Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

100+ материалов для менеджера проектов с описаниями и ссылками: карта компетенций, курсы, книги, инструменты, Telegram-каналы, блоги и фильмы. Собрали материалы и рекомендации опытных экспертов в одной статье, чтобы всё было под рукой.

Карта компетенций

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

Начнем с начала: кто же такой менеджер проектов в digital-индустрии и как им стать. Поговорим о том, с чего начать и какие ресурсы помогут двигаться в нужном направлении.

Менеджер проектов — человек, который проведет идею по пути воплощения, от момента «было бы здорово вот так» до момента, когда «вот так» заработает. Он знает, сколько и какие процессы должны быть начаты, ресурсы подключены, и будет координировать проект на всех этапах. Его главная задача — выпустить работающий проект так, как нужно руководству в установленные сроки.

Звучит здорово, и такой человек точно нужен всем. Какими же качествами он должен обладать?

Выполнить задачу по запуску проекта невозможно без умения договариваться, работать с командой, ставить сроки и следить за их соблюдением. Нужно уметь делать и демонстрировать прототипы, распределять ресурсы, решать конфликтные ситуации. То есть, самое важное для project-менеджера — soft skills: коммуникативные навыки, способность справляться со стрессом, умение работать с информацией, самоорганизованность, навык поиска нестандартных решений. Хорошую карту компетенций проджект-менеджера составила scrum-студия «Сибирикс».

Ключевые качества проджект-менеджера, которые значительно облегчат работу

Начнем с не самого популярного и очевидного, но очень важного качества для проджект-менеджера — умения принимать решение исходя из прагматичного, спокойного и твердого расчета, а не эмоционального заряда, личного вовлечения или мнения команды. Эмоции могут помочь во многом, но перед запуском проекта менеджер должен спокойно и трезво все просчитывать, и на основании этого принимать решение.

Проджект должен уметь встраиваться в команду (это, впрочем, хорошо для любой должности), и даже если выстроенные процессы ему изначально не нравятся, сначала анализировать, почему так сложилось на данный момент, а уже потом, видя полную картину, что-то менять. Здесь опять о контроле над эмоциями — сначала анализ окружающей обстановки, потом уже предложения по изменениям.

Чтобы управлять командой, нужно быть не только стратегом и тактиком, но и понимать невербальную коммуникацию. Проект нужно уметь «продать» команде, понятно объяснив ценность. Проджект и команда должны быть сонастроены, но не переходить грань делового общения — можно быть максимально дружелюбными в рабочих вопросах, но не допускать перехода личных границ, чтобы не размывать статусы и не терять контроль над выполнением задач.

Немного избитая истина, но все же очень актуальная для проджект-менеджера — нужно не терять самообладания, что бы не происходило. Поскольку ответственность на проджекте огромная, а внештатные ситуации будут случаться часто, и иногда по абсолютно независящим ни от кого обстоятельствам — проджект должен уметь сразу рационально оценивать потери и риски, и уметь принимать очень быстрые решения в критических ситуациях.

Важно не бояться задавать вопросы, если что-то остается неясным, и искать нестандартные пути решения. Задача проджекта — запустить проект, и надо продумать все пути решения, не бояться использовать абсолютно любые доступные и подходящие ресурсы и проявлять инициативу.

Полезными навыками будут самоорганизация, четко выстроенный тайм-менеджмент и умение разбить задачу на мелкие пункты, чтобы решать их шаг за шагом.

Технические и бизнес-навыки будут отличным дополнением к личным качествам. Для проджекта в IT- индустрии технические знания будут отличной базой, позволяющей говорить с командой на одном языке. Если проект узконаправленный — стоит опросить экспертов, и погрузиться в конкретную специфику на время запуска. Бизнес-менеджмент тоже будет незаменимым для проджекта: умение вести переговоры, управлять бюджетами и рисками, контролировать изменения.

По мнению «Сибирикс» важно понимать технологии: хостинги, подключение платежных систем, подключение систем доставки, сайты (адаптивные, композитные, мобильные), интеграция с SMS-шлюзами, принципы работы DNS, размещение кодов метрик/аналитики.

IT-Agency советует изучить: введение в проектирование, алгоритм создания лендингов (потому что почти все время менеджеры сталкиваются в работе с сайтами).

В MINISOL менеджер проекта участвует в продажах, поэтому мы прокачиваем навыки продаж и переговоров, а также базовые навыки маркетинга. Ключевая компетенция менеджера проекта — быть ответственным за решение бизнес-задачи клиента, а не просто быть «прослойкой» между контактным лицом клиента и командой разработки. Быть ответственным — значит приносить пользу и экономить время и нервы клиента.

Хорошо иллюстрирует роль менеджера притча о двух работниках:

Один работник зашел к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

— Правда, барин. Вроде сено.

— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

— Не знаю.

— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

— Барин! Точно, с Семеновских.

— А не знаешь, сено первого или второго укоса?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

— Барин! Первого укоса!

— А не знаешь, по чем?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

— Барин! По пять рублей.

— А дешевле не отдают?

— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

Важно ли, чтобы менеджер умел сам делать что-то руками? Мы в MINISOL уверены, что навыки специалиста в прошлом, будь то дизайн, верстка или программирование, являются огромным плюсом.

Наша практика показывает, что понимание технической стороны всех процессов как специалиста кратно повышает эффективность работы менеджера. Знания помогают и в работе с клиентом, например, менеджер с техническими навыками сможет для некоторых вопросов сразу ограничить круг возможных решений, а порой и сразу предложить оптимальное. В случае общения с командой общение также будет более продуктивным — менеджер будет понимать логику реализации и сможет обосновать принятое решение клиенту при необходимости, а не просто транслировать услышанное от специалистов.

Я работаю project-менеджером больше 6 лет, и за это время выделила несколько качеств, без которых хорошему проджекту точно нельзя:

- Системность: менеджер должен уметь превращать хаос в четкую систему с понятными процессами, зонами ответственностями и ролями.

- Коммуникативность: как ни банально, но большая часть работы project- менеджера — это взаимодействие с сотрудниками, с командами и с заказчиками. И человек должен говорить так, чтобы его хотели слушать и чтобы его понимали.

- Определенная интуиция: когда ты на уровне «чуйки» (а на самом деле опыта) знаешь, что может пойти не так, предвидишь риски и делаешь все, чтобы они не случились.

