Почему молодым ученым стоит попробовать запустить свой стартап

Мнение управляющего партнера фонда Founder Collective Дэвида Франкеля.

Дэвид Франкель
Дэвид Франкель

Стив Джобс, Билл Гейтс и Марк Цукерберг популяризировали образ «несносного» предпринимателя, который бросает университет, чтобы перевернуть ту или иную индустрию. Действительно, сложно переоценить их вклад в развитие ИТ. Но подумайте вот о чем: прилежный ученик тоже может стать хорошим предпринимателем.

Однако пока что «волшебники» из MIT, Стенфорда, Гарварда, Калифорнийского технологического и других элитных исследовательских университетов редко превращают свои идеи в бизнес.

Как венчурный фонд, сотрудничающий с двумя ведущими университетами планеты, мы хотим рассказать, что создавать собственную компанию — не так сложно. И нам хотелось бы побудить молодых докторов наук отложить исследования в пользу собственного стартапа.

Для этого мы поговорили с основателем и руководителем компании Accion Systems Натальей Бейли. Она производит ионные двигатели для микроспутников. За последние три года Бейли получила звание доктора технических наук в области авиационного проектирования при Лаборатории космических двигателей MIT, привлекла $10,5 миллионов, чтобы превратить исследования в продукт, и заключила контракт на $6,5 миллионов с Министерством обороны США.

Наталья Бейли
Наталья Бейли

Как принять решение стать предпринимателем

Ничего не создается в вакууме

Ракеты развертываются в вакууме, но не создаются. Предпринимателям из академической среды необходимо быть начеку и следить за изменениями, в результате которых на рынке возникнет потребность в их продуктах.

Например, ионный двигатель был изобретен раньше калькулятора, но вплоть до недавнего времени на рынке требовались силовые установки для спутников стоимостью один-два миллиарда долларов, которые ежегодно запускались Министерством обороны и медиакомпаниями.

​К счастью для Accion, на рынке появились более мелкие спутники. Новый класс венчурных аэро- и астропредпринимателей был открыт для нетрадиционных технических решений. Кроме того, им требовались неразрушающиеся силовые установки, на которые не придется тратить деньги инвесторов в случае взрыва.

​Производственные технологии в области микроэлектромеханики позволили создавать ионные двигатели, эффективные с точки зрения экономики. Исследования Бейли соответствовали потребностям рынка, что дало ей трамплин для запуска своего стартапа.

Не спешите заключать партнерства

​Многие ученые твердо верят, что самый быстрый способ превратить свои исследования в рыночный продукт — это заключить партнерство с крупной компанией, которая возьмет на себя все операционные хлопоты, вроде подбора персонала и организации продаж.

Бейли не хотела надеяться на случай, потому что не была уверена, что ее стимулы и стимулы крупной компании совпадают: «Порядок, который принят в крупных аэрокосмических компаниях нас не устраивал — там все процессы более медленные и сопряжены с высокими накладными расходами. Кроме того, я не была уверена, что мы сможем адаптировать их технологии производства под наш продукт».

​Ее двигателями заинтересовались крупные игроки, однако она рискнула и открыла свою компанию, поскольку не хотела быть еще одной «спицей, чахнущей в колесе корпорации». В результате Бейли открыла компанию Accion.

Предпринимательство — это дисциплина, где можно получить только «зачёт» или «незачёт»

Неудачный эксперимент в лаборатории дает пищу для более удачных экспериментов в будущем. Предпринимательская ошибка приводит к тому, что у компании заканчиваются деньги, ей нечем платить сотрудникам, и они теряют веру в лидера.

Первый предпринимательский опыт Бейли был в середине 2000-х годов. Однако из-за взаимных недопониманий с партнером, связанных с распределением обязанностей, долей и участия в компании, она так и не смогла запустить стартап.

Пусть она не заработала на первом проекте, он научил ее ценному, если не дорогому, уроку: «Создавайте вашу компанию как можно более гибкой. Многие вещи будут меняться — не забывайте об этом».

Как управлять компанией

Предпринимательство — это не наука

​«Одно дело — создать работающий прототип в лаборатории, и совсем другое — придумать, как его производить в масштабе», — рассуждает Бейли. Развитие компании — это хаотичный процесс.

Цепочка поставок может разорваться в самый неподходящий момент, и сотрудникам придется в панике искать альтернативные источники. Каждое 105-е устройство будет отказывать по неизвестным причинам. Также докторам наук придется забыть о богатстве университетской лаборатории, где есть все необходимое, и учиться использовать подручные материалы из ассортимента Ebay.

Масштаб производства предполагает, что реализация проектов будет занимать гораздо больше времени. В компании недостаточно проверить гипотезу с помощью эксперимента — каждый продукт обязательно должен проходить полевые испытания, что не может не огорчать большинство научных работников.

