реклама
разместить

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

Тема моих постов - “обычные” отрасли и инвестиции в них. Конец прошлой и начало этой недели отмечено падением хай-теков и космических компаний, NASDAQ падет, акции Virgin Galactic просто рушатся да так, что позавчера днем Санкт-Петербургская биржа была вынуждена приостановить торги по этим бумагам из-за падения на 20%, как того требует биржевой регламент. (Из тех, кто держал у себя в портфеле упавшие с февральских максимумов аж на 70% бумаги SPCE, “спаслись” те, кто встал пораньше и зафиксировался на утренних торгах СПб биржи). А вчера вечером “космический” ETF Кэти Вуд объявил о том, что продал почти все акции компании.

Инвесторы на ожиданиях высокой инфляции корректируют свои прогнозы по инновационным секторам и обращают внимание на «вечные ценности»: сталь, золото и древесину. А я предлагаю посмотреть на отрасль старых добрых железных дорог.

Почему-то бытует мнение, что в Северной Америке они находятся в каком-то маргинальном состоянии, а доминирует там автомобильный транспорт и авиация. Для пассажирских перевозок это, отчасти, справедливо, но в грузовых железные дороги играют ключевую роль для всего континента.

Сеть путей в Северной Америке очень плотная и протяженная - она примерно в 2 раза длиннее китайской и в 3 раза превосходит российские железные дороги. Стоит уточнить, почему я пишу про Северную Америку, а не про США отдельно. Дело в том, что сеть эта интернациональна: в нее входят дороги США, Канады и Мексики.

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

Сеть эта состоит из 7 независимых частных дорог. Пять крупных владельцев дорог имеют “прописку” в США, два - в Канаде. Эти компании управляют собственными поездами на собственных путях.

Развитие железнодорожного транспорта стало локомотивом развития Америки, однако к середине 20 века его значение стало падать. Из-за чрезмерно жесткого госрегулирования железные дороги не имели ни импульса, ни средств для развития. Закон о межгосударственной торговле 1887 года и другие акты регулировали каждый аспект деятельности ЖД компаний: они были обязаны утверждать все тарифы, обслуживать нерентабельные железнодорожные маршруты и поддерживать “непопулярные” грузовые направления. В итоге, к 60-м годам отрасль практически лежала на боку.

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

В каденциях президентов Форда и Картера в период с 1970 по 1980 год было разработано новое законодательство, которое дало компаниям свободу и отрасль начала восстанавливаться. Да не просто восстанавливаться, а расти как на дрожжах. И этот рост продолжается и поныне

Вот графики роста акций основных игроков за последние 5 лет.

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE
Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE
Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

Как видите рост впечатляет - от 170 до без малого 300%.

В конце прошлого года начались разговоры о возможной продаже компании Kansas City Southern канадской Canadian National. Эксперты спорили о возможности такой сделки: несмотря на существенно упростившееся регулирование в части слияний и поглощений регулятор Совет по наземному транспорту (U.S. Surface Transportation Board) непрошибаем и не одобрял подобных сделок около 20 лет.

20 апреля бумаги Kansas City Southern резко выросли почти на 15% на новости о том, что в борьбу за компанию вступили вторые канадцы - Canadian Pacific, оценив Kansas City Southern в $33 млрд, против оценки конкурентов в $30 млрд.

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

А тут еще и регулятор заявил, что не будет рассматривать сделку через призму своих специфичных для отрасли требований, а просто проследит за соблюдением “общечеловеческих” антимонопольных требований. Победитель в этой “борьбе ставок” создаст крупнейшую сеть, соединяющую три страны - Канаду, США и Мексику.

Одним словом, на мой взгляд, североамериканские перевозчики это хорошая долгосрочная инвестиция в понятный сектор. Здесь низкая волатильность бумаг и понятные перспективы - в отличие от автомобильного транспорта потенциальное внедрение беспилотных систем и переход на принципиально иные виды энергии не перевернут рынок, а стоимость бумаг не зависит от даты объявления “первого полета” при куче проданных билетов, как в случае с Virgin.

33
реклама
разместить
реклама
разместить
8 комментариев

Почему в жд транспорте нельзя ждать беспилотных систем и новых источников энергии?