- Устойчивая психика: в проектах всегда что-то идет не по плану, а эмоции не помогут решить проблему. Проджект должен спокойно оценить ситуацию и предложить решения.

- Лидерство: грамотный менеджер ведет команду к цели, поэтому она должна ему доверять и быть готовой следовать за ним.

Мария Стефова,

Project-менеджер образовательной компании «Нетология»

PM – это про отношения. Качества, которые помогают выполнять работу PM, это те же самые качества, которые делают жизнь абсолютно любого человека более успешной, интересной и полезной во всех смыслах.

Поэтому так:

1. Умение слушать и слышать других людей в команде (а в команду входят и клиенты!) и говорить на тех языках, на которые сейчас есть запрос. И это не про полиглотство, хотя тоже полезно.

2. Умение расставлять приоритеты. Это когда тебе нужно поставить задачу дизайнеру, звонит телефон, в чатах не отвеченные сообщения и бухгалтерия срочно просит какие-то документы и через полчаса начало планерки.

3. Внимательность к мелочам. Тут еще неясно, что страшнее, когда ты забыл про ДР жены или проворонил сдачу актов по проекту.

4. Стремление туда, где еще не был. Например, поиск нового маршрута с работы домой избавляет от ранней деменции, а изучение возможностей новой платформы AR – открывает новый рынок.

5. Умение отпускать. Это и про делегирование, и про фейлы, и про людей.

Анна Неустроева, менеджер проектов JetStyle

Работая практически 8 лет в Digital, я сформировал четкий перечень навыков, на которые я смотрю, прежде чем нанять специалиста в команду. Эти навыки можно смело разделить на hard и soft skills.

С hard skills всё просто. Человек обязательно должен получить базовое качественное образование, желательно на стыке информационных технологий и гуманитарной отрасли, для того, чтобы уметь мыслить системно и анализировать реальность.

В плане soft-skills уже сложнее. Ключевые навыки это:

- эмоциональный интеллект и эмпатия;

- лидерские качества и умение выстраивать коммуникации;

- гибкость и многозадачность;

- желание и умение быть учителем;

- умение перезагружаться и не выгорать.

Немного подробнее об умении перезагружаться, так как это самая важная «фишка» проектного менеджера. В своей работе мы получаем огромное количество информации, а бонусом ещё и стрессы. Процессы тормозятся, небольшие трудности кажутся трагедией. Необходимо найти то, что помогает перезагрузиться именно вам, а потом использовать это в любой непонятной ситуации.

Никита Заславский,

руководитель разработки дизайн-студии «Магвай»

1. Навыки коммуникации. Клиент работает не с компанией, а с конкретным менеджером. Поэтому важно уметь вести коммуникацию — подбирать слова, чтобы четко доносить свои мысли, по отдельным фразам определять назревающие проблемы, уметь задавать правильные вопросы. То же касается и команды — умение вовремя похвалить может значительно улучшить работу.

2. Аккуратность. Это и пунктуальность и внимание к мелочам — все то, что позволяет клиенту получать запланированный результат в запланированный срок

3. Эмпатия. Она нужна чтобы понимать, что у клиента и команды все хорошо. Когда ты не можешь определить, что людям некомфортно работать вместе и не можешь выяснить причину этого, даже идеальные навыки планирования работы и фиксирование договоренностей не спасут ситуацию.

Павел Дорофеев, руководитель проектного офиса 65apps

С точки зрения работы с заказчиком, нужны аналитический склад ума и хорошие коммуникативные навыки. Проджект является фильтром между заказчиком и разработчиком: именно менеджер выполняет первичную аналитику после общения с клиентом. Идеи и пожелания нужно сформулировать логично, на основе этого поставить конкретные задачи, расставить по ним приоритеты. Также важно уметь переходить от официального к более дружескому общению. Это ситуация win-win: и ты, и клиент начинаете действовать в общих интересах. Если говорить о команде, то ее нужно уметь мотивировать, а иногда — выполнять роль защитника. Также помогает чувство юмора, оно сводит многие негативные ситуации на нет

Сергей Кисляков,

руководитель отдела управления проектами в Mad Brains

5 базовых принципов, которые каждый день помогают мне в работе уже 9 лет.
1. Честность и открытость.
Важно быть максимально открытым. Как для клиента, так и для команды.
Если команда не успевает, то я всегда об этом честно скажу, а не придумываю отговорки или отмалчиваюсь.

2. Многозадачность.
Не видел еще ни одного проджекта на стороне агентства, который бы занимался только одним проектом. Но даже в рамках одного проекта бывает много разноплановых задач. Поэтому важно уметь структурировать, декомпозировать и приоритизировать множество задач.

3. Ведение переговоров и умение решать проблемы.
Очень часто проблему можно решить, просто переговорив с участниками потенциального конфликта. Важно уметь слушать, не бояться задавать вопросы и доносить свою точку зрения.

4. Самоконтроль.
Нужно уметь объективно оценивать собственные действия.
Руководитель проектов — довольно самостоятельная единица. Он обладает широкими правами на принятие решений без каких-либо дополнительных одобрений со стороны.

5. Лидерские качества, уверенность в себе и своих силах.
Проджект в первую очередь должен верить в свой проект, в его успешность и передавать эту уверенность команде.

Денис, Group head отдела Digital and Сreative в СreativePeople

1. Вдумчивость и умение анализировать, потому что менеджер, который не понимает, что делает – это вредитель;

2. Систематичность и самодисциплина. А без этого никуда, потому что только в порядке можно вовремя понять, что идет не по плану;

3. Умение планировать себя, процессы, исполнителей, проект и жизнь в целом;

4. Постоянная жажда знаний и желание учиться, так как без этих апдейтов полезные менеджерские привычки ржавеют и перестают быть столь эффективными. Нужно стремиться взять сложнее проект, чем в прошлый раз, и в этот раз самому говорить на конф-коле с клиентом и постоянно почитывать новую информацию.

5. Умение мыслить категориями результата или, проще говоря, не жалеть себя, не искать виновников, уметь признавать ошибки и следовать принципу делать не равно сделать;

6. Умение получать кайф от процесса, потому что если вы идете на работу с мыслями: «Блин, опять будут писать клиенты, что что-то не так, а мне придется отвечать, а еще дизайнер опять не так понял задачу и нужно что-то исправлять», – так не пойдет. Причем у всех не пойдет: ни у вас по результатам, и в целом счастья не будет, ни у того бедолаги, который вас нанял и понадеялся.