По словам Бейли, менторы говорили ей, что финальная версия любого проекта окажется в два раза дороже, и займет в два раза больше времени, чем планировалось изначально. «В моем случае она оказалась в четыре раза дороже», — вспоминает предприниматель.

Для тех, кто задумывается о том, чтобы превратить свое исследование в продукт, было бы не лишним развить инженерные навыки для создания прототипа. Еще в старшей школе Бейли записалась в кружок по робототехники, но поскольку ее технический уровень оказался невысок, ей доверили только бумажную работу.

Тогда Бейли стала учиться сама, работая над «домашними проектами»: «Я всегда мечтала о собаке, но не могла держать ее в квартире. Поэтому я попыталась сконструировать собаку-робота. Она следовала за LED-браслетом, который я носила на лодыжке», — вспоминает она.

Почему молодым ученым стоит попробовать запустить свой стартап

С тех пор прошло много лет и Бейли попала в рейтинг Forbes 30 главных производителей в возрасте до 30 лет. Неплохой результат для человека, который раньше не умел держать паяльник.

Распределяйте доли как инженеры

Распределение долей в компании — это хитрое искусство и тонкий процесс. Когда настало время разобраться с долями в Accion, Бейли подошла к проблеме как инженер.

Вдохновившись книгой Ноама Вассермана «Главная книга основателя бизнеса», команда составила список навыков и компетенций сотрудников, которые потребуются в первые три года существования компании.

Каждый пункт получил оценку в зависимости от важности, и по сумме набранных баллов члены команды получили пропорциональную долю в компании. Такое разделение никому не пришлось по душе, но все понимали логику.

​Найдите менторов

Бейли связалась с одним из лучших корпоративных психологов Анной Роули и Биллом Суонсоном, руководителем компании Raytheon, которая является одним из крупнейших производителей управляемых ракет.

​Анна помогает мне с коммуникацией. Мне не просто дался переход от стартапа, где вы можете обсудить все вопросы за обедом, к компании, в которой работает более 20 человек. Там важно и то, что вы говорите, и то, что остается несказанным. Она помогает мне очистить каждый аспект моего стиля коммуникации.

А Билл — это ходячая энциклопедия бизнес-уроков и анекдотов. Он помогает мне разбираться с управленческими вопросами, например — как вести себя с хорошими специалистами, которые не разделяют ценности компании. Кроме того, я могу сказать ему, что мне нужно познакомиться с кем-нибудь из Boeing, и к концу дня он знакомит меня с руководителем компании.

Наталья Бейли

Искусство управления учеными

Работа в университете может быть приятной — короткие семинары, общение с коллегами и замечательные кампусы. Бурная жизнь руководителя стартапа не сравнится с этой тихой гаванью.

Так как же вам выманить гениев из MIT или Гарварда? Отнеситесь с пониманием к их любопытству. Accion не могла позволить себе ввести практику Google и позволить сотрудникам тратить 20% времени на личные проекты. Вместо этого Бейли стала поощрять их интерес к смежным дисциплинам.

Например, один из ее специалистов хотел использовать свои познания в статистике для проведения исследования рынка. Бейли предложила ему подготовить анализ: так сотрудник получил новые знания и навыки, а команда — важную рыночную информацию.

Не стоит жалеть инвестиций в управление

​Несмотря на то, что траектория развития карьеры Бейли напоминала полет ракеты, у нее были свои сложности. Например, она понимала, что ей нужно нанять старших технических менеджеров, но всегда чувствовала, что у компании есть более важные потребности.

Однако наступил момент и она наняла талантливого вице-президента. Это позволило ей сфокусироваться на стратегических вопросов и делегировать ему многие важные, но рутинные обязанности.

Как светлые головы привлекают инвестиции

​По данным исследования компании CB Insights, объем инвестиций в проекты, связанные с изучением космоса, разработкой БПЛА, виртуальной и дополненной реальности, увеличился до $3,5 млрд.

Однако несмотря на это, уговорить людей за пределами сообщества астрофизиков инвестировать в стартапы из индустрии ракетостроения по-прежнему сложно.

Очевидно, рано или поздно поиски увенчаются успехом, и предприниматель встретит инвесторов с релевантной экспертизой, однако Бейли предлагает сосредоточиться на презентации, чтобы сделать ее более убедительной: «Будьте самым главным скептиком. Лучше допустить ошибку и обнаружить ее самому, чем позволить сделать это другим».

Кроме того, она советует создавать презентацию с учетом возможных возражений, которые могут возникнуть у потенциальных инвесторов. Избавьтесь от научных жаргонных слов и превратите академическое описание проблемы в коммерческую историю.

