулирования. Конечно, такой подход очень сложный для детей, не все готовы тратить время на проектирование подобных функций, а также не все имеют опыт работы с подобными сервисами. В США было несколько подобных приложений, которые, с моей точки зрения, имеют не самый лучший UI и UX (к примеру – BrightAct LLC).

На Wordstat я обнаружил 146 тыс. запроса на ключевое слово воспитание +и обучение детей. Очень хороший показатель для РФ. Но почему обучение?

Я выделяю несколько преимуществ приложения:

  • Развивает финансовую грамотность ребенка.
  • Помогает родителям стимулировать детей.
  • Учит ребенка осознавать, что за каждую работу есть своя цена.
  • Упрощает постановку задач родителям для своих детей.

Мониторя конкурентов, я не торопясь накидывал первый прототип.

Когда уже были готовы Lo-Fi макеты с продуманной логикой, я пошел тестировать продукт на пользователях, чтобы улучшить UX, получить обратную связь и увидеть пробелы в своем детище. Получив много положительных отзывов я сделал CJM, проработал более детально User Flow, реализовал собственный UI KIT и продолжал корректировать ошибки, чтобы приложение было user-friendly.

Mcookie – как в обмен на бонусы в виде печенек стимулировать ребенка

Моя главная ошибка заключалась в том, что я не стал продавать продукт, так как я был увлечен процессом развития MVP. Уже после того, как я потратил большое кол-во часов на создание прототипа и бесполезных POS материалов, я задумался о custdev. В свое оправдание могу сказать, что это было моим хобби в свободное время – занимаясь этим продуктом, я отдыхал.

Основная мысль, которую я хотел донести в этой статье:

  • Не стоит развивать продукт максимально детально, постарайтесь затратить как можно меньше сил и бюджета.
  • Перед запуском какой-либо безумной идеи, спросите у знакомых или напишите об этом в соцмедиа, чтобы получить обратную связь.
  • Тестируйте свой MVP до тех пор, пока окончательно не поймете, что он готов к вложениям, даже если это деньги инвестора, лучше потерять немного времени, чем в дальнейшем потерять не только время, но и большую сумму денег.

Главное не бойтесь отказаться от вашей первоначальной задумки, ведь посмотрев на это под другим углом, вы увидите нечто большее, чем можете себе представить.

Завершение

В данный момент я работаю в крутой Американской компании EPAM как UX дизайнер, совместив свое любимое дело с работой. Кстати мы активно набираем разработчиков и дизайнеров в компанию.

В свободное от работы время стараюсь развивать приложение и готовлю его для первых продаж.

Ежедневно читая VC, я бы тоже хотел рассказать вам о привлечении больших инвестиций от таких фондов как Y Combinator, но у меня еще все впереди и эту историю я оставлю на потом!

Большое спасибо каждому, кто прочитал эту статью. Буду очень благодарен за ваши идеи и обратную связь, которая поможет улучшить это приложение.

Также буду рад новым друзьям, оставлю свои контакты ниже:

1414
14 комментариев

Ещё комменты по презентации:

