Оффтоп Andrey Frolov
11 042

Роскомнадзор запретил свободную обработку данных из «ВКонтакте»: чем это грозит бизнесу

По мнению юристов, новая позиция Роскомнадзора может помешать интернет-компаниям.

В закладки

31 июля 2017 года «Известия» рассказали о запрете Роскомнадзора на свободную обработку данных из открытых профилей в соцсетях — по мнению ведомства, для таких действий любым компаниям нужно получать индивидуальные разрешения от пользователей. Опрошенные редакцией vc.ru юристы считают, что новая позиция регулятора может доставить неприятности предпринимателям, чей бизнес связан со сбором данными из соцсетей.

О чём речь

Согласно статье «Известий», Роскомнадзор объяснил свою позицию одной из компаний, которая занималась сбором открытых данных пользователей «ВКонтакте». По мнению ведомства, это нарушает закон «О персональных данных», так как перед обработкой персональной информации нужно получить прямое согласие пользователя.

Согласно рекомендациям ведомства, персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу, субъекту персональных данных. В этот список входят фамилия, имя, отчество, физический адрес, электронная почта, дата рождения, номер телефона, фотография и другие данные.

Если компания собирает, записывает, хранит, обезличивает или передаёт данные, то такие действия считаются обработкой. Выходит, если компания скопировала в свою базу пользователя без прямого разрешения от пользователя, то она нарушила закон о персональных данных.

В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте», пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает. Если сбор делался ранее, то такая практика должна быть прекращена.

пресс-служба Роскомнадзора

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский на момент написания заметки не ответил на сообщения и звонки vc.ru и не смог подтвердить, действительно ли ведомство готово придерживаться такой точки зрения.

Позиция «ВКонтакте»

Представитель соцсети Евгений Красников рассказал vc.ru, что в правилах сервиса не описано разрешение для других компаний на использование любых данных из открытых профилей.

​Пользователь размещает свои данные на нашем сайте, предоставляя нам соответствующие согласия через принятие пользовательского соглашения. Очевидно, что третьи лица, собирающие и обрабатывающие данные о пользователях, такие согласия от них не получают.

Кроме того, социальная сеть здесь также является владельцем баз данных пользователей и вправе запрещать третьим лицам неправомерно копировать информацию из таких баз.

Евгений Красников
представитель «ВКонтакте»

Он отметил, что соцсеть отдельно запрещает автоматизированный сбор информации о пользователях (пункты 6.3.9 и 6.3.11 пользовательского соглашения).

У сторонних компаний есть возможность получить данные пользователей официальным путём, добавил Красников. «Во "ВКонтакте" долгие годы существует форма авторизации для сторонних сайтов, использование которой подразумевает согласие пользователя на обработку данных о нем», — пояснил он. Позже компания, получившая доступ к данным, может использовать их по своему усмотрению, так как соцсеть уже не несёт за них ответственности, заметил Красников.

«ВКонтакте» уже протестовала против сбора, обработки и продажи открытых данных пользователей. В начале 2017 года она подала в суд на компанию Double Data, которая разработала сервис для оценки кредитоспособности клиентов банков по профилям в соцсетях. Решение по этому делу ещё не принято.

Компании не ждут проблем

Основатель проекта FindFace Максим Перлин рассказал vc.ru, что его сервису, который позволяет находить пользователей во «ВКонтакте» по фотографии, новые нормы не угрожают.

​FindFace не собирает информацию о пользователях, а индексирует фотографии, находящиеся в открытом доступе, по принципу работы поисковых систем, таких как «Яндекс», Google и других. Наш сервис использует только хэш от изображений. Все данные хранятся исключительно в соцсети «ВКонтакте».

Максим Перлин
основатель FindFace

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

Юристы ждут действий от Роскомнадзора

По словам основателя и эксперта по защите персональных данных юридического сервиса «Б-152» Максима Лагутина, открытые для всего интернета данные из «ВКонтакте» попадают под статью 6 (часть 1, пункт 10) закона «О персональных данных» и считаются общедоступными, но новая позиция Роскомнадзора делает их бесполезными для бизнеса.

Роскомнадзор же говорит, что согласно тому же пункту возможен только доступ к персональным данным, а выполнять иные действия с ними (сбор, систематизация, запись, передачи и так далее) нельзя без согласия физического лица.