Карина Шайдулатова,

Group Head digital-агентства iBRUSH

Где учиться менеджеру проектов

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

Первое — прочитать план обучения от IT-Agency. Там собрали необходимые материалы для старта, разделив их по темам: личная и общая система организации работы, решение задач, переговоры и работа с клиентом, текст, повышение конверсии, английский.

Годовые курсы:

Профессия «Project Manager в IT» от Skillfactory

Обеспечат полное погружение в профессию проджект-менеджера: теоретические знания совмещаются с отработкой навыков лидерства и коммуникаций. Обучение проходит в формате ролевой игры, на протяжении всего времени ментор дает обратную связь.

  • Учиться 12 месяцев
  • 75 тыс. руб.

«Факультет проджект-менеджмента» от GeekBrains

Объяснять всю теорию для проджект-менеджера, и даже немного коучинга, помогут сделать 3 дипломных проекта, гарантируют трудоустройство после обучения.

  • Учиться 12 месяцев
  • 133 тыс. руб.

Профессия «Менеджер проектов»

Научат управлять проектами, оценивать и планировать задачи, контролировать их, рассчитывать экономику проекта, координировать работу сотрудников, брифовать заказчика, выступать в стиле спикеров Ted.

  • Учиться 12 месяцев
  • 129 тыс.руб.

Курс «Руководитель digital-проектов» от Interra

Расскажут про всю необходимую теорию, и после защиты диплома — своего интернет-проекта, начнется стажировка с поддержкой от кураторов. По итогам стажировки помогут с поиском работы. В качестве диплома можно получить свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

  • Учиться 15 месяцев
  • 152 тыс.руб.

Главная суперсила менеджера проекта — умение находить баланс. Менеджер является связующим звеном разных групп людей с разными задачами, интересами, компетенциями. К тому же в любом проекте есть бюджет, срок и качество, которые не всегда идеально сбалансированы. Успех проекта зависит от правильной расстановки приоритетов на каждом этапе реализации от планирования и реализации, до запуска и развития.

Важными являются навыки управления и коммуникации. Менеджер — это управляющий, и в данном случае функционал управления реализуется на 100%. Планирование, реализация с командой, контроль, взаимоотношения с заказчиком — всем управляет менеджер проекта. При необходимости нанимает и увольняет людей, находит субподрядчиков, согласовывает изменения с клиентом.

И очень круто, когда менеджер имеет внутреннюю тягу к развитию. Читайте, учитесь, делайте и будете лучшими!

Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL

Курсы покороче:

Профессия «Менеджер проектов» от Яндекс Практикума

Курс-симулятор работы в IT-компании в должности проджект-менеджера. Нужно будет принимать решения в реальных задачах, и от них будет зависеть судьба проекта. В конце обучения — диплом о профессиональной переподготовке.

  • Учиться 6 месяцев
  • 95 тыс. руб.

Курс «Project Manager» от Нетологии

Помогут освоить основы управления проектами, научиться управлять финансами, рисками и качеством, расскажут про юридическую сторону управления проектами, soft skills, методологии, а в конце курса можно запустить свой проект и получить помощь в поиске работы.

  • Учиться 6,5 месяцев
  • от 112 тыс.руб.

Курс «Руководитель digital-проектов» от Skillbox

Расскажут про все этапы работы над проектом — от планирования до запуска. Дипломный проект — запуск собственного сайта.

  • Учиться 4 месяца
  • 64 тыс. руб.

Сейчас на рынке есть хорошие стартовые курсы для project-менеджеров, на них можно изучить базу. Но также лучшим обучением будет практика. Поэтому я советую пробовать устраиваться в компании на начальную позицию junior project-менеджера, делать простые рабочие задачи. Так вы быстрее всего научитесь основам, и в ходе работы уже сможете понять, каких знаний вам не хватает. Тогда можно начинать искать полезные книги, каналы, статьи, а также курсы, которые закроют уже конкретные пробелы в навыках.

Мария Стефова, Project-менеджер образовательной компании «Нетология»

Курс «Проджект-менеджмент» от Laba

Объяснят все IT-термины, помогут начать общаться с командой разработчиков на одном языке.

  • Учиться 5 недель

Высшая школа управления проектами от НИУ ВШЭ

Можно выбрать из 13 курсов и пройти обучение с преподавателями НИУ ВШЭ, получив по итогу удостоверение о повышении квалификации. Стоимость и время варьируются в зависимости от выбранного курса.

Мини-курсы по управлению проектами от Udemy

  • От 1 до 6 часов
  • от 1090 руб.

Курс «Руководитель проектов» от Русской Школы Управления

Научат, как уложить проект любой сложности в сроки и бюджет. Расскажут про методики управления проектами, и как генерировать и тестировать идеи.

  • Доступ к курсу на 30 дней
  • 32 тыс.руб.

Многое приходит с опытом. Молодому проджекту нужно задавать вопросы и не бояться показаться глупым. Если не уверен - спроси. Но перед этим нужно самостоятельно поразмышлять о вариантах действий, не ждать готового решения наставника. Нужно пропускать задачи через себя: если ты не понимаешь, что делать, то и проект не получится

Сергей Кисляков, руководитель отдела управления проектами в Mad Brains

Проджект растет только благодаря хорошему наставнику — более опытному специалисту, готовому делиться своими знаниями.

Курсы и книги — это просто поддержка теоретических знаний. Важно уметь применять их на практике, на боевых проектах. Именно наставник играет здесь большую роль — он ведет и подстраховывает менее опытного коллегу.

Павел Дорофеев,

руководитель проектного офиса 65apps

Учиться менеджеру нужно на работе, внутри процесса с пониманием кухни. Перед тем, как прийти в агентство, нужно понять что такое ПМ, как им быть и хотите ли вы им быть. Курс для начинающих, который хвалят наши джуны – это курс от Яндекс Практикум. В рамках этого курса можно понять кухню, и главное – понять, подходит ли вам это. Волнения никуда не денутся с вашим опытом, вы просто будете волноваться по другому поводу. Но при успешном решении конфликтов или умении все запланировать ваша пятая точка гореть будет значительно реже, поэтому также могу посоветовать мини тренажеры. Также по технической базе хорошим вариантом будет пройти курс по html/css и прочитать статьи на хабре или vc про базы данных, и том как работает сервер и т д.