1. Дайте её на вычитку носителю языка. To help stimulate kids — это калька с русского, плюс есть второе прочтение из оборотов типа «стимуляция простаты». «Стимуляция ребёнка» — это не речевой оборот родителя, который видит в ребёнке человека и о нём заботится. Носитель сказал бы что-то типа “encourage kids to learn more about financial wellbeing concepts and gamify chores”.
2. Вообще скриншоты и примеры показывают скорее не пример того, как ты воспитываешь и развиваешь ребёнка, а пример того, как ты за 23 или 100 рублей покупаешь детский домашний труд. Это уже на грани более философского вопроса о том, как воспитывать детей, но я бы добавила в качестве примеров KPI, которые полезны и интересны самим детям — прочитать главу книжки, достроить проект из Лего, придумать креативный способ эти лего сортировать.
3. Если вы пишете презентацию на английском, скриншоты тоже должны быть на английском. Если скриншоты на русском, опишите проект на русском.
4. Как люди будут по-русски в семье эти мкуки называть? «Сейчас тебе переведу 1900 мкук за то, что почистил кошачий лоток»? Вряд ли. Выясните в исследованиях, как люди будут это называть, и переименуйте валюту и приложения. На обоих языках. Я вижу, что в «настройках» ты можешь называть валюту сам, но это а) размоет бренд, б) всем будет лень этим заниматься, в) ещё надо сообразить что это надо делать, г) если вы даёте эту возможность, и сразу о ней подумали, значит, сами понимаете где-то внутри, что пользователям мкуки на зайдут.
5. В презентации питча проекта первые пять слайдов говорят о вас, ваших личных целях, брендинге, и flow логина (который вообще никому не интересен и выглядит совершенно так же, как любой другой логин), и нет ни одной фотографии ребёнка или описания проблемы пользователей. Какую проблему ребёнка вы пытаетесь решить? Какую проблему родителя вы пытаетесь решить? Где в этом второй родитель? На хрена им всем магазин?
6. ‘I spent 20+ hours of interviews and came up with some bright colors’ — опять же, фокус только на вас, на разработчике. С кем говорили-то? О чём? Двадцать часов только о цветах? Зачем? Почему эти 20+ часов интервью (это с 20 людьми? 4 раунда исследований?) никак не описаны на слайдах? Какие изменения продукта вы сделали на основе этих диалогов? Придумали жёлтый цвет для печенюшки?
7. На одном из скриншотов для «детского вида» в приложении видно, что в семье два ребёнка, которые вдвоём сражаются за вынос коробок с мусором. Это интересный кейс. Как вы будете его решать? Это не описано в презентации.
8. Обучение финансовой грамотности — это не «мы заплатим тебе пятьдесят рублей за то, чтобы ты к помойке сходил». Финансовая грамотность — это понимать, как распоряжаться полученными деньгами: накопить, реинвестировать, отложить на благотворительность; и как распоряжаться своим временем (отказываться выносить мусор за 50 рублей, если можно сосредоточиться на задаче «неделя без троек» и получить 3000 в конце недели). Ничего из этого в приложении не реализовано. «Трать всё заработанное на бессмысленный мерч, тут же, немедленно» — это противоположность финансовой грамотности, и ведёт к кредитам, долгам и консьюмеризму у взрослых. Я очень советую поговорить с финасовым консультантом и педагогом.
9. Вы в исследованиях это поймёте, но у меня есть чувство, что ребёнку язык UI «необходимо завершить» и «задание выполняется» не зайдёт.
10. Часть, в которой родитель создаёт свой собственный магазин с мячом — это какое-то безумие. Зачем?! Он же пойдёт всё равно этот мяч с ребёнком в интерспорте покупать?
11. ‘Parents have the opportunity to change not only their data, but also change the logos, as well as the name of the currency!’ — никому не интересно.
12. Вы говорите, что у родителей и детей будут разные интерфейсы. В презентации об этом не рассказано. Какие разные потребности вы решаете разными интерфейсами? Как это выглядит? См. пункт 9 про язык — будет ли язык и визуальная составляющая отличаться для детей и родителей?
13. Как выглядит приложение для детей, которые могут выполнять детские задачки и работы, но не умеют читать? См. пример со стикерами, отмечающими, как ребенок чистит зубы.

Ну и в целом: «дети» — это люди от 0 до 16 лет. Потребности в тексте, UI, наградах и мотивации от родителей у тех, кому 6 лет (и кого я бы не отправила к московской мусорке одного) и тех, кому 13-15, очень разные. Пятнадцатилетнего парня заставить за печенюшки делать домашку будет сложно (ну, или пусть рисёч покажет). Я бы выбрала конкретный возраст в рамках 2-3 лет и начала с него. 

5

А где скачать приложение? И ещё мысль я мама двух девочек, совсем вкладывать в их голову что за действие следует материальное поощрение не хочется, может зайти ещё в детских психологов..., хотя пишу и сомневаюсь)

3

Приложение еще в разработке =)
Сейчас хочется узнать у пользователей обратную связь, на сколько это необходимо!

Однозначно LIKE! Хотелось бы попробовать данное приложение. У самого такая идея была года 2 назад)))

2

Читал заметку с чувством, что что-то подобное я уже встречал. Пошел гуглить и точно. Не хочется демотивировать, но подобное приложение уже есть. 

Сервис для мотивации детей Dragon Family бывшего топ-менеджера «Сбера» и X5 привлёк первые внешние инвестиции от ФРИИ 
Пользователи создают в приложении задания для детей — за каждое выполненное ребёнок получает баллы, а родители конвертируют их в вознаграждение.

2

Посмотрел, здорово! Я упустил к сожалению это приложение, а может это и к лучшему, так как не копировал решение и заново строил структуру. Много похожего, но отличия чувствуются :)

Комментарий недоступен

2