Вывод. Согласно закону, данные в социальных сетях общедоступные, но согласно позиции Роскомнадзора, такие данные нельзя нормально использовать для каких-либо иных целей.

Но Роскомнадзор не имеет права трактовать те или иные положения закона, о чем постоянно пишет в своих ответах на вопросы. Поэтому, нужно продолжать работать как есть и ждать судебных прецедентов, чтобы понять, на чью сторону встанет суд. Сейчас волшебного совета нет.

Максим Лагутин
основатель и эксперт по защите персональных данных юридического сервиса «Б-152»

Юрист Севан Авалян считает, что позиция Роскомнадзора противоречит законодательству — открытые данные из «ВКонтакте» прямо относятся к общедоступным, что позволяет их свободно обрабатывать.

Сбор общедоступных персональных данных из профилей социальных сетей во «ВКонтакте» не требует получения согласия. Размещая свои данные в социальной сети пользователь принимает условия пользования сайтом «ВКонтакте» и таким образом даёт согласие на то, чтобы его персональные данные стали общедоступными, в зависимости от тех режимов конфиденциальности, которые он выбирает. Однако дополнительного согласия на сбор и дальнейшую обработку таких общедоступных персональных данных не требуется.

Может возникнуть ситуация, при которой субъект персональных данных исключил свои персональные данные из общего доступа. Для таких случаев нужно готовить доказательства получения персональных данных из общедоступных источников, хотя дальнейшая их обработка может продолжаться — часть 2 статьи 9 ФЗ «О персональных данных» регламентирует такие случаи.

Севан Авалян
юрист

Авалян заметил, что разъяснение Роскомнадзора хоть и не совпадает с законом, но может доставить неприятности проектам, чья работа связана с данными из профилей «ВКонтакте».

​Позиция Роскомнадзора не выглядит как полностью соответствующая закону о персональных данных — причины описаны выше. Тем более, что осенью 2016 года позиция ведомства была противоположной: управление Роскомнадзора по Тверской области в письменных возражениях, представленных в судебный процесс, указывало, что персональные данные из «ВКонтакте» являются общедоступными, а значит открытыми для обработки.

Главное во всём этом — совершенно внезапный разворот позиции ведомства для участников рынка и очередной пример пробела закона «О персональных данных», когда заявление ведомства, не обладающего правом законотворчества, способно поменять регулирование целой отрасли права.

Севан Авалян
юрист

Управляющий партнёр сервиса по защите интернет-бизнеса E-docs​ Максим Филиппович заметил, что хоть данные из «ВКонтакте» действительно должны считаться общедоступными, у Роскомнадзора может быть ещё одно обоснование для выпущенного запрета.

В соответствии со статьёй 5 закона «О персональных данных», важное значение имеют цели обработки информации. К нашему случаю применимы следующие положения: обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, а содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки.

Таким образом, если сбор данных соответствует заявленным в пользовательском соглашении «ВКонтакте» целям обработки, то законодательство не считается нарушенным.

Впрочем, SMM-специалисты, выгружающие базы данных пользователей для настройки таргетированной рекламы, могут не беспокоиться — «доставка» пользователям рекламы является одной из главных целей обработки персональных данных практически любой соцсети. А это значит, что и серьезных оснований для запрета парсеров нет — по крайне мере на основании норм, на которые ссылается Роскомнадзор.

Максим Филиппович
управляющий партнёр сервиса по защите интернет-бизнеса E-docs
{ "author_name": "Andrey Frolov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 33, "likes": 27, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 25542, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 31 Jul 2017 20:16:23 +0300" }
{ "id": 25542, "author_id": 14066, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25542\/get","add":"\/comments\/25542\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25542"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

33 комментария 33 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
18

Хмм. Получается, что поисковые системы жестко нарушают закон тогда! Например, если ввести "Павел Дуров" в Гугле, то вторая ссылка (на профиль в ВК) содержит имя, фамилию, где и когда учился и прочие данные! Кроме того, показываются фото из Википедии - не думаю, что Павел явно давал разрешение Википедии на размещение его фото на их сайте! Или я чего-то не понимаю, и поисковые системы не подпадают под закон о защите персональных данных? Уважаемые юристы, прокоментируйте, пожалуйста, нарушают ли закон поисковые системы? Спасибо!

Ответить
–3

Вы понимаете разницу между сбором и обработкой данных? Хотели сумничать, но что-то не вышло.

