Почему интернет-магазин платит за услуги, которыми не пользуется?

Коллеги, вы задумывались, почему у хороших курьерских компаний нет доставки день-в-день для интернет-магазинов?

Немного забегая вперед, раскрою тайну =)

Нормальная доставка день-в-день – это Оооочень дорого!
Даже если вы ей не пользуетесь.

Какая бывает доставка день-в-день?

Есть три основных типа срочной доставки:

  • Доставка в течении часа-двух, вне зависимости от времени оформления заказа.
  • Доставка вечером, если вы оформили заказ в первой половине дня.
  • Доставка из ближайшего сетевого магазина или даркстора.

Доставка за час - два

Чтобы вам привезли заказ в течение часа-двух, курьер должен получить товар в интернет-магазине и сразу поехать к вам.

Если нужно успеть все сделать быстро, курьер будет заниматься только одним вашим заказом. Сколько стоит такая работа? Очевидно, что не 300 рублей, а гораздо дороже. Запомните эту цифру, она нам еще пригодится.

Разумеется вы скажете, что есть ряд курьерских компаний в которых тарифы на услугу доставки день-в-день начинаются ниже условных 300 рублей.

Конечно есть, но существуют несколько нюансов =)

1. Магазин очень быстро столкнется с отсутствием такого важного элемента как SLA - Соглашение об уровне обслуживания, без которого говорить о качестве услуг очень сложно.

2. Следующий момент - динамическое ценообразование. Суть в том, что стоимость на услуги не фиксирована и может изменяться в зависимости от различных факторов. Например, при формировании цены учитывают спрос и предложение на доставку, загруженность дорог, количество свободных курьеров.

Почему интернет-магазин платит за услуги, которыми не пользуется?

Это значит, что в “горячее время” курьер может вообще не найтись, или такая доставка будет стоить непомерно дорого =)
А интернет-магазин не выполнит свое обещание о быстрой доставке в этот же день и получит негативный отзыв или вовсе потеряет покупателя.

3. Проблема подобных курьерских компаний в том, что обычно они глубоко и планово убыточны, потому что нацелены на захват рынка, в том числе путем занижения тарифов. Пройдут ли они “долину смерти”, обанкротятся, не вернув деньги, поднимут тарифы из-за доминирующего положения? Кто знает...

Доставка во второй половине дня

Интернет-магазин отгружает заказы одной партией в курьерскую компанию, в этот же день они проходят сортировку на складе, после чего курьер получает несколько заказов в одном районе и едет их доставлять.

Казалось бы – вот она, серебряная пуля!

И магазин отгрузил все заказы одновременно (а не возится с каждым отдельным курьером), и покупатели получили все в тот же день.

Всё “почти” так =)

Вспомним историю: впервые забор заказов в магазине на доставку в тот же день запустили не потому, что так хотел покупатель - а потому, что так хотел магазин.

Магазины до глубокой ночи обрабатывают заказы, утром (до 12 часов) следующего дня передают их в курьерскую компанию, и дальше заказы успешно развозятся покупателям.

Никакой доставки день-в-день тут нет, а экономика курьерской службы сходится.

Менее вдумчивые службы решили – «Отлично, запустим по этой же схеме доставку день-в-день, только будем забирать заказы не до 12 часов, а до 15 или 16 – магазины как раз успеют обработать полученные утром заказы!»

После чего заказы отправляются на сортировочный центр, выдаются курьерам и … курьеры радостно выезжают собирать вечерние пробки
(мы же помним, что у курьера несколько заказов, и он поедет на машине).

Это приводит к тому, что покупатели получают свои заказы в непонятное время, у курьера мало заказов (много он не успеет доставить) и много стресса. Ну а для курьерской службы – это повышенная себестоимость такой услуги.

Почему интернет-магазин платит за услуги, которыми не пользуется?