1

Спасибо за замечание, можно ожидать, конечно. Имел в виду, что внедрение таких систем не перевернет рынок. Поправил

1

Государство выделяет деньги на зелёную энергетику, электромобили и микроэлектронику - волки с Уолл-стрит выходят из Теслы и заходят в нефтянку, банки и железо.  

1

Комментарий недоступен

При чем тут Маск - не совсем понятно, в статье речь про Virgin.

История же конкретно Маска - это отдельно взятая история, которая может расти долго и стать мировым паровозом надолго, а может и сдуться. 

Если смотреть на индексы, то менее 2% компаний (могу ошибаться в точной цифре, но порядок такой), входящих в индекс, обеспечили почти весь прирост индекса на периоде в 10-20 лет. Способа предсказать, какие это будут компании в будущем, нет. 

Безотносительно того, верите вы в Маска или нет - вкладываться в одну компанию - это лотерея. 

Вы вот говорите, что это шапито, но у вас нет никаких оснований так говорить. Так же как нет и оснований говорить обратное.

Это исключительно личное мнение. Вы можете случайно оказаться правым, а можете и ошибиться. 

Мне лично Маск и его стиль общения с инвесторами не нравятся. При этом я уже ошибался на тему динамики акций той же Теслы. 

Покупал Галю по 27 на новостях про тот фонд, продал по 52 через месяц. А вот у железнодорожных стоков с волатильностью не очень, все таки хотелось бы прибыль здесь и сейчас.

Раскрывать всегда
реклама
разместить
Путин подписал закон, который обязывает маркетплейсы размещать ссылку на сертификат качества в описании товара

Он вступит в силу с 1 сентября 2026 года.

2727
55
давно обкатанная на алике тема: первая партия товара хорошая, появляется куча отзывов, далее вываливается гора шлака. что мешает продавцу купить 1шт реального товара, получить сертификат и дальше толкать паль, не ясно
OpenAI представила план перехода к коммерческой структуре управления

Некоммерческая организация сохранит долю в бизнесе но потеряет свою надзорную функцию.

OpenAI представила план перехода к коммерческой структуре управления
1010
33
11
11
11
Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Расскажу про подход, который позволил мне построить успешную карьеру, никогда не засиживаясь в офисе допоздна.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых
88
22
11
11
Как компания «ПИК» привлекла более 100.000 клиентов при помощи рекламы в Telegram?
Как компания «ПИК» привлекла более 100.000 клиентов при помощи рекламы в Telegram?

Как маркетинговый отдел компании ПИК искал новые, эффективные методы продвижения, и пришел к Telegram... Действительно ли эта соц сеть - лучший вариант продвижения бизнеса в 2025 году? Сегодня разберемся.

66
22
11
Владимир Путин подписал закон о праве инвесторов выводить дивиденды с ИИС-3 на банковские счета

За исключением купонных и других выплат по ценным бумагам.

99
22
11
11
11
11
11
Правительство решило ограничить звонки через интернет на мобильные и стационарные телефоны с 1 сентября 2025 года

Решение не коснётся звонков через мессенджеры.

Дополнено в 15:33 мск. Минцифры прокомментировало решение правительства. В ведомстве отметили, что услуги связи с использованием IP-телефонии не запрещаются и будут продолжать оказываться, но для этого потребуется лицензия на оказание услуг телефонной связи. У большинства операторов она уже есть. Для остальных предусмотрен «переходный период», чтоб…

4040
2121
1111
55
22
11
11
11
Надо запретить еще тем кому пишешь чтобы они голосом не отвечали на текст. Вызвать наряд полиции к ним не помешало бы.
Почему эйчары задают такие странные вопросы: что на самом деле они хотят узнать

А кем вы видите себя через 5 лет? Почему ушли с предыдущего места работы? Обычно такие вопросы кажутся каверзными, и раздражают кандидатов. Но если принять правила игры и разобраться, что же хочет услышать эйчар, это откроет вам двери во многие компании.

Почему эйчары задают такие странные вопросы: что на самом деле они хотят узнать
2020
11
11
[]