Главные тренды развития мегаполисов в ближайшем будущем

Деиндустриализация, стирание границ между богатыми и бедными и интеграция «умных» систем.

Директор четырёх дочерних фондов РВК и программный директор проходящего в Москве стартап-конкурса для urbantech-решений «Экспериментальные лаборатории» Евгений Кузнецов рассказал о главных переменах для больших городов в недалёком будущем и о том, почему у Москвы все шансы стать мировым лидером в области городских технологий.

Евгений Кузнецов
Евгений Кузнецов

Города — исторически одни из самых активных потребителей новых технологий, потому что организовать комфортную жизнь для большого населения всегда было непросто. Города растут, жители становятся более обеспеченными. Поэтому сейчас основные задачи городов в том, чтобы дать людям более высокий уровень комфорта и стать глобально интегрированными. Разберемся на примере Москвы, какие технологии нужны крупным городам сейчас.

Жилье

Наиболее важны технологии, которые обеспечивают население более комфортным и качественным жильем и инфраструктурой вокруг него. Это сервисы, магазины, школы, парковки, рекреационные зоны, парки. Сперва кажется, что это не про технологии, а про обычную стройку, но нет.

Меняются требования к качеству домов. Чтобы сделать квартиры более просторными и теплыми, нужно построить дом выше, легче или крепче для возможности перепланировки. Это жизненно важно для внедрения новых технологий.

Приведу конкретный пример. Он не про наши стартапы, хотя и в России подобные примеры тоже появляются. Одно время торговля в мире была ориентирована на создание загородных мегамоллов, в которые люди доезжали на автомобилях.

Сейчас идет революция: потребитель с помощью интернет-торговли получает продукт домой или в офис. Но неудобства всё равно остаются: нельзя никуда уехать, нужно ждать курьера к определенному времени и так далее. Поэтому в мире запускаются бизнесы, которые делают центрами доставки большие и удобные ящики в подъездах.

Можно заказывать технику, еду, одежду и сразу нести домой. Но для этого подъезд должен быть достаточно просторным, к ящикам должен быть удобный доступ. Получается, чтобы технология прижилась, город должен заранее подумать об этом.

В Москве есть несколько стартапов, которые пытаются сформировать такие центры доставки. Они работают даже в моем районе, я начинаю пользоваться этой услугой. В ближайшие семь лет айсберг перевернется, и большую часть товаров мы будем покупать через такую систему, которая заменит поход по магазинам.

Все эти инновации хорошо отслеживаются по динамике стоимости акций ведущих ритейлеров Америки. Компании вроде Walmart и Macy’s разоряются или чувствуют себя одинаково из года в год. В то же время Amazon делает экспоненты и становится одной из самых богатых компаний мира, меняя рынок доставки и свою бизнес-модель.

Недавно в Кремниевой долине я слышал, что Walmart тоже к этому идет: создает специальный фургон, который развозит еду. Не всегда до дома — иногда просто до места, куда потребителю удобно добираться. Словом, изменяется потребительская парадигма.

Люди не хотят жить в гипериндустрильном мегаполисе, в котором они «винтики». В котором нужно час ехать на работу, час — за едой, полчаса отвозить ребенка на занятия. Это история из двадцатого века, она никому не нужна.

Сейчас город — это комфортная среда, причем микросреда: уютный двор, уютный район. В доме должно быть всё, что нужно для жизни: кафе, магазины, фитнес и так далее. И ко всем этим услугам должен быть сделан удобный доступ. Стартапы, с которыми я работаю в рамках «Лабораторий», делают такую интеграцию городской среды для конкретного горожанина.

Некий аналог — «Госуслуги», где разобраться с документами можно в одном месте. Но есть ещё и обычные услуги, сейчас они раздроблены. Мы ищем их в поисковиках, а так быть не должно.

Безопасность

Невозможно представить комфортный город без технологий для обеспечения безопасности. В мире и в России создается огромное количество сервисов, приложений и интегрированных систем, позволяющих следить за ситуацией на улицах, стадионах, в метро и в жилых домах.