И тут мы вспоминаем про 300 рублей - тот самый тариф, который исторически принят на рынке еще со времен той первой доставки день-в-день (которая для магазинов-полуночников).

Магазины не соглашаются платить ощутимо больше за не самую качественную услугу, а курьерские компании вынуждены привлекать хоть какой-то объем заказов и ощутимо субсидировать курьеров, чтобы они не разбежались в поисках лучшей жизни.

Дальше происходит магия расчета тарифов на логистические услуги =)

В данном случае, доставки день-в-день субсидируются курьерской компанией, за счет тарифов на обычные доставки на следующий день.

Получается, что даже если ваш магазин не пользуется данной услугой, вы все равно платите за нее.

Как вам схема? =)

Доставка из даркстора или ближайшего магазина

Модель доставки день-в-день из ближайшего магазина – наиболее жизнеспособная и беспроблемная.

Обычно в локальном магазине собирается пул заказов по близлежащим улицам, они одномоментно отгружаются курьеру, и он успешно их доставляет.

Заказы избегают утомительного пути на сортировочный центр. Курьеры минуют вечерние пробки при поездке в другой конец города, а магазин - очередей из курьеров и таксистов.

Экономика сходится, магазин и покупатели счастливы. Если конечно магазин – обладатель торговых центров по всему городу,
или лучше – большого количества дарксторов.

А если у вас нет дарксторов - проходите мимо! =)

Для службы доставки такая работа тоже не всегда в радость. Дело в том, что чем крупнее интернет-магазин, тем более низкие тарифы он ждет от перевозчика. Хорошо, если курьерская компания работает в “ноль” с такими заказчиками. Обычно всё печальнее – и это «инвестиции в имидж» ;)

А заплатит за них ваш магазин, заказывая обычную доставку на следующий день.

Выводы

Если вы небольшой магазин и ваш товар можно спокойно доставить курьером на следующий день после заказа – выбирайте курьерские компании без услуги “доставка день-в-день”.

Если вам важна доставка в день заказа – не мучайте своих покупателей и себя. Используйте либо своих собственных курьеров, либо специализированные сервисы только для доставки день в день.

Если всё написанное вызывает сомнения – подумайте, почему у крупнейших служб доставки (СДЭК, DPD, BoxBerry, Почта России) вы не найдете доставку день-в-день?

Просто крупные компании умеют считать деньги.

Еще полезные статьи на тему доставки:

55
4 комментария

Доставка через Яндекс.Go не подразумевает проверки и оплаты товара при вручении. Также история с товарами на выбор почти невозможна.

А это крайне востребовано покупателями при работе с магазинами чуть меньше Озона или Ситилинка - низкий траст к магазину.

1

А как же доставка через такси? Вот пиццу мне привозят за час (а ее еще приготовить нужно успеть) при помощи обычного такси. Доставкой доволен. Вижу на карте движение курьера. 

До сих пор не понимаю интернет-магазины, которые не могут мне через такси доставить товар через час (я готов заплатить за услугу доставки). 

Константин, добрый день.

У шеринга есть ряд нюансов, в посте об этом кстати тоже сказано. Отсутствие SLA, динамическое ценообразование. И еще один момент - я бы не доверил неизвестному таксисту или случайному курьеру доставлять мой товар если его цена превышает определенную сумму денег. Например, дорогой телефон или ноутбук.
Еще пример - я много ездил в такси и видел как водители работают не по своей лицензии.
Если вещь дорога, покупатель уже оплатил товар мало кто захочет рисковать отдавая доставку неизвестно кому.  

Костя, услуга доставки с помощью такси пока не сильно востребована. С одной стороны - мало тех, кто готов за неё платить. С другой - очень пока неудачные решения по внедрению, если только брать условное "одно окно" типа Яндекса - Я.Маркет и Я.Такси. Тут синергия будет, а абстрактный Максидом и Я.Такси - уже нет. Всё упирается в сложность\нежелание дружить бизнес-процессы друг друга