Карина Шайдулатова,

Group Head digital-агентства iBRUSH

Набор полезных инструментов проджект-менеджера

Канбан-доска, на которой можно создавать карточки с задачами по темам (например, набор карточек «to do» и «in progress», или разделенные по принципу «разработка», «внедрение», «тестирование»).

Расширение для Trello, которое поможет выгрузить отчетность по проекту: сколько задач выполнено, какое время затрачено, и даже график выгорания. Потом все отчеты можно выгрузить в Excel.

Принцип работы похож на Trello. Можно управлять задачами с помощью одной клавиатуры, Asana тоже интегрирована с почтой, удобно собирать всю информацию в карточке задачи, и общаться по ней там же.

Дает возможность настраивать себя под каждый проект по-разному: доски, создание пула задач под каждую функцию продукта отдельно, баг-трекинг, интеграция с Git.

Инструмент для планирования работ и трекинга задач. Можно подробно описывать план всех работ с ресурсами, отмечать ответственных исполнителей, оценивать стоимость, строить диаграммы Ганта, расписывать смету, чтобы показать заказчику.

Более простой, чем MSProject и бесплатный инструмент, который упрощает работу с проектами, позволяя показать заказчику сразу готовый план, и одобрить его, чтобы не координировать работу постоянно.

Выгодно отличается от похожих платформ открытым исходным кодом, а значит и возможностью прикручивать функции, выбирать участников и задавать им нужные права и доступы в разных проектах.

Кроме создания задач с указанием сроков, можно вести переписку по ним, заливать файлы и вики-документы.

Возможность общего ведения тасков для всей команды. Можно приоритезировать задачи, вести более 50 проектов одновременно, делегировать задачи, анализировать прогресс, создавать доски и синхронизировать все с сервисами, которыми пользовались раньше.

В первую очередь Glip — бесплатное хранилище. Тут можно задавать членам команды роли, переписываться в чате и выгружать все в облако.

Инструмент для аналитики работ, позволяющий оценить объем задач, который можно выполнить за определенный период времени, чтобы лучше распределить ресурсы и все спланировать.

Идеальный инструмент для рабочей переписки проджект-менеджера. Можно создавать тематические чаты, делить их как нужно: по проектам, командам или направлениям. Сотрудники могут вступать в нужные именно им чаты, настраивать уведомления, чтобы видеть, например, только те, где их упомянули. Делитесь файлами или записями сообществ, и сводите общение к исключительно полезному с помощью всех фильтров и сортировки.

Платформа для разработчиков, полезная для проджект-менеджеров тем, что в ней можно программировать всей командой, фиксить баги и создавать отдельные модули.

Классический инструмент для передачи файлов и папок с возможностью коллективного редактирования.

Один из первых онлайн-инструментов для записи дел и возможности разделить их между членами команды. Можно задавать задачам приоритет.

Что почитать будущему или начинающему проджект-менеджеру, чтобы понять, как же превратить идею в проект и соблюсти сроки

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

Книги для менеджера проекта

Настольная книга проджекта, автор уверен, что она заменит 2 года работы проджект-менеджером, практические истории станут лучшими учителями, а сюжет книги докажет, что учиться — не всегда скучно.

Скотт Беркун, бывший руководитель проектов в Microsoft, ответил в своей книге на животрепещущие вопросы начинающих проджектов: «как выстроить отношения в команде?», «как принять верное решение?», «что делать, если все идет не так?».

Джозеф Хигни, президент консалтинговой компании QMA International, на основании PMBOK составил руководство, помогающее узнать больше о работе проджект-менеджера.

Книга, которую написала Зузана Шохова, Agile-коуч и сертифицированный тренер по Scrum, расскажет о важности скрам-мастера, и почему не нужно пытаться совмещать его задачи с другими.

Дэвид Андерсон — первый, кто использовал метод канбана в 2005 году. Учитывая свой опыт, он расскажет, что такое канбан, зачем он нужен, как внедрить, и чем это поможет бизнесу.

«Пиши, сокращай» Максима Ильяхова: книга про то, как правильно общаться письменно.

«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры» Джона Кинга, Хэли, Фишер-Райта: книга, которая позволит лучше понимать людей вокруг и их ценности.

«Управление проектами, людьми и собой» Николая Товеровского: практический учебник по проджект менеджменту, написанный понятным языком.

«Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте»: книга про методологию канбана, которая сейчас используется почти во всех IT-компаниях в управлении проектами.

«Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена: книга про личную эффективность и как справиться с невероятным потоком задач, который падает на проджект менеджера

Мария Стефова, Project-менеджер образовательной компании «Нетология»

Книга, особенно полезная проджект-менеджеру в IT, потому что объясняет, насколько успех digital-проектов зависит от социального фактора, а не от знания софта.

Книга о склонности людей сбиваться в племена, и о том, как быть лидером такого племени. О первобытных рефлексах рассуждаю Дэйв Логан — доктор наук, старший преподаватель бизнес-школы при Университете Южной Калифорнии, сооснователь CultureSync, Джон Кинг — коуч, Хэли Фишер-Райт — доктор медицинских наук, педиатр.

OKR (Objectives and Key Results) — методика постановки целей и оценки результатов для команд. Авторы научат, как использовать OKR на практике, сформулировать цели и результаты, и оценить пользу от внедрения OKR.

Эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, стремления и намерения. Осознавать и применять эти знания важно ради успешного запуска проектов, и как это делать в своей книге описал Энтони Мерсино, обладатель сертификатом института PMI и специалист-практик по методам Agile, MBA.

Книга для студентов и тех, кто хочет узнать больше о прогнозировании, инновационном мышлении и планировании. По словам автора, в книге тщательно рассматривается диапазон доказательств и линий вероятности, чтобы определить предпочтительные или правдоподобные результаты.

Руководство по 4 основным методологиям Agile: Scrum, XP, Lean, Kanban. С помощью книги можно полностью изменить мышление людей, работающих над проектами, превратить их в команду, которая добивается результатов.

Роман Пихлер — эксперт по scrum и agile-управлению продуктом, но книга будет интересна и проджект-менеджеру, потому что подробно рассказывает об особенностях управления по scrum.