Однако их применение ещё не стало нормой. За подъездом по-прежнему следят бабушки-вахтерши, а вовсе не искусственный интеллект. Но в ближайшие годы всё изменится. Заходя в подъезд, мы точно будем знать, что он безопасен, и будем уверены, что в метро с нами едут не террористы, а обычные люди.

Решения, которые на это направлены сейчас (вроде металлоискателей), приносят людям дискомфорт, скапливают очереди. Лучшая безопасность — это когда ты её не замечаешь. К этому сейчас стремятся крупные города, они — главные заказчики интегральных систем безопасности.

Москва, например, активно пользуется системой потокового распознавания автомобильных номеров. Также есть команды «Вокорд», VisionLabs — их алгоритмы используются для распознавания лиц в потоке. Я видел уже несколько применений в Москве, планируется внедрить подобные технологии в местах скопления людей — метро, аэропортах и так далее.

Транспорт

Мы привыкли, что есть общественный и личный транспорт. Общественный развивается с трудом, потому что личному транспорту не хватает места. В семье может быть одна, две, три машины. Дороги на это не рассчитаны. Поэтому крупнейшие города мира переходят к новой модели: сначала делается ставка на такси, потом на роботизированное такси, затем — на распределенное владение автомобилем.

Тогда человек перестает нуждаться в автомобиле: не нужно думать о парковках, амортизации машины, ремонте. В Москве и других российских городах эти процессы развиваются естественно. Но город и потребители должны быть к этому гибко адаптированы.

По инновационному общественному транспорту есть много идей. Более глубокое развитие каршеринга и сервисов такси, интеграция между владением автомобилем и его сдачей в аренду на то время, когда он не нужен, и так далее.

Общий смысл этих идей состоит в том, что передвигаться будет значительно проще: число машин уменьшится, вдобавок они станут более экологичными, например, электрическими или водородными. Воздух будет чище, шума будет меньше. Таким и должен быть московский транспорт.

Сейчас по водородным топливным элементам есть очень интересные стартапы, в том числе российские. Но тогда нужно тщательно продумать, как заправляться или подзаряжаться. Потому что в какой-то момент все пересядут с одних машин на другие, и это станет стандартом.

Дальше всех в развитии транспорта шагнула Азия: в 2017 или в следующем году в Сингапуре появятся первые роботизированные такси. В США это произойдет в 2018-2019 годы (Uber заключил соответствующий контракт с Нью-Йорком), а в России первый пилот «роботакси» запустят ближе к 2020 году. Впрочем, в Москве не за горами интеграция городских каршерингов в единую систему для того, чтобы человек мог оперативно и без труда найти ближайшее авто.

Образование и медицина

Форматы обучения меняются. Школа трансформируется медленно, но верно, хотя всем известно, что чуть ли не половину образования дети получают не в школах. Спортивные и художественные секции, музыкальные школы, репетиторы. Но сейчас это организовано «кое-как».

Родителям приходится возить детей к репетиторам, или же детям самим нужно далеко ездить. Необходимо реорганизовать эту систему — создать специальные площадки и помещения для детских занятий, связав это воедино электронными сервисами, чтобы человек мог получить любую информацию о них.

Однако современная интернет-среда этим похвастать не может. Родителям нужно искать спортивную школу, дозваниваться и выяснять, когда начинается прием, потом идти туда лично и записываться. Это хлопотно и далеко не всегда приводит к нужному результату.

В Москве сейчас работает много команд, которые хотят сделать социальное предпринимательство более удобным. В каждом районе есть подходящий преподаватель, но родители об этом не знают. С помощью новых сервисов они смогут найти поблизости педагогов и выбрать подходящего.

Кстати, это будет иметь мощный социальный эффект, поскольку множество людей окажутся безработными в силу естественной динамики рынка труда. Кто-то уйдет на пенсию, кого-то вытеснят роботы (это актуально не только в США, но также в России и Европе).