Почему венчурные фонды лучше государственных программ

Попытка получить государственный грант — это неплохая идея, особенно если учесть, что в этом случае не нужно жертвовать долей в компании. Но здесь есть свои трудности.

Процесс создания инновационного продукта невозможно загнать в рамки, однако каждая государственная программа требует от предпринимателя указывать сроки. Грант выделяется на ограниченный период, и чтобы получить дополнительные средства, компания должна представить конкретные результаты. Это противоречит миру венчурных капиталистов, где прогресс и цель значат гораздо больше.

Принимая грант, вы рискуете запустить конвейер найма и сокращений. Каждый раз, когда деньги будут подходить к концу, вам придется увольнять талантливых сотрудников.

Возможно, с венчурными фондами работать не просто, но если предприниматель будет надеяться на государственные гранты, то каждые выборы превратятся для него в референдум о судьбе бизнеса.

Бейли советует использовать смешанную модель — привлекать инвестиции для исследований и экспериментов, а гранты — для превращения технологий в рыночные продукты.

8 комментариев

Целиком и полностью поддерживаю аффтара.

Все охуительные истории о государственных или корпоративных деньгах по академической линии - фееричная хуита от фантазёров.

Технологически, в 90% продукт таких заказных R&D - УГ.

Примеры из жизни? Philips залили с 2005 по 2009 в кафедру Даунки, где учился, охуительное количество денег в управление телевизором жестами (стерео-камеры + прошивка), результат?
На свалку.

Ещё с десяток могу примерчиков подобрать для Бауманки. Вопрошайте, ответы подкину на вентиляторы

Когда мне предлагали побатрачить на ИСП РАН (не хуй собачий, там и gcc "делают", и прошивочки для Самса не херовые для всяких там ISP делают, список бесконечен) за тогдашние 20-30 рушлей в рамках Ph. D. student program, я проиграл в голосину с этих ребят и решил остаться в банке, ибо бабло тогда (как и сейчас) зарешало все прочие чувства, включая чувство голода и ЧСВ (я ж самый умный, могу и в РАН поработать за доширак, хуле!).

На сегодня, у нас 2й инвестор. Мы 5 лет делаем одно и тоже и проебали все сроки и полимеры, но мы сделали то, что хотели, упаковываем это и будем драть 3го инвестора на космическое бабло, чтобы потом "причинять добро" в целевой индустрии. Академия никогда, запомните, никогда не сделает хорошего инженерного продукта. Любая академия производит МАКСИМУМ средний продукт, а в части дизайнов - просто пиздец какое адское уёбище.

Академия нужна исключительно для работы над фундаментальными вещами, которые, как известно, people do just for lulz. Любая академия отстаёт от современной инженерии минимум на 3 года, чаще - на 5-7 лет. CS если отстаёт на 2 года - это уже означает, что на кафедре действующие инженеры - корпораты вкалывают чисто по фану обучая никчомную студентоту.

Поэтому рассказы сколковские о том, как классно вот сидя на кафедре "хуяк! и сделать стартап" можно сразу выкидывать на помойку. И реальность РФ здесь не умножает ноль вероятности это намутить где-то ещё. Вам могут дать бабла, зав. каф. протащить этот проект, "выцыганить" вам бюджет, вы даже можете зайти как миноритарий того, что будете делать, но это вам не сраный аттракцион неслыханной щедрости, если вы что-то и высрете в качестве результата, то этим будет обладать корпорация, которая платит за этот банкет. Верх мечты (и профита для вас) - это за лицухи вам будут башлять, какой-нибудь мизер за авторское право, да ещё обернут это так красиво, что за конечный продукт баблосы будут вращаться миллионами, а вы там пару тыщ с этого поимеете.

Только венчур, только хардкор. И желательно выходить на хорошую оценку где-нибудь в Азии.

5

Приятно встретить человека с тройки в комментах.

почему азии ? вы про КНР конкретно ?))) или вы только про регистрацию ?
все вроде с европпой и америкой работают, не больше.

Херня какая-то. У молодых учёных (если они действительно учёные), есть уйма возможностей получить целевой грант на исследования, которые в отличии от "стартапа", которые взлетит или не взлетит, далеко не всегда нацелен на коммерциализуемость конечного результата (да-да, даже в РФ существуют гранты на фундаментальные исследования, и да, их даже вполне реально получить).

А вот как раз стартап - крайне далёк от деятельности молодого учёного, потому что как не старайся, но стартап - это только на 30% наука/технологии, потому что 3h rule = hacker + hustler + hipster.

1

Когда смотришь, как молодой учёный запускает свой стартап

Когда увидел, как молодой учёный привлёк инвестиции

1