Я никогда не советую книги по проектному управлению — о том, что такое Waterfall, Kanban и Scrum можно узнать из разных источников. Я рекомендую читать книги, которые позволяют лучше понять среду, в которой приходится работать:

— «Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни» Ицхак Адизес

— «Голая экономика: разоблачение унылой науки» Чарльз Уилан

— «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган

— «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов

— «От хорошего к великому» Джим Коллинз

Павел Дорофеев,

руководитель проектного офиса 65apps

Способ выживать в безнадежных проектах для разработчиков программного обеспечения.

Книга о фундаментальных проблемах в разработке программного обеспечения, написанная для менеджеров, которые работают с командами разработчиков.

Подробный рассказ про методологию GTD (Getting Things Done). Техника как хорошо и эффективно работать, не теряя вовлечения в личную жизнь — как отделять главное от второстепенного, планировать и контролировать работу, не создавая хаос из мыслей.

Руководство по разработке требований к эффективному программному обеспечению, полезная проджект-менеджерам возможностью погружаться в детали проекта и делать его еще более конкурентоспособным.

Институт управления проектами Project Management Institute (PMI) публикует и регулярно обновляет PMBOK — свод знаний по управлению проектами. В самом институте используют этот документ как основной справочный материал. В шестом издании книга выпущена с дополнением о гибких средах проекта, с описанием, как эти подходы интегрировать в проект.

Бизнес-роман о том, как новый директор приходит в коллектив, и начинает выстраивать процессы заново. Вместе с сюжетными поворотами автор расскажет о пяти пороках управления командой, а главное, как их устранить. Подойдет тем, кто ищет новые и эффективные способы работы с командой.

Мой топ-5 книг. Тут без комментариев и все довольно банально:

Р. Шарма «Серфингист, святой и директор»

Э. Голдратт «Цель»

Э. Берн «Игры в которые играют люди»

Р. Гандапас «Камасутра для оратора»

Г. Архангельский «Время на отдых. Для тех, кто много работает»

Анна Неустроева,

менеджер проектов, JetStyle

Библия переговорщика, которая разрушит все стереотипы о том, как добиваться своего. Автор рассказывает о тактических приемах, расстановке приоритетов, психологических ловушках и стратегических подходах. Читатель научится не только думать вне шаблонов, но и различать безнадежные ситуации и те, которые еще можно исправить.

Джефф Сазерленд — один из разработчиков методологии Scrum, описывает в своей книге как Scrum помогает преодолевать классические проблемы в управлении проектами, и в более короткие сроки и с меньшими затратами создавать и выпускать продукты отличного качества.

Рассказ о руководителе завода Алексе, который должен вывести предприятие из кризиса. Проблемы завода могут привести к его закрытию, и Алекс в поисках путей решения, обращается к бизнес-консультанту Ионе. Иона соглашается при условии, что Алекс сам будет искать ответы на свои вопросы.

Книга о том, как стать настоящим руководителем, а не просто тем, кому подчиненные положены по должности. Александр учитывает и описывает именно российские реалии бизнеса и дает практическое руководство, которое сразу можно применять на практике.

Курс от Александра Фримана, позволяющий связать планирование с мотивацией, делегированием, контролем, регламентацией. Информация похожа на содержание книги «Вы или вас», но упор здесь на борьбу с хаосом и внедрение культуры управления.

— Работа ПМ не от звонка до звонка, а с душой и постоянной необходимостью (почти фанатичной) все привести в порядок, все разложить по полочкам, все понять и хотеть все решить. Поэтому книга «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена про техники GTD будет хорошей основой;

— Грубая, четкая «Черная книга менеджера» Славы Понкратова. Иногда невпопад и излишне грубо, но помогает понять основные вещи или основные философии о том, что нужно уважать людей, о том, что нужно управлять ожиданиями и о много другом;

— «Человеческий фактор» Тимоти Лестера поможет понять, с кем вы будете работать и что следует ожидать, а также донесет бесценную информацию о том, что для вас очевидно - не очевидно для всех;

— «Управление мышлением подчиненных: центрирующие парадигмы» Александра Фридмана – это скорее философия. На начальном этапе достаточно будет прочитать, понять, прочитать, понять, и еще раз прочитать, понять и запомнить парадигмы Фридмана их всего семь;

— «Советник, которому доверяют» – это книга про эмпатию и то, как научиться работать с клиентом чтобы он был доволен результатом, а не количеством реализованных хотелок.

Карина Шайдулатова, Group Head digital-агентства iBRUSH

Аудиокурс одного из самых популярных бизнес-тренеров в России о том, как овладеть управленческими принципами, которые помогут в любой среде и условиях.

Продолжение аудиокурса «Персональное управленческое искусство», который поможет продвинуться в управлении на порядок, без потери лет и совершения типовых ошибок.

45 принципов управления от бизнес-тренера Максима Батырева. Практические советы и принципы эффективного менеджмента в российских реалиях.

Книга об управлении командой в сфере IT, исходя из идеи, что программист — кошка, которая гуляет сама по себе. Автор рассказывает, как управлять командой таких кошек, совершенствоваться как лидер и принимать управленческие решения.

Афоризмы для тех, кто руководит программистами. Первое правило Ашманова: не бывает технических проблем, бывают только человеческие, то есть, организационные.

О том, как лечить неправильные проекты и создавать правильные. Почему проекты не удаются, и какие пункты нужно выполнять, чтобы удавались.

Приложение к статье «Правила Ашманова», в котором собраны высказывания программистов, которые управленец не должен понимать буквально.

Дополнение к «Правилам Ашманова» и «Правилам Ашманова 2». Вредные советы для руководителей — если часто повторять написанные в словаре фразы, проблемы с проектом и персоналом возникнут неминуемо.

Книга про отношения с клиентом. Отношения всегда непросто, а уж между бизнесом и клиентом — создать, укрепить и сохранить еще сложнее. Нужно стараться во всем угождать, и одновременно уметь говорить «нет» и не прогибаться. Автор подробно расскажет о том, как это сделать, а иллюстрации помогут запомнить содержимое книги.

Основные темы «Ководства» — дизайн, проектирование интерфейсов, типографика, семиотика и визуализация, но на самом деле в этой книге каждый найдет свое. «В «Ководстве» нет готовых рецептов дизайнерского успеха, там можно найти пищу для ума», — цитата из предисловия, и хочется добавить, что ту самую пищу для ума там сможет найти представитель абсолютно любой профессии, совсем не обязательно дизайнер.