Идет массовая роботизация, и людям предстоит искать хобби или другую профессию, встраиваться в новую среду. Необходимо, чтобы в этой среде их навыки были доступны другим. Подобные сервисы в России уже работают, но стихийно.

На уровне массовой практики, которую поддерживает инфраструктура, образовательная система запустится в нашей стране не раньше 2020-2022 годов. В других странах такой системы тоже пока нет, у нас есть все шансы стать первыми.

Самый простой пример интеграции людей в новую среду — бурно развивающиеся интернет-сервисы по уборке квартир. Снимается вечная проблема с рекомендациями, все проще некуда. И подобных сервисов становится всё больше.

А ведь раньше была очень большая разница между бытом, организованным у элиты, и бытом простых людей. У первых были слуги, водители, частные школы. Это стоило невероятных денег. Но за счет развития технологий можно добиться такого же качества, тратя на порядок меньше средств.

Может, это будет не супершкола, а педагог, подобранный под способности ребенка, живущий в соседнем дворе. Или врач, который оказывает услуги с помощью телемедицины. Вы связываетесь с ним по Skype, обсуждаете результаты анализов, которые сдал в ближайшем центре. Врач по этим результатам назначает вам лечение.

Исчезает проблема очередей, доступа к врачу, записи, снижается цена. Вы можете советоваться с ним в десятки раз чаще, что элементарно полезнее для здоровья. Человек не будет ходить с недолеченными и хроническими болезнями. Через конкурсы РВК проходили стартапы, которые развивают такие технологии. Один, например, разработал специальный прибор для забора крови, который можно поставить даже в офисе.

В чём сложность

За счет комплексной интегрированной сервисной среды можно сделать комфортную жизнь для обычного человека такой же доступной, как для представителей высших слоёв. Это очень мощный вызов, на это сейчас работает огромное количество сервисов, и у них хорошие перспективы.

Например, в телемедицине уже есть проект DocDoc. Пока он не интегрирован с сервисами по сдаче крови и анализов. Все развивается достаточно бурно, и то, о чём я рассказываю, из фантастики за следующие пять лет превратится в обыденность. Примерно с той же скоростью, с которой Uber вытолкнул обычные такси.

Единственное, что пока мешает развитию — проблема со спросом на технологии. Я говорю не о том, что в стартапы никто не инвестирует, а о том, что рынки, регулируемые государством, очень тугие. Там есть свои правила, в них непросто зайти с улицы.

Москва через 20 лет

В мире объявлен негласный конкурс на первый «умный» город. Это город, в котором все сервисы, городские и частные, интегрированы. Они позволяют жителям максимально быстро и дешево получать услуги. За счет этого город может снижать расходы. Согласно расчётам, интегрированная «умная» среда позволяет экономить, например, количество топлива на обогрев города на 20-30% и примерно столько же воды.

Еще никто не сумел этого сделать, но у Москвы есть большой потенциал. Победитель этого соревнования получит звание лидера. Другие города будут у него учиться, заказывать аналогичные системы и так далее.

Думаю, что Москва в своей эволюции будет проходить децентрализацию. Сейчас есть исторический центр и спальные районы. Так проектировалась Москва времен индустриализации и Советского союза. Потом родились идеи про коммунальные и торговые услуги, удобно расположенные у каждого дома. Но это утилитарные вещи.

Да, магазины рядом, автомойка рядом. Но все равно театры и музеи находятся в центре. Это не соответствует логике развития городов — слишком высокая степень централизации. Мы все знаем столицу по пробкам, по загруженному транспорту. Поездка куда бы то ни было для москвичей отнимает целый час, это безумная потеря времени.

На мой взгляд, будущее развитие Москвы за созданием компактных центров культуры, образования, среды, торговли, благоустройства, локализованных на уровне района. Поездки в центр станут необязательными. Так, районы, которые сейчас позиционируются как спальные, могут и должны стать мини-городами.