Ответить
0

Расскажите, просветите, пожалуйста, в чем же разница в контексте поднятой темы, мне правда интересно! Я, наверное, уже повзрослела, мне странно ваше предположение, что я хотела "сумничать" :)

Ответить
–4

На вряд ли повзрослели, потому что минусить человека только из-за того, что вы чего-то не понимаете, очень по-детски.
В самом тексте написан ответ на ваш вопрос: "Если компания собирает, записывает, хранит, обезличивает или передаёт данные, то такие действия считаются обработкой".
Выдача по запросу "Павел Дуров" не будет являться персональными данными. Касаемо Википедии - я не юрист, но насколько я понимаю, это можно объяснить так - фотку из Википедии брали не из личного профиля или семейного архива Павла Дурова. Ее брали из того же гугла по запросу "Павел Дуров" - это общедоступная информация. Возможно когда-то какой-то один ресурс первым стырил фотку из личного профиля Дурова - вот он возможно будет являться нарушителем. Но те, кто стырил фотку у этого ресурса - воспользовались общедоступными данными.

Касаемо парсеров я думаю вам нет смысла объяснять, что они занимаются самой настоящей обработкой информации, так как тут все элементарно для понимания.

Ответить
0

Я заминусовала за беспричинный переход на личности с вашей стороны ("Хотели сумничать, но что-то не вышло")! Может, я старомодна, но считаю, что не по-мужски так вульгарно общаться с женщинами, тем более с незнакомыми!

Ответить
–2

Ну зато это типично по-женски, сначала сказать, потом подумать.

Ответить
0

Вы действительно чего-то недопонимаете, сударыня, и запутались в собственных мыслях.

Ответить
2

Хм... а почему только из ВК ???
А другие ресурсы?
Много раз сталкивался с тем, что недобросовестные рекламщики собирают базу с Авито.

Ответить
13

Ну а если запретят, то что? Прекратят собирать?
Ну Путин вот воровать запрещает из года в год.

Ответить
1

Потому что государственным бизнесменам интересны только их бизнесы, а не другие))

Ответить
4

Нарушает "закон о персональных данных "?

А всем известный "пакет" его не нарушает ?

Типа теперь нам посредники не нужны , сами инфу соберём .

Террор там и всякое

Ответить
4

Читайте между строк. Очевидно, что это первая проба пера о запрете использования любой информации, особенно если вас зовут Алексей и вы любите всякий компот собирать с помощью дронов.

Ответить
4

Очередная муть от РКН, которые в свою очередь как всегда обосрутся, борятся с проном,типо боятся, что детки увидят, а эти дети выходят на улицу и что они там видят?
Уж лучше бы прон смотрели...

Ответить

Комментарий удален

2

Memedia Target продолжит работать в прежнем режиме, т.к. это единственный белый(в каталоге приложений), одобренный администрацией ВКонтакте парсер ЦА:
https://vk.com/memedia.target

Он обезличивает собранные данные. Только id, без фамилий.

Ответить
3

"Он обезличивает собранные данные. Только id, без фамилий."

Да комон, будет запрещено конечно. Если обработкой считается всё, как тут пишут:
"Если компания собирает, записывает, хранит, обезличивает или передаёт данные, то такие действия считаются обработкой."

Поисковикам тоже очевидно придётся убрать из индекса персональные страницы и оставить например, только группы.

А Findface попал, т.к. там передаются данные, что тоже запрещено. Короче нельзя ничего делать с ними.

Другое дело, что это просто сделает невозможным работу компаний по сбору соц инфы в российской юрисдикции. Иностранцев очевидно тоже РКН должен забанить по домену, но работать они продолжат.

При этом кому надо продолжат использовать собранные данные пользователей у этих иностранных сборщиков через VPN. Разница только в том, что использовать полностью на стороне сервиса, который эти данные собирает, чтобы он и рассылкой занимался и всем чем нужно.

Короче, своим компаниям таргетинговым жопу подкинули. Если про пользователей большие данные нельзя, то собирайте про таяние ледников, которые нахрен никому не нужны. Учитесь на них большим данным и машинному обучению.

Ответить
0

Про обезличивание там в статье тоже сказано.

Ответить
1

Они же вроде персональные данные не собирают - айдишники только дергают по заданным параметрам.