Книга со 100% положительными рецензиями о том, как часто методологи упускают самый важный компонент проектируемых систем — человека. Какие качества человеческой психики нужно учитывать в создании методологии и рекомендаций разработки, как учесть нелинейность и изменчивость человека — на эти вопросы отвечает книга и учит давать наиболее верные прогнозы жизнедеятельности проекта на основании этих ответов.

Проект по сути всегда оказание услуг. Автор книги — консультант и исследователь управления организациями, оказывающими профессиональные услуги, написал настольное руководство правильного внедрения методик управления.

Книга-учебник, помогающая понять принципы социального мышления, влияния и поведения. Знания, которые даются в этой книге, вряд ли можно найти на курсах социологии и психологии.

Руководство по воспитанию подростков, на самом деле полезное для самовоспитания. Книга — источник вдохновения и помощник в этических вопросах профессионального роста.

Название говорит само за себя — автор объясняет, почему идеальный менеджер существо такое же мифическое, как единорог. Вместо того, чтобы пытаться достичь невозможного, лучше развиваться в одной, максимум — двух областях.

Классика, но работающая классика. Ларри Кинг поделился секретами, как научиться разговаривать с незнакомыми людьми и не бояться выступать на публике.

Вроде бы книга про детей, но на самом деле про взрослых тоже. Научиться слушать очень важно, особенно для менеджера, это незаменимо при работе с командой.

Блоги для проджект-менеджера

Создан чтобы поддержать проджект-менеджеров из всех сфер. В блоге публикуют статьи с экспертным мнением, описывают кейсы и делятся информацией по международным сертификатам.

Элизабет Харрин, создательница блога, поняла, что очень мало женщин пишут про проджект-менеджмент, и решила это исправить. Ее цель — помочь проджект-менеджерам, особенно женщинам, успешно запускать свои проекты.

Дмитрий Нижебецкий, менеджер IT-проектов с более чем 10-летним опытом, дает советы и рекомендации по управлению проектами, которые будут особенно полезны для начинающих проджект-менеджеров.

Советы по продуктивности, программному обеспечению для проджект-менеджера, тесты приложений и инструментов, и многое другое.

В блога Capterra не только обзоры и идеи, но и статьи и отчеты для проджект-менеджеров, которые помогут в поиске нужного программного обеспечения.

Каждую неделю в блоге nTask выкладывают полезную информацию об управлении проектами.

Статьи в блоге основаны на книге Джона Кэролла «Путь руководителя проекта», помогут изучить все, что нужно знать проджект-менеджеру.

Эксперты — менеджеры проектов с многолетним опытом, пишут о том, как устранить частые проблемы в управлении проектами, какие инструменты и методы использовать, и как повысить эффективность и рентабельность проектов. На сайте также можно скачать книги об управлении проектами.

Здесь найдете: подкасты, практические руководства по управлению проектами и планированию, ресурсы для гибкого управления проектами, информацию по управлению рисками, советы по коммуникации.

Профессионалы в управлении проектами в блоге рассказывают об основных концепциях проджект-менеджмента, планировании, отчетности, управлении рисками, визуализации данных, и прочие полезные для проджекта знаниях.

Блог, в котором рассказывают, насколько управлять проектами легко в теории и тяжело на практике.

Джина — президент совета директоров Project Management Institute и в своем блоге она делится опытом со всеми проджект-менеджерами.

Автор блога управляет проектами уже более 20 лет и делится с читателями опытом построения команды и принятия управленческих решений в своей особой манере, которая превращает чтение в увлекательный процесс. Блог полезен как для новичков в управлении проектами, так и для опытных проджект-менеджеров.

Лучшие советы по управлению проектами, созданию команды, планированию, управлению рисками и мониторингу проектов. Информация в блоге собирается из огромного количества ресурсов, поэтому каждый проджект найдет для себя то, что интересно именно ему.

Сюзанна Мэдсен — проджект-менеджер с международным опытом работы более 20 лет. В своем блоге она помогает проджектам найти пробелы в своих знаниях, восполнить их и узнать несколько точек зрения на различные аспекты управления проектами.

На какие каналы подписаться в телеграме

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

Канал о том, как эффективно управлять проектами и достигать желаемых результатов.

Управление IT проектами без мистики и занудства, ведет @Roman_Kovalevsky

Канал для аналитиков в IT.

Подборки ссылок, рецензии на книги и блог менеджера проектов Виталия Салахмира.

Анонсы новых выпусков, голосования и прочие инфоповоды.

Вакансии для проджектов и продактов, которых нет на стандартных агрегаторах.

Канал о кейсах в digital продуктах и проектах. Типовые ошибки, лучшие практики, методологии и люди, а также анонсы эфиров.

Новостной канал о событиях в области управления проектами в Санкт-Петербурге и не только.

Канал о семинарах, форумах, конференциях и других событиях в сфере управления проектами, портфелями, программами, продуктами и общем менеджменте.

Канал PM в корпоративном IT, родом из 1С. Обсуждает все самое интересное.

Федор пишет о производстве сложных проектов, управлении продуктами, профессиональном росте программистов.

Канал о тимлидстве, интересный проджект-менеджеру с точки зрения управления командой. Ведет Алексей Катаев. О чем пишет: процессы, инструменты, эксперименты, метрики, найм, продуктивность и тайм-менеджмент.

Марьяна Онысько, экс-продакт МИФа пишет о создании продуктов, управлении проектами и командой, чендже и ране.

Канал полезный для всех из сферы IT. Рассказывают про системную аналитику и управление проектами.

Канал Михаила Калашникова о разнообразии цифрового мира.

Какие фильмы смотреть, чтобы почувствовать себя вовлеченным и прокачать софт-скиллы

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

История становления Макдоналдса как бренда, полная сомнений, неудач, конфликтов наравне с головокружительным успехом, решительностью и упорством Рэя Крока.

О том, как и кем создавался Facebook. Через что пришлось пройти его создателям, обычным студентам, ставшим в итоге мультимиллионерами.

Помимо сюжетных линий, этот сериал — энциклопедия для менеджера. Научит, как добиться своего в любых переговорах, как общаться со СМИ, что в целом нужно для того, чтобы быть лидером.

