{ "author_name": "Andrey Frolov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 32, "likes": 24, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "25542", "is_wide": "" }
Andrey Frolov
8 393

Роскомнадзор запретил свободную обработку данных из «ВКонтакте»: чем это грозит бизнесу

По мнению юристов, новая позиция Роскомнадзора может помешать интернет-компаниям.

Поделиться

В избранное

В избранном

31 июля 2017 года «Известия» рассказали о запрете Роскомнадзора на свободную обработку данных из открытых профилей в соцсетях — по мнению ведомства, для таких действий любым компаниям нужно получать индивидуальные разрешения от пользователей. Опрошенные редакцией vc.ru юристы считают, что новая позиция регулятора может доставить неприятности предпринимателям, чей бизнес связан со сбором данными из соцсетей.

О чём речь

Согласно статье «Известий», Роскомнадзор объяснил свою позицию одной из компаний, которая занималась сбором открытых данных пользователей «ВКонтакте». По мнению ведомства, это нарушает закон «О персональных данных», так как перед обработкой персональной информации нужно получить прямое согласие пользователя.

Согласно рекомендациям ведомства, персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу, субъекту персональных данных. В этот список входят фамилия, имя, отчество, физический адрес, электронная почта, дата рождения, номер телефона, фотография и другие данные.

Если компания собирает, записывает, хранит, обезличивает или передаёт данные, то такие действия считаются обработкой. Выходит, если компания скопировала в свою базу пользователя без прямого разрешения от пользователя, то она нарушила закон о персональных данных.

В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте», пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает. Если сбор делался ранее, то такая практика должна быть прекращена.

пресс-служба Роскомнадзора

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский на момент написания заметки не ответил на сообщения и звонки vc.ru и не смог подтвердить, действительно ли ведомство готово придерживаться такой точки зрения.

Позиция «ВКонтакте»

Представитель соцсети Евгений Красников рассказал vc.ru, что в правилах сервиса не описано разрешение для других компаний на использование любых данных из открытых профилей.

​Пользователь размещает свои данные на нашем сайте, предоставляя нам соответствующие согласия через принятие пользовательского соглашения. Очевидно, что третьи лица, собирающие и обрабатывающие данные о пользователях, такие согласия от них не получают.

Кроме того, социальная сеть здесь также является владельцем баз данных пользователей и вправе запрещать третьим лицам неправомерно копировать информацию из таких баз.

Евгений Красников
представитель «ВКонтакте»

Он отметил, что соцсеть отдельно запрещает автоматизированный сбор информации о пользователях (пункты 6.3.9 и 6.3.11 пользовательского соглашения).

У сторонних компаний есть возможность получить данные пользователей официальным путём, добавил Красников. «Во "ВКонтакте" долгие годы существует форма авторизации для сторонних сайтов, использование которой подразумевает согласие пользователя на обработку данных о нем», — пояснил он. Позже компания, получившая доступ к данным, может использовать их по своему усмотрению, так как соцсеть уже не несёт за них ответственности, заметил Красников.

«ВКонтакте» уже протестовала против сбора, обработки и продажи открытых данных пользователей. В начале 2017 года она подала в суд на компанию Double Data, которая разработала сервис для оценки кредитоспособности клиентов банков по профилям в соцсетях. Решение по этому делу ещё не принято.

Компании не ждут проблем

Основатель проекта FindFace Максим Перлин рассказал vc.ru, что его сервису, который позволяет находить пользователей во «ВКонтакте» по фотографии, новые нормы не угрожают.

​FindFace не собирает информацию о пользователях, а индексирует фотографии, находящиеся в открытом доступе, по принципу работы поисковых систем, таких как «Яндекс», Google и других. Наш сервис использует только хэш от изображений. Все данные хранятся исключительно в соцсети «ВКонтакте».

