Как мы прошли в акселератор Sber500 (и почему не всем стартапам нужно в нём участвовать)

Привет! Меня зовут Тёма, я CMO проекта «Антисон». В феврале этого года мы прошли буткемп-отбор акселератора Sber500 и попали в топ-25 стартапов.

Здесь я поделюсь впечатлениями о программе акселерации: чем она хороша, кому будет полезнее всего (и как взять от нее максимум), на что обратить внимание, и какие есть подводные камни. Надеюсь, эта статья будет в первую очередь полезна стартап-командам, и, возможно, организаторам акселерационных программ.

Как мы прошли в акселератор Sber500 (и почему не всем стартапам нужно в нём участвовать)

Как мы решили, что нам нужно в Sber500

О третьем наборе акселератора Сбера и Sber500 я узнал в декабре. Это был первый международный акселератор, к участию в котором приглашались IT-стартапы из разных отраслей: Process Automatization Solutions, EduTech, HR Tech, MedTech, Computer Vision, Biometrics и многих других. Наш проект попадал в категорию «Computer Vision», и отвечал формальным критериям.

Немного о нашем кейсе

«Антисон» – бесконтактная система мониторинга состояния водителя.

По статистике, 7 из 10 инцидентов аварий на дороге происходят, потому что человек устал или отвлекся. Соответственно, 70% ДТП мы потенциально можем предотвратить, убрав фактор отвлечения.

Мы это делаем с помощью компьютерного зрения и вычислений прямо на устройстве. Система автоматически определяет риск-факторы (например, человек надолго закрыл глаза, значит, скорее всего, он засыпает) и дает водителю громкий звуковой сигнал, таким образом предотвращая инцидент. Конечно же, мы можем идентифицировать человека за рулем, и сделать каждому водителю персональную статистику, так называемый риск-профиль.

Для пассажирского транспорта внедрение таких систем скоро станет обязательным (в Европе уже приняли соответствующие законы) – это спасенные жизни и безопасность на дорогах. Для бизнеса кейс тоже понятен: заснувший водитель может нанести вред себе, автомобилю (хороший тягач легко может стоить 10 млн. рублей), грузу, другим участникам движения, муниципальной собственности – все это ляжет на плечи компании в виде экономических потерь и ущерба репутации.

В начале 2020 мы затащили тендер на почти 8000 устройств для пассажирского транспорта Москвы и почти весь год работали над тем, чтобы обеспечить этот контракт. Очевидно, что жить моноклиентом опасно – поэтому в конце года мы сформировали отдел продаж и стали внимательно смотреть, как нам расти и масштабироваться дальше.

Уже в этом году стало понятно, что без инвестиций и стратегического партнера активно развивать проект на стыке железа, data science и SaaS решения не получится, и мы выбрали несколько корпоративных акселераторов с хорошим потенциалом.

Как вообще проходит отбор

Отбор на программу состоит из двух этапов: подача заявки и очный этап.

В январе мы сделали стандартную презентацию — о продукте, о проблеме, которую мы решаем, и о том, что мы уже умеем делать, отправили заявку по почте и стали ждать.

Обычно если проект уже на стадии поиска инвестиций, как это обычно бывает, то у команды есть как минимум инвесторский питч-дек, из которого можно взять необходимую информацию для презентации.

Первый этап полностью электронный: мы прошли его вместе с 270 другими проектами. Затем начался так называемый bootcamp, который длился весь февраль.

В течение четырех недель у каждой команды есть ежедневная «домашка», которую нужно сдать к утру следующего дня. Сначала домашние задания были достаточно базовыми, и они решали две важных задачи: 1) стандартизировать информацию о проекте для менторов и лиц, принимающих решение и 2) посмотреть, как думает команда, как они готовы справляться с заданиями и возможными препятствиями.

Также были задачи «со звездочкой»: например, создать 60-ти секундный промо-ролик. На них давалось больше времени (сутки для сценария и две недели на само видео).

В какой-то момент сложность заданий выросла: например, нужно было провести когортный анализ или всей командой нагенерить гипотезы роста и оценить их по специальной методике. Такой опыт дал возможность сделать классный фреймворк (даже несмотря на то, что относительно нашей модели бизнеса когортный анализ не совсем подходящая вещь — на мой взгляд, это больше подходит для B2C-историй).

На этапе отбора тебя прокачивают, смотрят, как ты воспринимаешь новую информацию, как умеешь анализировать, можешь ли в сжатые сроки давать результат.

Справившиеся с домашками стартапы были приглашены на интервью (питч) с менторами. На интервью чаще всего спрашивали про цикл продаж и «какие у вас цели на акселератор» – это тоже понятные критерии отбора команд. Для акселератора важно взять тех, кто не просто вытянет программу, но сможет показать действительно сильные результаты – у них ведь тоже есть свои KPI. После интервью, в начале марта, пришло письмо, что мы прошли в акселератор. Мы подписали все документы и NDA, а 9 марта началась сама программа.

Sber500: чем мы занимались

После питча с инвесторами в финал проходят примерно 10% из 200 стартапов. Сразу уточню, что в этом году в акселерации не было победителей и проигравших — то есть не было тех, кто получил и не получил инвестиции. На этот раз суть акселератора свелась к самому участию в нем. В чем тогда сила ценность?

В течение программы за каждым стартапом закрепляется свой ментор, работающий в конкретном направлении. С нами работала ментор из Канады, которая специализировалась в маркетинге и продажах. Это не значит, что общаться с другими менторами нельзя – наоборот, 45-ти минутные тайм-слоты каждого тренера доступны для всех участников, но бронировать встречи и приходить на них лучше всего с уже конкретным вопросом. Ограниченное время менторов мотивирует общаться с другими участниками бэтча, делиться проблемами и идеями.

Первые две недели вы с ментором анализируете гипотезы, определяете ключевые метрики и «узкие места», работа над которыми даст вам максимальный буст в росте. Например, у нас была проблема с конверсией из бесплатного пилота в оплачиваемый контракт. Нам предложили вместо бесконечного и бесплатного пилота перейти к модели Try&Buy, при которой сразу заключается контракт — но с пробным периодом от одного до трех месяцев.

Каждую неделю команды встречаются на growth meeting — делиться результатами проверки гипотез. Здесь начинаешь чувствовать крутость подхода – даже если гипотеза не дала ожидаемого результата, тебя стремятся поддержать.

Это супер-важно для стартапа – создать среду, в которой не страшно ошибаться и пробовать новое, но так, чтобы даже из ошибок извлекать максимум новых знаний о рынке.

Акселератор нам такую среду дал. Когда видишь, что другие тоже работают, ошибаются, но идут дальше – мотивация появляется сама собой. Особенно это было полезно b2b-стартапам — тем, кому жизненно необходимо завоевать рынок, и показывать рост на 5-10% в неделю.

Помимо еженедельных встреч были лекции и мастер-классы в том числе от приглашенных экспертов и выпускников прошлых бэтчей, которые можно и нужно посещать.

Оказалось, что проблемы у MedTech, EdTech, AI стартапов одни и те же: как найти, привлечь и удержать новых клиентов.

Что еще мы обсуждали с другими стартапами

Абсолютно разные темы, от экологии до привлечения новых сотрудников. Например, Бронислав из Amadei рассказывал, как они помогают монетизировать творчество. Артем из HinEd делился лайфхаками по онбордингу сотрудников. В этом плане акселератор стремительно расширяет кругозор: узнаешь, какие есть проблемы и решения в разных тех-областях, о которых ты даже не задумывался – а там вдруг ниша на несколько миллиардов. Компьютерным зрением помимо нас занимались еще три команды, так что нам всегда было, чем поделиться.

Еще один крутой поинт — несколько раз мы встречались с представителями стримов Сбера. Все знают, что у Сбера есть экосистема, внутри которой есть различные компании. Эти компании ищут себе новые технологичные решения и новые проекты, с которыми они могут запартнериться. Некоторые из команд удалось подписать партнерства еще до того, как акселератор закончился.

Какой вывод можно сделать? На акселератор нужно идти уже максимально подготовленными. Да, если ты совсем ничего не знаешь – менторы помогут разобраться и нащупать направления для роста. В идеале, если проделать эту работу заранее – с менторами уже можно прорабатывать детали, идти вглубь и задавать специфические вопросы, в которые редко кто закапывается, а в них и лежит “секрет” захвата рынков. Тоже самое про партнерства: вас представят друг другу, но насильно и за ручку никто не будет водить, так что лучше сразу идти с готовым предложением или хотя бы гипотезой (которую тоже можно сперва проверить об ментора).

К Демо-дню ты так часто репетируешь, что можешь наизусть рассказать питчи других проектов

Это одновременно смущает и придает уверенности. С одной стороны нет ощущения, что Демо-дей — самое важное мероприятие и всё затевается ради него, с другой стороны это ведь так и есть.

Здесь мог бы быть совет из разряда «как выступить и не облажаться» — но этому учат на программе. Как стоять на сцене, что делать с руками, как разработать артикуляцию, как правильно дышать, как сделать питч на две минуты и что в нем должно быть — всему ключевым вещам можно будет научиться. Намного, на мой взгляд, важнее, чтобы был продукт, и чтобы команда была готова к росту и масштабированию.

Почему я пошёл бы на акселератор еще раз

Помимо очевидных вещей типа: пиара для компании, определения новых гипотез и новых точек роста стартапа, нельзя не сказать о контактах с потенциальными клиентами, инвесторами, стратегическими и технологическими партнерами. Например, у нас были встречи с представителями инвестфондов: первая часть встречи посвящена питчу, и часть вечера уделялась кулуарному общению. Также была встреча с представителями корпораций типа Макдональдса, Магнита, Х5, на которых стартап также может познакомиться с возможными клиентами и инвесторами.

Что касается гипотез, обычно эксперименты для компаний обходятся очень дорого, а на акселераторе есть возможность получить много информации «малой кровью», и это круто (а еще полезно для burn rate).

Но есть те, кому точно не надо участвовать в акселераторе

Например, тем, кто настолько влюблен в свою идею и свой продукт, что не готов экспериментировать. Нужно быть быть готовым к тому, что идея может оказаться нежизнеспособной, и понадобится пересобрать: себя, продукт, идею, упаковку. Понять на середине пути, что продукта нет, рынка нет, ниши нет, а ты, влюбленный в идею, продолжаешь упорствовать в том, что бесполезно — такой вариант плох и для самого стартапа, и для менторов, чьей главной задачей является помощь бизнесу, а не безусловное принятие.

Ну и конечно нужно помнить, что акселерационная программа отнимает много времени и ресурсов, поэтому нужно уметь жонглировать, чтобы сочетать ее с рабочей текучкой.

Вместо заключения, или про культуру бизнеса в России

В России люди воспитаны в страхе ошибиться – нас ругают за ошибки и нестандартное мышление в школе, часто это продолжается и в ВУЗе, и переносится во «взрослую жизнь». В итоге, нам страшно задать глупый вопрос, страшно попробовать что-то новое без уверенности в результате (а ведь он может оказаться каким угодно).

На акселераторе ты продолжаешь пробовать, даже если у тебя не получается. Ты смотришь на других — тех, у кого большая часть экспериментов тоже провалилась, и они тоже продолжают пробовать. И, самое главное, ты понимаешь, что реакция на неудачи: «Спасибо, что вы поделились таким ужасным результатом, вы большие молодцы» — это единственно нормальная реакция. «Давайте посмотрим, почему не получилось, и что мы будем делать дальше» — это непривычно и круто, и российскому бизнесу и управленцем здесь явно есть, чему поучиться.

2323
23 комментария

В начале 2020 мы затащили тендер на почти 8000 устройств для пассажирского транспорта Москвы
"затащили тендер" - это выиграли тендер?   Проиграли тендер ?
(новый жаргон у стартаперов ?)

2
Ответить

Необходимо набросить говна на вентилятор: "сколько было компаний-участников в тендере?"

2
Ответить

Выиграли тендер

Ответить

буткемп. а на митап ходили?

2
Ответить

Написано, что потенциально можно предотвратить ДТП

1
Ответить

А почему B2C не для вас? Нет варианта договариваться с производителями автомобилей, которые будут впихивать это как "вау-технологию" (новую крутую фишку), а вы им будете продавать это устройство еще на этапе сборки? 
Дилетантский взгляд, но просто пытался создать направление мысли, а не решить эту задачу. 

1
Ответить

Цифровой прибор хорош тем, что в него можно занести много добавок-ограничений. Например, если водитель пожилого возраста, то проверку давления или сахара. Или пусть утром жена в микрофон пожелает хорошего настроения. Можно добавить напутственные слова председателя диаспоры или бывшего инструктора автошколы, не прослушал - не завелся мотор. 
А в критерии отбора на акселератор есть пункты: готовность пилить бюджет? или не возражать против бешено стоящих "менторов"? 
Кому нахрен через два года будет нужен этот, именно этот дивайс? Никому. 
Вот же дебильные акселераторы и люди, их проводящие. 

1
Ответить