По этой модели сейчас развиваются многие американские города, китайские и другие. Москва также потеряет гиперцентрализацию, станет более кластерной. Для этого нужно, с одной стороны, много времени посвятить благоустройству, а с другой — создавать достопримечательности и известные на весь мир места на уровне каждого крупного района. Чтобы это сделать, нужно всего пять лет интенсивного продвижения в интернете.

Думаю, что кластеризация крупных мегаполисов произойдет естественным образом. В том числе и за счет того, что окружающие города получат свой статус. Это будет не Подмосковье, а элемент распределенного мегаполиса, своеобразного гигаполиса.

Транспортная связанность резко возрастает из-за разгрузки дорог. Если сейчас в пригород можно добираться два часа, а то и больше, то через 20 лет этой проблемы физически не будет. Дорога будет занимать полчаса, жизнь станет более естественной.

К тому же, у Москвы есть своя особенность — круглосуточные сервисы и развлечения, что резко отличает её ритм от ритма европейских, американских и других столиц, в которых ночью всё «засыпает». В этом смысле наши конкуренты — это Сингапур и Гонконг, там похожая энергетика.

Кроме того, сейчас Москва находится на 13 месте в топе-20 стартап-кластеров мира и на втором месте в рейтинге инновационных столиц по числу талантов, который составил Bloomberg. Первое место занимает Сан-Франциско. Именно с ним, Лондоном и Нью-Йорком Москва обязана конкурировать в ближайшем будущем.

66
6 комментариев

Это всё замечательно звучит, но тренды совсем другие на примере города М:

* Сосредоточить в городе М всё лучшее (зарплаты, тротуарные плитки и т.п.), чтобы остальная часть страны либо пускала слюни, либо приезжала. Если места не будет хватать, можно взять часть области.

* Снести старые малоэтажки и построить как можно многоэтажек с метражом 25 кв.м (это не шутки, теперь такие конуры именуются "квартирами-студиями". Да, кому-то будет некомфортно, но зато деньги в чьи-то карманы польются рекой.

* Проблему перенаселения и толп народа в час пик надо решать строительством новых веток метро и созданием новых дублёров трасс. Можно сделать ещё лёгкие электрички, чтобы люди, вынужденные жить в области и ездить на работу, могли это делать без толпы цыган на борту.

* Вместо развития комфортного общественного транспорта и платных парковок/машиномест рядом с домом, надо увеличить плотность населения до предела, чтобы автомобили в буквальном смысле не давали пройти пешеходам.

* Комфортным город должен быть только в центре - ведь именно там живут люди, окраины и спальные районы можно превратить в промзоны и муравейники.

9

массовая роботизация - переоцененный тренд

во-первых, там, где она действительно идет - туда сама молодежь не идет. Заводы, фабрики, хм, уборщики - не, вы серьезно? Я лучше дома в приставку погоняю (это не мой ход мыслей, а предполагаемого представителя молодежи, хотя я тоже люблю игры)

во-вторых, давайте уже конкретные примеры, сколько по Москве, сколько по провинции, сколько хотя бы по США людей уже пострадало точно от роботизации

пока это все выглядит на уровне обычных восторженных мечтаний - ах, роботы придут, работу заберут. Не придут. Google продал Boston Dynamics - а значит, денег в роботах-заменителях людей пока нет.

5

А эта статья подразумевает мэров-оленеводов или нет?
Фантастика какая-то

3

>В доме должно быть всё, что нужно для жизни: кафе, магазины, фитнес и так далее. И ко всем этим услугам должен быть сделан удобный доступ.

Это новая идея? Этот замысел стараются воплотить в жизнь уже с 1930-х гг. Погуглите про дома коммуны, общежития для студентов в проектах некоторых конструктивистов.

1

Как? Загнивающий Запад нас опередил на 100 лет, но как это возможно?!) Зато у нас есть скрепы!

2

Чем комфортнее жизнь - тем больше людей, чем больше людей - тем меньше ресурсов, чем меньше ресурсов - тем меньше людей. Остальные выводы сделаете сами)