Да, все мы знаем, что кремниевая :) О ребятах, которые создают технологичный стартап в Кремниевой Долине, и живут в доме миллионера на особых условиях.

Сериал для тех, кому понравился «Карточный домик». Расскажет о противостоянии финансиста с Уолл-стрит Бобби Аксельрода и принципиального федерального прокурора Чака Родса.

История братьев Адольфа и Рудольфа Дасслеров, которые основали небольшую обувную фабрику. Их бизнес, как и любой, проживал взлеты и падения, и в итоге разделился на два конкурирующих бренда — Adidas и Puma.

Оскароносный рассказ о жизни Фостера Кейна, газетного магната, чья личность и жизнь была настолько яркой, что ему пророчили роль президента.

Ни одна подборка для менеджеров не может обойтись без ставшей уже классикой истории Джордана Белфорта. Он создал одну из самых успешных и крупных брокерских контор в 1980-е, вел жизнь, полную различных стимуляторов. Был осужден за финансовые преступления, победил алкогольную и наркотическую зависимость, стал лектором и учит, как стать успешными.

Фильм о том, как строилась личность Стива Джобса параллельно с Apple. Кроме истории головокружительного успеха, не упустили темные стороны личности Стива Джобса и неоднозначные решения, присущие каждому руководителю.

История о том, как создать успешный бизнес девушке, которая воспитывает ребенка одна, когда в нее не верит даже собственная семья.

Как и где искать работу начинающему проджекту

Большая подборка для менеджера digital-проектов: 100+ полезных материалов для обучения и роста

В любом поиске работы нужно не бояться отказов и стучать во все двери. Можно поискать стажировки в вашем городе, писать самому в веб-студии или найти работу администратора проектов — джуна проджект-менеджера. Но «стучаться во все двери» — не значит бездумно скидывать шаблон письма с резюме. Изучите компании, которым пишете, поймите, какую пользу могли бы им принести, и что у вас для этого есть. На сайтах компаний почти всегда есть открытые вакансии, например, в MINISOL прямо сейчас есть вакансия junior-менеджера на стажировку.

Писать нужно честно и рассказывать только про тот профессиональный опыт, который может помочь конкретным работодателям. Если такого опыта нет — говорить открыто и предлагать пути решения. Вспомните все кейсы, которые вы решили — даже если это помощь в конфликтной ситуации, извлеките из них пользу для конкретной компании, и расскажите об этом на собеседовании.

Лучшим решением будет даже на этапе поиска первой работы уделить особое внимание компаниям, чья сфера деятельности совпадает с вашими навыками, или где вам хотелось бы работать и развиваться.

Где начинать работать? Идти в агентство, желательно небольшое сначала. Процессы иногда будут излишни или их будет не хватать, но на каждого персонажа смотрят под лупой, так как команды небольшие. В большом агентстве можно затеряться и сложнее получить вызов от руководства в отличие от маленького, где на вас с радостью скинуть еще гору работы, чтобы ее уже кто-то разобрал, а вы с радостью получите опыт. Также в самом начале может идти на пользу отсутствие какого-то процесса в компании, потому что тот факт, что вам его будет не хватать, значит, что вы растете. Это лучше, чем быть перегруженным процессами тогда, когда ты не понимаешь, зачем они нужны.

Карина Шайдулатова

, Group Head digital-агентства iBRUSH

У начинающего проджекта есть два выбора, откуда начинать свой путь:

1. Крупная компания, готовая вкладываться в обучение начинающего специалиста.

Важно понимать, что сразу на позицию проджекта в штат попасть не получится. Нужно быть готовым к тому, что первый год придется поработать в роли администратора, поучиться, посмотреть на профессию изнутри. А когда станет понятно, что проджект-менеджмент — твое, можно начинать выстраивать карьеру.

2. Стартап, где можно проявить себя. Здесь нужно быть готовым проявлять инициативу, брать на себя много обязанностей, нести ответственность. Такой вариант подходит, чтобы быстро набраться опыта и понять специфику профессии, но постоянно работать в такой среде невозможно, нужно уходить в более узкую специализацию.

Павел Дорофеев,

руководитель проектного офиса 65apps

Параллельно собственной рассылке стоит мониторить hh, и телеграм-каналы Jobs for Products and Projects, Project Jobs.

Полезные каналы, где размещаются разные вакансии, но и проджектов тоже ищут:

Норм Работа — понятные вакансии в digital.

Digital HR – тоже про вакансии в digital, которые заслужили доверие авторов канала.

Яндекс — вакансии каждую среду.

Можно использовать сервисы по поиску работы или спросить знакомых. Многим важен микроклимат компании, какие-то конкретные условия работы. У каждого индивидуально. Например, я пришел в компанию отчасти потому, что мне сказали, что в ней работают клевые ребята

Сергей Кисляков, руководитель отдела управления проектами в Mad Brains

Для начала стоит определиться, в какой сфере вам интереснее всего реализовывать проекты. После выбора сферы нужно понять, вы хотите работать на стороне заказчика или на стороне провайдера.

Я бы советовала в начале поработать в агентствах, которые делают проекты для разных заказчиков. За счет высокого темпа работы и проектов из разных сфер вы быстрее получите нужные навыки.

Искать работу лучше не только на hh, но и в тематических тг-каналах и на Facebook, так как часто сотрудники компаний размещают вакансии у себя в ленте.

Мария Стефова, Project-менеджер образовательной компании «Нетология»

Примеры задач при найме

У нас нет стандартных заданий на собеседованиях. Важно понять, как думает человек. Например, что делать в конфликтной ситуации с клиентом. Многие начинают нервничать, искать какой-то “правильный” ответ. Но в таких заданиях их нет, это всегда импровизация, как и в реальной практике. Работодателю нужно понять, что ты можешь рассуждать и находить оптимальные решения

Сергей Кисляков, руководитель отдела управления проектами в Mad Brains

В качестве тестового задания вас могут попросить расставить приоритеты между разными задачами, написать ТЗ для разработчиков или сформулировать вопросы для заказчика.

Мария Стефова, Project-менеджер образовательной компании «Нетология»

При найме же важно проверить те самые качества, которые мы перечислили в начале. Лучшей иллюстрацией будет моделирование ситуации, где все эти качества и навыки можно продемонстрировать оптом. Например, разговор с раздраженным клиентом в ситуации, когда срок сдачи проекта сорван, но ответственность за срыв лежит не только на вашей команде, но и на представителях заказчика. В подобной игровой беседе можно отследить ход мыслей человека, привычные обороты, умение слушать и направлять разговор, ответственность, внимательность и т.п.

