8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

🖐🏻 Это блог студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы. Рассказываем про пользовательский опыт и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉🏻 Вступайте, чтобы быть в курсе

👉🏻 Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Супераппы нужны, чтобы

  • Объединять сотни моноприложений в едином окне
  • Экономно использовать память смартфона
  • Ускорять пользовательский путь
  • Изучать активность пользователя, предугадывать его задачи и предлагать подходящие сервисы

Иногда супераппы не справляются со всем этим. Они ломают шаблон поведения пользователя и раздражают его. Пользователь удаляет суперапп или пишет в службу поддержки гневные отзывы.

В этой статье назовем и покажем 8 причин, из-за которых такое происходит.

Кстати, самая большая база экосистем и супераппов со всего мира собралась в Telegram-канале @heads_ecosystem.

Причина 1. Перегруженный сервисами экран

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Пользователь решает сразу много задач, когда на одном экране несколько сервисов: заказывает еду из ресторана, бронирует отель, консультируется с врачом или просто покупает наушники.

Когда разработчики пытаются закрыть абсолютно все потребности абсолютно всех пользователей — на экране становится столько сервисов, что отличить их друг от друга визуально невозможно.

Чтобы запустить нужный сервис, пользователь смахивает экраны и бегает глазами по рядам и столбцам однотипных иконок. Он делает это несколько раз в течение часа, в нескольких супераппах в течение дня, переживает опыт сыщика многократно. И опыт использования продукта становится негативным.

Причина 2. Порядок сервисов на экране не настраивается

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Пользователь запускает регулярно только часть сервисов в супераппе. Ему не нужны все 27 000 как во «ВКонтакте» или 36 штук как в «Тинькофф». Пользователь хочет кастомизировать сервисный экран — изменить порядок, удалить или скрыть ненужные иконки, сгруппировать сервисы по задачам. Вместо этого, он прокручивает сервис за сервисом, чтобы запустить один нужный. Он не может перетянуть иконку и настроить быстрый доступ как на домашнем экране смартфона.

Пример кастомизации супераппа в блоге на handh.ru

Причина 3. Неожиданная трансформация

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Когда разработчики обновляют продукт с большой аудиторией и выкатывают суперапп — они ломают поведенческий шаблон пользователя и вызывает у него негатив. Еще вчера он заходил в приложение, вводил адрес и вызывал такси. А сегодня пробирается сквозь дебри шорткатов, путается, нервничает и не понимает, куда исчезла удобная функция с главного экрана. В таком состоянии пользователь критикует даже улучшенное решение.

Причина 4. Нет подсказок в интерфейсе

Некоторые полюбили мультизадачный интерфейс и разобрались с ним, а некоторые ждут и надеются, что старая версия «Яндекс.Такси» вернется. Пользователи неожиданно окунулись в новый интерфейс и до сих пор не поняли, зачем им новые вкладки и как запускать привычный сценарий. Они не знают про гибкие настройки, не знают, что виджеты отображаются в зависимости от времени суток и локации, а разбираться сами они не хотят. У них не было подсказок в интерфейсе.

Пример. Mail.ru превратил «Почту» в суперапп в декабре. Пользователи могли включить мультизадачное управление или остаться в привычном интерфейсе. Но многие об этом так и не узнали. А часть опрошенных спустя полгода не знает, что в настройках суперпочты можно отключать вкладки и менять их порядок. Потому что разработчики забыли про онбординг при обновлении.

Причина 5. Поиск по сервисам не работает

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

В некоторых супераппах есть поисковая строка. Пользователь может написать ключевое слово и найти сервис, кнопку или подходящий раздел. Это удобно, когда количество сервисов растет, кастомизация отсутствует или пользователь забыл, где находится сервис. Но, если поиска нет или он не работает — частота пользования сервисами снижается, а пользователи удаляют суперапп чаще.