Ответить
1

если лохи, то перестанут

Ответить
0

Почему перестанут существовать?)
Нарушение закона не значит закрытие проекта.
Функционал API не закроют, даже если закроют, то без API просто снизится скорость парсинга, а создать зеркало в абузоустойчевой зоне ребята уж смогут.

Ответить
0

У Пейпер Нинзя и Таргет Хантер при этом сервера сайтов, как я понимаю, не в РФ (UK и DE), если на бэкграунде аналогично, то тоже повод задуматься, т.к. получается, что хранят/обрабатывают персональные данные пользователей (неважно как добытые) за бугром.

Ответить
2

Позиция РКН совершенно некорректная, т.к. запретить собирать данные очень сложно до тех пор пока Вконтакте предоставляет публичный API по которому легко можно спарсить все данные, а Вконтакте отдает на индексацию миллионы страниц пользователей.

Почему бы Вконтакте не пойти путем Facebook или Linkedin у которых данные не доступны и закрыть вообще все профили от индексации и не отдавать подробные данные по API и оставить его только для авторизации на сторонних площадках.

Вконтакте сам себе злобный буратино. Если бы он закрыл данные как Facebook, то без нормальной авторизации невозможно было бы парсить данные, а авторизация = регистрация на сайте и тут уже можно ограничить машинный сбор данных.

Ответить
0

Вот тоже подумал, скорее действия ВКонтакте по предоставлению данных через API нарушают законодательство, но на это смотрят сквозь пальцы. Но еще дырявее только Одноклассники — там нельзя закрыть видимость профиля от поисковиков. Собственно это характеризует подход отечественных компаний к распоряжению данными пользователей и относительной мягкости регулирования.

Ответить
0

Вряд ли персональные данные пользователей соцсети можно называть *общедоступными*.

Во-первых, пользователь соцсети оставляет персональные данные в целях, предусмотренных пользовательским соглашением — как правило это общение с другими участниками соцсети. В нем же соцсети запрашивают согласие на обработку, например, в целях таргетирования и доставки рекламы. Никаким рекламодателям при использовании рекламного инструментария соцсети в этом случае ПДн пользователя не отдается.

Во-вторых, у многих соцсетей, например у Фейсбука, ВКонтакте и Линкедин, в персональном профиле возможен запрет поискового индексирования. Поскольку без регистрации в соцсети увидеть такой профиль нельзя (то есть вне соцсети он не виден), это означает, что ПДн доступны только другим пользователям соцсети, ПДн в этом случае вряд ли можно называть *общедоступными*.

Ответить
1

По умолчанию при доступе по API Вконтакте нет возможности спарсить закрытые от индексации профили.

Т.е. Вконтакте отдает только те профили, которые могут видеть все без регистрации, так что это всё-таки общедоступная информация.

Парсить же без API довольно накладно, я думаю что из всех игроков на рынке без API не работает никто.

Ответить
0

Вот еще интересно..у того же ВК настройки что видно пользователям ВК, всем в интернете, всем кроме поисковиков. На последнюю фичу как бы есть набор стандартов (robots.txt и соответствующие теги в страницах), соблюдают ли парсеры это ограничение? Если нет и у пользователя указана соответствующая опция - они прямо нарушают выраженное желание пользовать не давать ботам без API доступа к данным.

Ответить
1

Если попробовать просмотреть закрытый от индексации профиль без залогинивания в ВК, то будет написано "Страница скрыта" и такая страница не доступна для парсинга по API.

Так что все парсят только открытые профили.

Ответить
–1

А если у меня к сайту привязан oauth, и человек нажимает «вход»? Приплыли, меня опять будет за что оштрафовать?

Ответить

Комментарий удален

3

Да, действительно. Спасибо

Ответить
0

Яндекс молчит и ждет куда ситуация скатится...

Ответить
0

ну вот всякие проги для продвижения типо бробот и собот прикроются

Ответить
0

гори огнем роскомнадзор) как сидел на руторе и рутрекере так и сижу и vpn всем рекомендую ) шифруйте трафик а то эти гады лезут в вашу личную жизнь, если депутаты говорят - закон для дураков пишем и не грамотных ) да вся Россия с торрентах качает и это не запретить а зарплата потомучто не позволяет ) вот чиновнику с 800000р в месяц и взятками этот закон и пишут - пусть покупают

Ответить
–1

Наконец-то завяжут пылесосить данные.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления