Бизнес на ICO

Методы работы консалтингового агентства, которое привлекает инвестиции в криптовалютные проекты.

Бизнес на ICO

В середине июня 2017 года стоимость криптовалюты Ethereum — второй по важности после биткоина, — достигла $407. Темп роста составил более 2000% — еще в марте один «эфир» стоил не более $15. Однако к 26 июня валюта подешевела почти на 60% из-за трудностей при инвестировании в ICO сингапурского стартапа Status.

Бизнес на ICO

На падение цены также повлияли ложные сообщения о гибели основателя Ethereum, канадца российского происхождения Виталика Бутерина, которые он опроверг в Twitter. Это приостановило понижение курса, но ненадолго.

«Никто не знает, какой курс будет завтра и послезавтра. Это биржа, и произойти может все, что угодно. Резкий рост курса с $15 — это некоторое чудо, магия. В реальном секторе такие доходности никому и не снились», — рассказывает сооснователь консалтинговой компании ModernToken Александр Гаркуша.

Он и его коллеги организуют ICO для российских и международных проектов. Их цель — превратить этот процесс в «криптовалютный конвейер».

Сооснователь консалтинговой компании ModernToken Александр Гаркуша
Сооснователь консалтинговой компании ModernToken Александр Гаркуша

Команда ModernToken

Гаркуша — выпускник физфака МГУ, несколько лет занимавшийся теоретической и математической физикой. Впервые о «новых деньгах» он задумался в начале 2014 года, когда истекал срок его банковского вклада: чтобы не терять время во время 16-часового перелета из Москва в Токио, он скачал с «Хабрахабра» статьи о финансовом планировании и операциях с криптовалютами.

Вернувшись в Москву, он разобрался в технических деталях работы биткоина, попробовал майнинг и вложил свободные средства в криптовалюту, купив 3,14 единиц. Спустя несколько месяцев он познакомился с Виталиком Бутериным и другими основателями проекта Ethereum, релиз которого состоялся в июле 2015 года.

Для работы над проектом Бутерину требовались миллионы долларов — он настаивал на том, чтобы Ethereum оставался независимой платформой, и отказывался от венчурных инвестиций.

Чтобы собрать средства, он решил провести предпродажу токенов Ethereum. Говоря иначе, — ICO или краудсейл. Бутерин вдохновлялся опытом Mastercoin — первого в истории криптовалют краудсейла, который стартовал 31 июля 2013 года и за месяц привлёк более 5 тысяч биткоинов (более $500 тысяч по курсу на тот момент).

Готовясь к ICO Ethereum, Бутерин написал whitepaper — документ, который рассказывает потенциальным инвесторам об архитектуре проекта, рынке и рисках, — а Гаркуша перевёл его на русский язык. Со временем термин whitepaper стал стандартом в индустрии новых криптовалют.

В результате ICO (третьего в истории криптовалют после Mastercoin и Nxt) команда Ethereum привлекла более 31 тысячи биткоинов — $18 миллионов по курсу на момент завершения ICO, а пользователи приобрели 60 тысяч токенов проекта — эфиров. Со временем «эфир» стал второй по суммарной рыночной капитализации криптовалютой в мире.

Тогда ребята из Ethereum Foundation еще не были миллионерами, а Виталик не приезжал в Санкт-Петербург встречаться с Путиным. Он был простым парнем, и мы неплохо общались по Skype. Думаю, сейчас у него на это нет времени.

— Александр Гаркуша

Параллельно Гаркуша продолжал изучать блокчейн и общаться с представителями мировой «криптотусовки». Когда в июле 2016 года Центральный банк России объявил о создании блокчейн-консорциума — организации, в которую вошли «Сбербанк», «Открытие», «Альфа-Банк», «Тинькофф» и QIWI, — Гаркуша стал консультантом проекта. Там он разрабатывал технологию на основе блокчейна для организации анонимного голосования держателей облигаций.

Проработав полгода, он решил отказаться от «более чем неплохой зарплаты» и открыть собственный проект: занялся консалтингом в сфере блокчейна. В это время к нему обратился знакомый, который «вращался» в мире криптовалют с 2011 года и предложил инвестировать несколько миллионов рублей, чтобы масштабировать бизнес и сконцентрироваться на услугах по выводу компаний на ICO.

Он же познакомил Гаркушу еще с одним партнером — бывшим ecommerce-директором московского ЦУМа Максимом Росляковым. В начале лета 2017 года они открыли свою собственную консалтинговую компанию в сфере криптовалют и ICO.

Сооснователь консалтинговой компании ModernToken Максим Росляков
Сооснователь консалтинговой компании ModernToken Максим Росляков

Как устроена ICO-кампания

ICO продукта состоит из трех этапов — проработки экономической модели, маркетинга и вывода проекта на биржу. «Любое ICO можно провести хоть завтра — придумать продукт и выпустить под него токены. Проблема в том, что скорее всего, никто не станет их покупать без хорошего маркетинга», — рассказывает Гаркуша.

Клиентами компании становятся предприниматели, которые хотят перевести свой проект на технологию блокчейн и привлечь дополнительные инвестиции от большого количества частных инвесторов.

По мнению Гаркуши, для успешного ICO требуется как минимум два месяца подготовки. В первую очередь необходимо придумать экономическое обоснование и «правила игры» для инвесторов — зачем нужен токен в этом продукте, какие услуги можно будет за этот токен приобрести, и почему спрос на эти услуги будет повышаться. Иными словами — почему рациональному инвестору стоит вкладываться в этот проект.

Все эти пункты отражаются в whitepaper проекта. В ModernToken за эту работу отвечает Александр Гаркуша. Ранее он составил whitepaper для финтех-проекта Humaniq. Во время ICO компания привлекла $5,1 млн от 11 тысяч инвесторов.

После того, как исследовательско-аналитическая часть завершена, начинается маркетинг проекта. Этим занимается Росляков: в ЦУМе он отвечал за продвижение бренда в интернете. По его мнению, сегмент электронной торговли — это переполненный и высококонкурентный рынок, где маркетинговые инструменты помогают участникам привлекать внимание клиентов.

Когда Росляков обратил внимание на рынок криптовалют и ICO, он обнаружил, что несмотря на его потенциал и рост, маркетинговые инструменты остаются «примитивными» по сравнению с рынком электронной коммерции. Существует несколько отраслевых изданий, где авторы проектов стремятся разместить рекламу или платные публикации о своем ICO.

Росляков занялся закупками медиарекламы, работой с лидерами мнений и «генерацией интереса» к проектам ModernToken. «Не буду раскрывать всех карт: мы делаем сильно больше, чем принято», — поясняет он.

Одна из целей маркетинга — получить поддержку проекта среди известных людей в мире криптовалют. 24 июня состоялось ICO мобильной платежной платформы TenX. Одним из менторов проекта был Виталик Бутерин: за счёт известного имени и эффективного продвижения основатели собрали более 245 тысяч «эфиров» менее чем за 5 минут.

31 мая основатель Mozilla Брендон Айк провел ICO для браузера Brave, выпустив токен Basic Attention Token. По задумке автора, в Brave каждый раз при просмотре рекламы пользователи будут получать вознаграждение — токены. Их можно потратить на открытие дополнительных функций браузера или конвертировать в другие криптовалюты.

Айк планировал собрать $35 млн. Для этого ему потребовалось 24 секунды. «Было 185 успешных транзакций и более 10 тысяч опоздавших. Англоязычные криптовалютные форумы и соцсети порвало от гнева тех, кто не успел. Во время этого ICO была зафиксирована самая высокая комиссия майнерам за обработку транзакции: кто-то не пожалел $6,6 тысяч просто, чтобы успеть вложиться в проект», — рассказывает Гаркуша.

Привлечь известных менторов непросто. Во время ICO Humaniq этим занимался человек, который до этого работал в издании Cointelegraph и делал спецпроект «500 самых влиятельных людей в блокчейн-индустрии».

Он написал 100 людям из этого списка, из них только 20 ему ответило. 15 отказались сразу. Формулировки разные, но суть такая: «Прошу прощения, я сейчас работаю над своим проектом, у меня нет времени делать due diligence чужого. Я не знаком с основателями, с их продуктом и не готов рисковать своей репутацией ради заработка».

Из пяти оставшихся после непродолжительных колебаний слились ещё трое, и осталось лишь двое человек. Привлечение подходящих людей в Advisory Board — очень сложная часть работы.

— Александр Гаркуша

Когда маркетинговая кампания заканчивается, сотрудники ModernToken помогают проектам с листингом на криптовалютных биржах, где происходит конвертация токенов в «эфиры», биткоины или традиционные валюты.

Все биржи независимы, и у каждой существует свой «набор предпочтений». Поэтому, чтобы пройти процедуру листинга, требуется провести переговоры с владельцами площадок.

По словам Рослякова, расходы на маркетинг и продвижение для ICO составляют не меньше $200 тысяч. Полная стоимость проекта — $310 тысяч. Цена может измениться в большую или меньшую сторону в зависимости от пожеланий клиента и объема работ.

Например, некоторые клиенты могут сами придумать экономическую модель проекта и обратиться в консалтинговое агентство только за помощью в продвижении. Однако по словам Гаркуши, таких людей немного: «Около 90-95% клиентов, с которыми я разговаривал, из-за незнания индустрии, из-за незнания технических деталей допускают ошибки. Лишь те 5-10%, кто долго варится в индустрии, делают сразу всё правильно».

Модель заработка

ModernToken не занимается продвижением своих услуг: все активные участники российского блокчейн-сообщества знают друг друга в лицо, и «сарафанного радио» оказывается вполне достаточно.

Вместе с Росляковым и Гаркушей работает 15 человек. Сейчас у компании в очереди около 20 заказов, однако человеческих ресурсов хватает только на то, чтобы брать один новый заказ в неделю. В дальнейшем основатели планируют увеличить количество сотрудников, чтобы вести больше проектов одновременно и превратить компанию в «ICO-конвейер».

Компания отбирает входящие заявки в зависимости от того, целесообразно ли использовать в проекте блокчейн и внутреннюю валюту. Кроме того, Росляков и Гаркуша обращают внимание на личность обратившегося предпринимателя: насколько легко вести с ним диалог и насколько внушителен, с точки зрения потенциального криптоинвестора, его собственный бэкграунд и бэкграунд команды.

Если человек не готов показать свое лицо, опубликовать личные данные, рассказать о своем опыте, ходе работ над проектом, то дальше с ним нет смысла разговаривать.

Если создатель не хочет во всеуслышание рассказать всему миру про свой проект, то нам точно в это вписываться не надо. Если он вменяемый и мы видим, что он разбирается в своей сфере, дальше начинается разговор.

— Максим Росляков

В качестве вознаграждения ModernToken берет комиссию за услуги в виде процента от выпущенных токенов. В случае, если проект многообещающий, но у основателей недостаточно денег для проведения ICO, ModernToken соглашается вложить свои деньги в обмен на чуть больший процент. По словам Рослякова, на эмиссии токенов зарабатывается «львиная доля» доходов консалтинговой компании.

«Это хорошая практика, потому что если у основателей или связанной с ними маркетинговой команды остается доля токенов, то они сами заинтересованы в том, чтобы повышать их капитализацию — работать над продуктом, над его продвижением», — продолжает Гаркуша.

Курс токенов не привязан к стоимости компании и зависит от спроса и предложения. Возможности, которые токен дает инвестору, различаются в зависимости от проекта.

Например, основатели российской компании ZrCoin в мае 2017 года провели ICO для строительства предприятия по восстановлению диоксида циркония из промышленных отходов и привлекли $7 млн от 3,9 тысяч инвесторов.

Они пообещали инвесторам выкупить токены через 18 месяцев после старта производства или обменять их на диоксид циркония. «ICO позволило им организовать оптовые предпродажи готового продукта», — поясняет Росляков.

Поскольку для участия в ICO в большинстве случаев требуются криптовалюты, ожидается, что биткоин и «эфир» будут дорожать в долгосрочной перспективе из-за увеличения спроса. При этом стоимость токенов со временем также может расти — как правило, в первые часы после старта ICO они продаются с дисконтом, и инвестор может продать их через некоторое время по более выгодному курсу.

Однако Росляков не отрицает, что это крайне рискованный рынок, и не рекомендует инвестировать в криптовалюты все семейные сбережения. «Мы общаемся со многими инвесторами — это серьёзные, хладнокровные и разумные люди. На таком рынке рисковать более, чем 10% активов, здравомыслящий человек не будет. Стоит ли вкладываться? Тот, у кого есть свободный запас наличных средств, знает ответ на этот вопрос. Но рискуя, нужно быть готовым потерять эти деньги».

1313
42 комментария

"Со временем термин whitepaper стал стандартом в индустрии новых криптовалют" – мм, действительно, раньше такого термина-то не было

5

Термин был. Индустрии не было.

2

Вот уже на ЦП третью статью про блокчейн читаю, смотрю ролики на ютюбе, разбираюсь, додумываю сам и появляются следующие мысли: взять движок криптовалюты, купить самому первые говновалюты, надувать пузырь, продавать свою валюту, сдувать пузырь и потом по новой, короче быть волком с уол стрит, он же так акциями торговал. Ну может не волком, но таким себе пёсиком гавкающим и довольным. А?

2

Вперед, кто ж мешает-то?

2

просто риск высокий, будь готов бабло потерять

1

"расходы на маркетинг и продвижение для ICO составляют не меньше $200 тысяч"
SONM $500 тысяч потратили, привлекли тоже неплохо.
Но вообще цена на эти услуги сейчас обусловлена спросом. Один из ваших конкурентов делает эту же работу дешевле, и у них тоже очередь. Через 1-2 года по мере роста конкуренции цены придут к адекватным $50-100 тысяч за проект.

Хотя может и не быть такого хеппи-энда: начнут через пару месяцев сыпаться крипто-стартапы, и вам тоже от них репутационного ущерба может достаться - вплоть до закрытия.

Токены не означают ничего, держателей можно кинуть сейчас без проблем: как SONM правила начисления токенов поменять, или как TenX не возвращать деньги из-за невозможности подписать письмо.

Ну а пока хайп - ловите волну, молодцы!

1

Львиная доля бюджета уходит на медийные площадки, коммьюнити, PR, SMM и тд. Приведенная в статье сумма - средняя по больнице, за которую можно обеспечить качественный охват аудитории. Гипотетически можно сделать за ноль или около того. Если, например, условный Виталий Бутерин станет делать новый проект, про это все узнают даже с нулевым бюджетом.

3