5 полезных фишек, которые помогут анализировать конкурентов еще лучше

Привет, меня зовут Коля Голос. Раньше я работал аналитиком в Тинькофф, а сейчас развиваю сервис Metrica.

Часто для поиска точек роста своего стартапа и просто из любопытства, я анализирую конкурентов. Сегодня хочу поделиться фишками, благодаря которым регулярно нахожу полезные данные о конкурентах и интересных мне проектах. Фишки простые, думаю повторить их сможет каждый, поехали!

1. Смотрим, какие проекты развивают конкуренты

Как правило, у конкурентов есть основной сайт, на котором работает их сервис и куда привлекается основная часть трафика. Часто конкуренты не стоят на месте и запускают параллельно другие проекты на отдельных адресах или поддоменах. Если их отслеживать и изучать детальнее, то можно узнать немало интересного.

Зачем мне это:

  • Пытаюсь понять стратегию конкурентов: какие продукты тестирует их команда, что пробуют развивать, в какую сторону двигаются;
  • Изучаю маркетинговые активности, например, специальные акции и т.д.;
  • Расширяю кругозор, пробую найти какие-то случайные находки.

Как делаю:

  • Для поиска поддоменов я использую suIP.biz
  • Связанные сайты смотрю через BuiltWith

Пример:

Покажу, как пользоваться этой фишкой на примере платформы для дистанционного образования школьников Учи.ру.

Сначала пробиваем uchi.ru в suip.biz. Сервис хоть и выглядит устаревшим с точки зрения дизайна, но находит поддомены лучше аналогов.

У сайта учи.ру удалось найти более 100 поддоменов
У сайта учи.ру удалось найти более 100 поддоменов

Далее, по очереди открываем поддомены и пробуем найти что-то интересное. Например, promo.uchi.ru - действующая промо страница с большими скидками, а new-year.uchi.ru - спец. проект под новый год (сейчас страничка не работает, но на веб-архиве можно посмотреть как она выглядела).

Builtwith помогает найти сайты связанные с создателями нужного вам сайта через общие счетчики аналитики.

Пробив в Builtwith сайт uchi.ru, я нашел несколько международных проектов, которыми занимается их команда, например happynumbers.com и zhixuelong.com (Китайская версия учи.ру)
Пробив в Builtwith сайт uchi.ru, я нашел несколько международных проектов, которыми занимается их команда, например happynumbers.com и zhixuelong.com (Китайская версия учи.ру)

2. Собираем статистику по мелким сайтам, которых нет в SimilarWeb

Когда мне что-то приглянулось, например, как промо страничка Учи.ру или очередной стартап, я смотрю по ним поверхностную статистику: посещаемость, источники и география трафика. Обычно для этого используют SimilarWeb, но он не показывает статистику по сайтам с посещаемостью менее 50 000 визитов ежемесячно.

Зачем:

  • Пытаюсь оценить по объему и динамике трафика, насколько «находка» стоящая: заслуживает ли детального дальнейшего изучения, и можно ли её как-то использовать для развития своих проектов.

Как делаю:

  • Pr-cy - помимо трафика там есть много данных по SEO, домене и т.д.
  • Metrica — бесплатный аналитический бот, который я разрабатываю со своими друзьями :)

Пример:

Изучим чуть лучше проект, который команда учи.ру пробует развивать на Китайском рынке - zhixuelong.com

Судя по данным о посещаемости сайта из pr-cy, больших успехов учи.ру на Китайском рынке еще не удалось добиться
Судя по данным о посещаемости сайта из pr-cy, больших успехов учи.ру на Китайском рынке еще не удалось добиться

3. Смотрим посещаемость сайта за год и более

Сервисы вроде Semrush, Alexa или SimilarWeb показывают динамику визитов в бесплатной версии за небольшой срок от 1 до 6 месяцев. Но хотелось бы узнать, как шли дела до этого.

Зачем:

  • Изучаю динамику роста или падения трафика сайта на длительном промежутке времени. Можно сравнить со своим проектом или рынком, чтобы найти тех, кто растет лучше остальных;
  • Пробую выяснить, есть ли сезонность и какая именно;
  • Можно увидеть, насколько закрытые проекты были популярны в прошлом.

Как делаю:

  • Использую Телеграм-бот Metrica, который упоминал выше.

Пример:

Международный проект команды Учи.ру — happynumbers.com классно выстрелил в прошлом году. Видно, что изоляция в 2020г. пошла на пользу его посещаемости
Международный проект команды Учи.ру — happynumbers.com классно выстрелил в прошлом году. Видно, что изоляция в 2020г. пошла на пользу его посещаемости

4. Быстро изучаем, как и что продвигают конкуренты в соцсетях

Раз в месяц я стараюсь смотреть, как и что пробуют продвигать конкуренты. Это можно за пару минут оценить в большинстве случаев через социальные сети.

