5 полезных фишек, которые помогут анализировать конкурентов еще лучше
Привет, меня зовут Коля Голос. Раньше я работал аналитиком в Тинькофф, а сейчас развиваю сервис Metrica.
Часто для поиска точек роста своего стартапа и просто из любопытства, я анализирую конкурентов. Сегодня хочу поделиться фишками, благодаря которым регулярно нахожу полезные данные о конкурентах и интересных мне проектах. Фишки простые, думаю повторить их сможет каждый, поехали!
1. Смотрим, какие проекты развивают конкуренты
Как правило, у конкурентов есть основной сайт, на котором работает их сервис и куда привлекается основная часть трафика. Часто конкуренты не стоят на месте и запускают параллельно другие проекты на отдельных адресах или поддоменах. Если их отслеживать и изучать детальнее, то можно узнать немало интересного.
Зачем мне это:
- Пытаюсь понять стратегию конкурентов: какие продукты тестирует их команда, что пробуют развивать, в какую сторону двигаются;
- Изучаю маркетинговые активности, например, специальные акции и т.д.;
- Расширяю кругозор, пробую найти какие-то случайные находки.
Как делаю:
Пример:
Покажу, как пользоваться этой фишкой на примере платформы для дистанционного образования школьников Учи.ру.
Сначала пробиваем uchi.ru в suip.biz. Сервис хоть и выглядит устаревшим с точки зрения дизайна, но находит поддомены лучше аналогов.
Далее, по очереди открываем поддомены и пробуем найти что-то интересное. Например, promo.uchi.ru - действующая промо страница с большими скидками, а new-year.uchi.ru - спец. проект под новый год (сейчас страничка не работает, но на веб-архиве можно посмотреть как она выглядела).
Builtwith помогает найти сайты связанные с создателями нужного вам сайта через общие счетчики аналитики.
2. Собираем статистику по мелким сайтам, которых нет в SimilarWeb
Когда мне что-то приглянулось, например, как промо страничка Учи.ру или очередной стартап, я смотрю по ним поверхностную статистику: посещаемость, источники и география трафика. Обычно для этого используют SimilarWeb, но он не показывает статистику по сайтам с посещаемостью менее 50 000 визитов ежемесячно.
Зачем:
- Пытаюсь оценить по объему и динамике трафика, насколько «находка» стоящая: заслуживает ли детального дальнейшего изучения, и можно ли её как-то использовать для развития своих проектов.
Как делаю:
Пример:
Изучим чуть лучше проект, который команда учи.ру пробует развивать на Китайском рынке - zhixuelong.com
3. Смотрим посещаемость сайта за год и более
Сервисы вроде Semrush, Alexa или SimilarWeb показывают динамику визитов в бесплатной версии за небольшой срок от 1 до 6 месяцев. Но хотелось бы узнать, как шли дела до этого.
Зачем:
- Изучаю динамику роста или падения трафика сайта на длительном промежутке времени. Можно сравнить со своим проектом или рынком, чтобы найти тех, кто растет лучше остальных;
- Пробую выяснить, есть ли сезонность и какая именно;
- Можно увидеть, насколько закрытые проекты были популярны в прошлом.
Как делаю:
- Использую Телеграм-бот Metrica, который упоминал выше.
Пример:
4. Быстро изучаем, как и что продвигают конкуренты в соцсетях
Раз в месяц я стараюсь смотреть, как и что пробуют продвигать конкуренты. Это можно за пару минут оценить в большинстве случаев через социальные сети.
Зачем:
- Смотрю, какое у конкурентов УТП, как они себя позиционируют на рынке;
- Отслеживаю, какие акции они запускают, какие промо активности у них находятся в работе;
- Изучаю посадочные страницы куда конкуренты льют рекламу
Как делаю:
- Поиск по ВК - просто вбиваем ссылку на нужный нам сайт в поиск ВКонтакте (например, uchi.ru). И смотрим, кто упоминает эту ссылку и в каком контексте.
- Смотрим креативы в Facebook Ads Library: все активные объявления в Facebook и Instagram, как они выглядят, что в них пишут, дата запуска и так далее.
Маленький лайфхак 🙂
А еще через Библиотеку Facebook я иногда ищу действующие промокоды, например, для сервисов доставки еды. Удобно!
5. Как детально проанализировать интересные проекты конкурентов
С помощью фишек выше я, как правило, получаю список страничек или поддоменов со специальными акциями или продуктами, которые, на мой взгляд, заслуживают детального изучения. Дальше нужно понять из-за чего они выстрелили, как туда привлекается трафик и т.д.
Например, для такого анализа используются профессиональные версии сервисов вроде SimilarWeb или SemRush. Но они дорого стоят и продаются только по подписке.
Я использую 2 способа, чтобы детальнее изучить с чем связан рост проектов конкурента:
1. Заказываю выгрузку из профессиональной версии SimilarWeb. Вместо покупки дорогой подписки, можно обратиться на биржу фриланса.
Способ подойдет тем, кто разбирается в аналитике, маркетинге или уже знаком с Similarweb'ом.
2. Можно сделать ход конем и связаться с сотрудниками или основателями компании. Сотрудники - классный источник данных, иногда даже неожиданных. Найти ребят с фильтром по месту текущей (или прошлой) работы можно в Facebook, LinkedIn или ВК.
Здесь существует два ошибочных мнения:
- Со мной никто не будет общаться;
- Мне ничего не расскажут.
На самом деле это не так. В большинстве случаев, мне удавалось познакомиться и поговорить с нужным человеком. Чаще всего я прошу платную консультацию, но иногда удается договориться бесплатно.
Пример:
Когда я думал запустить стартап по подготовке к ЕГЭ, я нашел ребят, которые недавно закрыли подобный проект. Я с ними побеседовал и узнал немало полезной информации: кто были клиенты, почему они закрылись, мы даже обсудили ключевые гипотезы.
Обычно под анализом конкурентов подразумевается долгая и кропотливая работа. Я же постарался поделиться набором простых приемов, которые можно регулярно использовать и находить интересные данные. Буду рад обратной связи и узнать, удалось ли вам применить фишки на практике.
Кстати, если вы используете какие-то фишки в конкурентном анализе, о которых мало кто знает, поделитесь в комментариях!
Напишу это первый, подозрительно много положительных комментариев и почему-то даже нет ни одного критика, впервые вижу такую реакцию, спасибо!
P.S.: Если это и боты, то точно не мои :)
Ну давайте покритикую: сервис говно, статья говно и ниочем :) бот такого же не напишет? Статью я уже выше отметил положительно. Сервис тоже норм. Единственное, есть косяк с www в названии сайта. Если сайт указывать с www статистика будет нулевой. Было бы неплохо на вашей стороне обрезать ненужные символы в начале. Ну или предупреждать юзера, что он набил название сайта не по правилам.
Николай, отличная статья! :) Некоторые сервисы знал, остальные - заберу в копилку!
Спасибо, рад слышать, что оказалось полезно :)
Николай, отличная статья! Вы замотивировали, как минимум, двух человек зарегистрироваться на vc полгода назад и выдерживать аскезу, ожидая вашей публикации.
Спасибо! Открыл для себя слово аскеза :)