Пример. Пользователь «ВКонтакте» хочет открыть спортивный виджет и узнать счет футбольного матча. Он вводит запрос в поисковой строке, но ничего не находит. Пользователь думает, что такого виджета нет и уходит из супераппа. Или помнит, что он есть, пробирается сквозь ленту виджетов и ругает разработчиков за неработающий поиск.

Причина 6. Суперапп занимает много памяти

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Представим суперапп городской мобильности. В нем пять сервисов — такси, каршеринг, карты, доставка еды и доставка продуктов. Суперапп занимает 800 Мб на смартфоне. А пять отдельных сервисов вместе занимают всего 450 Мб.

Пользователю не нужны все сервисы, а еще у него не хватает места на смартфоне. Он удаляет суперприложение и скачивает то, что ему необходимо. Потому что память, которую занимает суперапп, и память, которую занимают сервисы по-отдельности, отличаются почти в 2 раза.

Причина 7. Рекомендации появляются без объяснений

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Разработчики супераппов собирает пользовательские данные и формируют персональные рекомендации для пользователя. Можно узнать, во сколько он обедает, куда ездит и в какой день ходит в кино. Некоторые разработчики злоупотребляют знаниями и начинают пулять рекламу в пользователя:

  • Закажите продукты
  • Добавьте в корзину этот товар
  • Установите новый сервис экосистемы
  • Попробуйте подписку со скидкой

Это не плохо — просто пользователи фильтруют рекламу и пропускают все, что мешает выполнить задачу. Пользователь раздражается, не понимает, откуда эти рекомендации, отключает идентификаторы и упускает выгодные и полезные предложения. Потому что они появляются на экране без контекста и объяснений.

Причина 8. Часть сервисов не работает

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей

Когда разработчики гонятся за количеством сервисов и хотят победить конкурентов в мультизадачных сценариях , они выкатывают сразу сотню партнерских сервисов. Не успевая протестировать и устранить все ошибки.

Пользователи запускают сервисы, видят пустые экраны, теряют доверие к супераппу и удаляют его. Пример: Суперапп JGo из Африки представил сразу 64 сервиса. Часть из них не работает совсем, часть выбрасывают пользователя на этапе оплаты, часть не может определить геолокацию и не дает начать работу. Это раздражает.

На этом все. Спасибо за ваше время!

Расскажите с чем еще столкнулись вы или ваши пользователи

8 причин, почему супераппы раздражают пользователей
5757
реклама
разместить
46 комментариев

супераппы отстой. не пользуюсь возможностями ни одного из них. все возникающие у меня задачи решаю в специальном софте, где данная функция для решения моей задачи является основной, core-возможностью. банк в тинькофф, доставка еды в деливери, такси в яндекс го. общение в вк и тг, и дискорде. развлекательный контент - инстаграм и ютуб, музыка в спотифай, новости на вц. не надо делать всякую дичь в виде супераппов в попытке откусить кусок рынка, войти в нишу, ибо получается в итоге ненужная хрень, перегружающая экран.

50

По сути, вы итак пользуетесь супераппом — телефоном. Просто он спроектирован гораздо удобнее и без лишних шагов. 

Раньше еда была в магазине поближе, такси по звонку, билеты в кинотеатрах, музыка на кассетах, а теперь в телефоне. 

10

Долгое время ВК был и развлекательным, и приложением для музыки, и для фильмов и для общения. И никого это не раздражало.

3

Супераппы нужны, чтобы
- подсаживать пользователей на свои смежные продукты, которыми они не пользуются. Всё.

Речь только про попытку отхватить долю на других рынках. Всё остальное просто предлог. Пользователям супераппы не нужны.

24

Комментарий недоступен

18

Яндекс транспорт перешёл в карты, а не в go.

2

Раздражает попытка всучить товар в нагрузку. Если я хочу заказать доставку еды, то каршеринг вообще не упёрся. Я им не пользуюсь и пользоваться не хочу, не надо мозолить им глаза. А если захочу воспользоваться, то как-нибудь сам разберусь.

Прикольно было обнаружить, что расписание пригородных электричек уехало из Яндекс карт в отдельное приложение, хотя как раз тут оно логически оправдано.

9