Зачем:

  • Смотрю, какое у конкурентов УТП, как они себя позиционируют на рынке;
  • Отслеживаю, какие акции они запускают, какие промо активности у них находятся в работе;
  • Изучаю посадочные страницы куда конкуренты льют рекламу

Как делаю:

  • Поиск по ВК - просто вбиваем ссылку на нужный нам сайт в поиск ВКонтакте (например, uchi.ru). И смотрим, кто упоминает эту ссылку и в каком контексте.
Через поиск в ВКонтакте обнаружил, что учи.ру активно продвигается через олимпиады, которые находятся на отдельном поддомене — olympiads.uchi.ru
Через поиск в ВКонтакте обнаружил, что учи.ру активно продвигается через олимпиады, которые находятся на отдельном поддомене — olympiads.uchi.ru
  • Смотрим креативы в Facebook Ads Library: все активные объявления в Facebook и Instagram, как они выглядят, что в них пишут, дата запуска и так далее.
В Facebook и Instagram учи.ру опять же продвигают олимпиады и подписку — plus.uchi.ru
В Facebook и Instagram учи.ру опять же продвигают олимпиады и подписку — plus.uchi.ru

Маленький лайфхак 🙂

А еще через Библиотеку Facebook я иногда ищу действующие промокоды, например, для сервисов доставки еды. Удобно!

Актуальные промокоды Delivery Club
Актуальные промокоды Delivery Club

5. Как детально проанализировать интересные проекты конкурентов

С помощью фишек выше я, как правило, получаю список страничек или поддоменов со специальными акциями или продуктами, которые, на мой взгляд, заслуживают детального изучения. Дальше нужно понять из-за чего они выстрелили, как туда привлекается трафик и т.д.

Например, для такого анализа используются профессиональные версии сервисов вроде SimilarWeb или SemRush. Но они дорого стоят и продаются только по подписке.

Я использую 2 способа, чтобы детальнее изучить с чем связан рост проектов конкурента:

1. Заказываю выгрузку из профессиональной версии SimilarWeb. Вместо покупки дорогой подписки, можно обратиться на биржу фриланса.

Например на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkwork.ru%2Fanalytics%2F2366218%2Fvygruzka-polnykh-otchyotov-po-similar-web-pro-iz-premium-akkaunta&postId=243535" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kwork</a> можно заказать выгрузку из SimilarWeb по сайту всего за 500 рублей
Например на kwork можно заказать выгрузку из SimilarWeb по сайту всего за 500 рублей

Способ подойдет тем, кто разбирается в аналитике, маркетинге или уже знаком с Similarweb'ом.

2. Можно сделать ход конем и связаться с сотрудниками или основателями компании. Сотрудники - классный источник данных, иногда даже неожиданных. Найти ребят с фильтром по месту текущей (или прошлой) работы можно в Facebook, LinkedIn или ВК.

Здесь существует два ошибочных мнения:

  • Со мной никто не будет общаться;
  • Мне ничего не расскажут.

На самом деле это не так. В большинстве случаев, мне удавалось познакомиться и поговорить с нужным человеком. Чаще всего я прошу платную консультацию, но иногда удается договориться бесплатно.

Пример:

Когда я думал запустить стартап по подготовке к ЕГЭ, я нашел ребят, которые недавно закрыли подобный проект. Я с ними побеседовал и узнал немало полезной информации: кто были клиенты, почему они закрылись, мы даже обсудили ключевые гипотезы.

Пример того, как я договариваюсь на звонок с незнакомыми, но интересными мне людьми. P.S: проект funbo, который я упомянул в сообщении, уже закрыт, но кто думает о запуске киберспортивного проекта, пишите, поделюсь опытом :)
Пример того, как я договариваюсь на звонок с незнакомыми, но интересными мне людьми. P.S: проект funbo, который я упомянул в сообщении, уже закрыт, но кто думает о запуске киберспортивного проекта, пишите, поделюсь опытом :)

Обычно под анализом конкурентов подразумевается долгая и кропотливая работа. Я же постарался поделиться набором простых приемов, которые можно регулярно использовать и находить интересные данные. Буду рад обратной связи и узнать, удалось ли вам применить фишки на практике.

Кстати, если вы используете какие-то фишки в конкурентном анализе, о которых мало кто знает, поделитесь в комментариях!

193193
64 комментария

Напишу это первый, подозрительно много положительных комментариев и почему-то даже нет ни одного критика, впервые вижу такую реакцию, спасибо! 

P.S.: Если это и боты, то точно не мои :) 

15
Ответить

Ну давайте покритикую: сервис говно, статья говно и ниочем :) бот такого же не напишет? Статью я уже выше отметил положительно. Сервис тоже норм. Единственное, есть косяк с www в названии сайта. Если сайт указывать с www статистика будет нулевой. Было бы неплохо на вашей стороне обрезать ненужные символы в начале. Ну или предупреждать юзера, что он набил название сайта не по правилам.

Ответить

Николай, отличная статья! :) Некоторые сервисы знал, остальные - заберу в копилку!

8
Ответить

Спасибо, рад слышать, что оказалось полезно :)

2
Ответить

Николай, отличная статья! Вы замотивировали, как минимум, двух человек зарегистрироваться на vc полгода назад и выдерживать аскезу, ожидая вашей публикации.

5
Ответить

Спасибо! Открыл для себя слово аскеза :) 

2
Ответить