Анна Неустроева

, менеджер проектов, JetStyle

Обычно собеседования проходят на основе тестового задания, которое кандидат выполнил заранее. Мы включаем в него:

1. Планирование процесса разработки мобильного приложения.

Так мы узнаем, насколько хорошо кандидат умеет планировать, как он представляет процесс разработки, умеет ли работать с рисками.

2. Кейс, он состоит из 2 частей:

— Ситуационный. Кандидат должен предложить решение проблемы.

Так мы проверяем, как человек справляется с различными ситуациями, насколько его поведение соответствует принятым в компании ценностям и нормам.

— Работа с Jira. Здесь проверяются минимально необходимые навыки работы с Jira.

Далее, исходя из этих заданий мы проводим собеседование. Мы уделяем внимание теоретической подготовке: пониманию различий между методологиями управления проектами, просим рассказать про самые важные проектные артефакты.

Также мы задаем много вопросов о личности кандидата и просим задавать вопросы нам — так мы узнаем, насколько кандидат готов к работе и что для него важно.

Павел Дорофеев, руководитель проектного офиса 65apps

Зарплаты менеджеров проектов

Мы проанализировали рынок вакансий на Head Hunter, а также открытые исследования рынка заработных плат от аналитического агентства Tagline и рекрутингового агентства Real HR. Зарплаты менеджеров проектов зависят от уровня, специфики и ниш. Уровень зарплат варьируется от 50 до 350 тыс. руб.

Уровни зарплат в студиях и агентствах:

  • Средняя зарплата для специалиста уровня junior в Москве — 50-60 тыс. руб., в регионах — 35-40 тыс. руб.
  • Средняя зарплата для специалиста уровня middle в Москве — 80-110 тыс. руб., в регионах — 60-80 тыс. руб.
  • Зарплата для специалиста уровня senior и выше в Москве начинается от 150 тыс. руб., в регионах — от 80 тыс. руб.

При работе на стороне клиента уровень зарплат может быть выше на 15-30%, но на таких проектах более медленный рост по скиллам.

О сертификации PMP для развития проджектов

PMP (Project Management Professional) — международный сертификат подтверждающий квалификацию проджект-менеджера. Сдавать экзамен для его получения могут те, у кого есть высшее образование и 3 годы опыта работы проджектом, или среднее образование и 5 лет профессионального опыта. Также нужно пройти 35 часов обучения проджект-менеджменту и предоставить бумаги об этом.

PMP редко является обязательным требованием работодателя при найме проджект-менеджера, но всегда — бонусом. По статистике зарплата для такого кандидата будет примерно на 40% выше, чем без сертификата. В международных вакансиях PMP — часто обязательное требование, или гарант того, что зарплата будет на 25% выше.

C 2020 года экзамен на PMP можно сдавать не выходя из дома. Подробнее об условиях можно прочитать здесь. Нужно зайти на портал, пройти тест системы (скорость работы интернета, и прочее), выбрать удобную дату и время для экзамена. За 30 минут до экзамена нужно зайти в личный кабинет, начать экзамен и подтвердить свою личность: сфотографироваться, сфотографировать удостоверение личности и снять свое рабочее место с 4 ракурсов. На столе не должно быть ничего лишнего и никаких шпаргалок, а все вкладки браузера, кроме окна экзамена, должны быть закрыты.

На протяжение всего экзамена камера и микрофон будут включены, никто не должен заходить в комнату и разговаривать с Вами, а на столе не должно быть даже пишущих принадлежностей и бумаги. Вы также будете обязаны вести трансляцию происходящего на компьютере. Еда и напитки тоже запрещены, но в сдаче экзамена предусмотрен 10-минутный перерыв. Весь процесс занимает 4 часа, и если все прошло успешно — в течение нескольких дней заветный сертификат придет на почту.

Чтобы потренироваться, можно проверить свои силы на тренажере — симуляторе PMP.

Вместо выводов

Менеджер проекта является универсальным солдатом, который должен со всеми уметь найти общий язык, координировать команду и приносить пользу для клиента и для агентства.

Невольно напрашивается вопрос: «Ради чего все это, множество требований при куче стресса за не самую большую ЗП и работу на дядю?»

  • У менеджера проекта самый короткий путь до руководителя отдела, а впоследствии и до топ-менеджмента.

  • Навыки, приобретаемые в работе, очень универсальны и могут быть применяться при управлении фактически любыми проектами с небольшой адаптацией.

  • Менеджер проекта может также быть стартовой позицией для собственного проекта, многие фаундеры выросли из проджектов.

  • На начальную позицию менеджера проектов можно попасть, имея только правильные soft-skills, это хорошая возможность для входа в digital-индустрию.
6666
11 комментариев

Все это конечно хорошо, но по моему мнению в РФ есть только 2 человека, которые действительно могут обучить менеджменту.

Это Александр Фридман и его программа Homo Boss: Человек управляющий (16 курсов). Он больше говорит про то, "как" надо делать, приводит техники и методики. Второй человек - Владимир Тарасов. Он уже объясняет "что" надо делать. Вместе они дополняют друг друга.

Ну и курс именно по управлению проектами на основе методологии PMBoK от "Специалиста". 

Все остальное вода. Знаем, проходили)

4
Ответить

О, Дима)) Приятно видеть тебя в комментариях)
Твоя библиотека пользуется популярностью у нас в офисе)
Заходи в гости!

1
Ответить

Дмитрий, а какие из курсов вы сами проходили?

Ответить

А чем одни инфоцыгани лучше других инфоцыган? Читала и фридмана, и тарасова — ну школоло обыкновенное: хз откуда у них столько фанатов.

Ответить

Впечатляющая подборка. Спасибо!

1
Ответить

Прекрасный пост! Давно такой искала. Учусь в университете на проект-менеджера, но сама тоже пытаюсь образовываться. В интернете, конечно, есть много информации о проект-менеджмент, но она почти что одинаковая (или я так плохо ищу). В общем, спасибо за подборку :)

1
Ответить

Не в обиду авторам, но какая же хуета все эти книжки :) Опыт в них не вычитать :)

Ответить