Максим Перлин
основатель FindFace

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

Юристы ждут действий от Роскомнадзора

По словам основателя и эксперта по защите персональных данных юридического сервиса «Б-152» Максима Лагутина, открытые для всего интернета данные из «ВКонтакте» попадают под статью 6 (часть 1, пункт 10) закона «О персональных данных» и считаются общедоступными, но новая позиция Роскомнадзора делает их бесполезными для бизнеса.

Роскомнадзор же говорит, что согласно тому же пункту возможен только доступ к персональным данным, а выполнять иные действия с ними (сбор, систематизация, запись, передачи и так далее) нельзя без согласия физического лица.

Вывод. Согласно закону, данные в социальных сетях общедоступные, но согласно позиции Роскомнадзора, такие данные нельзя нормально использовать для каких-либо иных целей.

Но Роскомнадзор не имеет права трактовать те или иные положения закона, о чем постоянно пишет в своих ответах на вопросы. Поэтому, нужно продолжать работать как есть и ждать судебных прецедентов, чтобы понять, на чью сторону встанет суд. Сейчас волшебного совета нет.

Максим Лагутин
основатель и эксперт по защите персональных данных юридического сервиса «Б-152»

Юрист Севан Авалян считает, что позиция Роскомнадзора противоречит законодательству — открытые данные из «ВКонтакте» прямо относятся к общедоступным, что позволяет их свободно обрабатывать.

Сбор общедоступных персональных данных из профилей социальных сетей во «ВКонтакте» не требует получения согласия. Размещая свои данные в социальной сети пользователь принимает условия пользования сайтом «ВКонтакте» и таким образом даёт согласие на то, чтобы его персональные данные стали общедоступными, в зависимости от тех режимов конфиденциальности, которые он выбирает. Однако дополнительного согласия на сбор и дальнейшую обработку таких общедоступных персональных данных не требуется.

Может возникнуть ситуация, при которой субъект персональных данных исключил свои персональные данные из общего доступа. Для таких случаев нужно готовить доказательства получения персональных данных из общедоступных источников, хотя дальнейшая их обработка может продолжаться — часть 2 статьи 9 ФЗ «О персональных данных» регламентирует такие случаи.

Севан Авалян
юрист

Авалян заметил, что разъяснение Роскомнадзора хоть и не совпадает с законом, но может доставить неприятности проектам, чья работа связана с данными из профилей «ВКонтакте».

​Позиция Роскомнадзора не выглядит как полностью соответствующая закону о персональных данных — причины описаны выше. Тем более, что осенью 2016 года позиция ведомства была противоположной: управление Роскомнадзора по Тверской области в письменных возражениях, представленных в судебный процесс, указывало, что персональные данные из «ВКонтакте» являются общедоступными, а значит открытыми для обработки.

Главное во всём этом — совершенно внезапный разворот позиции ведомства для участников рынка и очередной пример пробела закона «О персональных данных», когда заявление ведомства, не обладающего правом законотворчества, способно поменять регулирование целой отрасли права.

Севан Авалян
юрист

Управляющий партнёр сервиса по защите интернет-бизнеса E-docs​ Максим Филиппович заметил, что хоть данные из «ВКонтакте» действительно должны считаться общедоступными, у Роскомнадзора может быть ещё одно обоснование для выпущенного запрета.

В соответствии со статьёй 5 закона «О персональных данных», важное значение имеют цели обработки информации. К нашему случаю применимы следующие положения: обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, а содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки.

Таким образом, если сбор данных соответствует заявленным в пользовательском соглашении «ВКонтакте» целям обработки, то законодательство не считается нарушенным.

Впрочем, SMM-специалисты, выгружающие базы данных пользователей для настройки таргетированной рекламы, могут не беспокоиться — «доставка» пользователям рекламы является одной из главных целей обработки персональных данных практически любой соцсети. А это значит, что и серьезных оснований для запрета парсеров нет — по крайне мере на основании норм, на которые ссылается Роскомнадзор.

Максим Филиппович
управляющий партнёр сервиса по защите интернет-бизнеса E-docs
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]