Аудиореклама в интернете: возможности и перспективы формата

О способах взаимодействия с покупателем и методах оценки эффективности — исследование ассоциации по поддержке и развитию интерактивной рекламы IAB Russia.

Вступительное слово

В перенасыщенной медиасреде рекламодатели вынуждены постоянно искать возможности проникнуть через информационный шум и добиться внимания своей аудитории. Аудиореклама в интернете обладает уникальной способностью преодолевать эти трудности, что делает этот формат важным для изучения и широкого применения в маркетинге.

Благодаря инновациям в подключённых к интернету и телефону владельца автомобилях, использованию смартфонов «на ходу», набирающим популярность голосовым ботам и ассистентам, проникновению «интернета вещей» в бытовую технику, одежду и другие носимые предметы создаются условия, когда потребитель постоянно пребывает в онлайне, но взгляд его при этом далеко не всегда обращен на экран.

В таких условиях коммуникации в аудиоформате могут занять значительную долю рынка, а в некоторые продолжительные периоды времени — и вовсе быть единственным возможным инструментом для взаимодействия с аудиторией.

Высокий темп роста трансляции музыки и разговорного жанра, переход в распространении контента радиостанций от FM-частот к онлайну также стали катализаторами для увеличения уровня проникновения и охвата аудиорекламы в интернете.

В связи с обозначенными тенденциями по инициативе членов IAB Russia в 2017 году был создан отдельный комитет для работы с онлайн-аудиорекламой. Были установлены следующие задачи:

  • ​Создание глоссария и описание экосистемы сегмента аудиорекламы.
  • Определение стандартов для данного формата и подходов к оценке его эффективности.
  • Работа с измерителями для публичного отражения аудиторных и других важных характеристик аудио-сегмента.
  • Выработка рекомендаций для маркетологов и площадок по применению аудиорекламы.
  • Соответствующая образовательная деятельность

Председателем комитета был избран Михаил Ильичев (Unisound, Zvooq). К работе в рамках первого установочного заседания 24 апреля 2017 года и для составления этого материала были привлечены члены IAB Russia:

  • Дмитрий Белозуб, Buzzoola.
  • Евгений Лесьев-Лесь, Happy Monday.
  • Эдуард Рекачинский, Unisound.

А также индустриальные эксперты:

  • Влад Дорошенко, Group M.
  • Мария Евграфова, OMD OM Group.
  • Зинаида Кольцова, Digital Box.
  • Олег Осташевский, Digital Audio Agency.
  • Александра Садовничая, CodeofTrade.

Формат аудиорекламы

В 2017 году наиболее распространенным примером аудиорекламы остаётся реклама в эфирном радио. Однако в связи с движением индустрии радиовещания в интернет, а также с появлением в онлайне значительного количества самостоятельных медиа и сервисов, активно использующих аудиосредства, объём звуковых маркетинговых коммуникаций в сети уже сравним с рекламным оборотом эфирного радио.

Аудиореклама наиболее популярна в потоковом видео (in-stream): заранее сделанная запись распространяется вместе с медиаконтентом, содержащим звукоряд.

Подавляющий объём инвентаря, присутствующего на рынке в 2017 году, предполагает размещение аудиорекламы именно в формате in-stream. Формат и носители аудиорекламы в out-stream (например, в навигаторах, казуальных играх, фитнес-приложениях и так далее) в этом материале не рассматриваются из-за желания сохранить фокус, но их появление на рынке в среднесрочной перспективе ожидаемо.

По аналогии с онлайн-видеорекламой аудиозапись, размещенная до начала воспроизведения медиаконтента, называется pre-roll, а та, что появляется в логических паузах воспроизведения, — mid-roll.

Площадки и носители

Основные площадки для размещения онлайн-аудиорекламы:

  • Музыкальные стриминговые сервисы (Boom, «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка», Zvooq).
  • Музыкальные агрегаторы.
  • Агрегаторы подкастов (Podster.fm, SoundStream, Podfm.ru).
  • Онлайн-трансляция эфира радиостанций (Dfm.ru, Nashe.ru, Radioshanson.fm).
  • Сервисы для прослушивания и загрузки аудиокниг (Audioknigi.club, Asbook.co).
  • Видеохостинги (запись воспроизводится, когда пользователь приостанавливает проигрывание видео).

Среда размещения онлайн-аудиорекламы сравнительно безопасна для бренда, так как в основном представлена профессиональным контентом.

Характеристики сегмента

Совокупный охват аудитории в онлайн-среде, доступной для маркетинговых коммуникаций в аудиоформате, оценивается в 65 млн уникальных посетителей в месяц и не менее 23 млн в неделю. Среднее время пребывания пользователя на площадках, охваченных онлайн-аудиорекламой, составляет около 3,5-5 часов в неделю. К 2017 году более 100 площадок, в числе которых «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка», Zvooq, «Авторадио», «Русское Радио», Love Radio, адаптировали формат и оказывают услуги по размещению такой рекламы самостоятельно либо через агентства (DigitalAudio, DigitalBox, IMHO и Unisound).

Более подробные характеристики сегмента будут представлены в следующих документах комитета IAB Russia после совместной работы с измерителями. Однако стоит отметить, что по запросу рекламные агентства и площадки представляют там подробную информацию о своей аудитории, в том числе поведенческие данные и медийные предпочтения.

Сегмент аудиорекламы характеризуется существенной долей инвентаря, представленного на мобильной платформе: эксперты сходятся во мнении, что эта доля составляет больше 50%. Это обусловлено тем, что аудиоконтент удобен для прослушивания «на ходу» и не требователен к экрану.

В перспективе ожидается расширение инвентаря онлайн-аудиорекламы за счёт новых платформ, подходящих для этого формата и набирающих популярность у пользователей. Это медиасистемы для автомобилей, голосовые ассистенты и боты.

Интерактивная аудиореклама

Поскольку онлайн-среда содержит условия для интерактивного взаимодействия с аудиторией, этим пользуются и создатели аудиорекламы.

Формат становится полезным не только для повышения интереса к продуктам или услугам, но и для конвертации этого внимания в целевые действия.

Вовлечение обеспечивается за счёт интерактивных элементов аудиорекламы. Наиболее распространен из них графический баннер-компаньон, размещаемый на экране устройства (в том числе поверх экрана блокировки на смартфонах) в момент воспроизведения рекламной аудиозаписи.

На некоторых площадках баннер-компаньон остается на экране и после окончания аудиоролика, чтобы предоставить пользователю возможность для взаимодействия в наиболее удобное время.

Кроме баннера-компаньона ряд площадок использует разного рода интерактивные ссылки, размещаемые внутри плеера с медиаконтентом или рядом с ним. Стоит ожидать развития интерактивной аудиорекламы в России в том же направлении.

Примеры работы Mobile и Amazon Alexa:

Стандарты формата

Аудиоролик:

  • Хронометраж до 30 секунд.
  • Файл в формате MP3 (MPEG version 2) с частотой сэмплирования 16000 Hz и битрейтом в 48 килобит секунду.

Баннер-компаньон:

  • 240 на 400 пикселей и другие распространенные в рунете размеры.
  • «Перетяжка», которая часто располагается рядом с плеером на веб-страницах.

Интерактивные ссылки внутри веб- и мобильных плееров:

  • Изображения или баннеры непосредственно поверх обложек медиаконтента (например, на месте обложки альбома), в том числе на экране блокировки смартфона.
  • Текстовая строка (статичная или бегущая) на месте названия медиаконтента внутри плеера или рядом с ним.

Как следующее преимущество формата следует отметить, что такого рода реклама размещается в аудиоконтенте, для потребления которого не требуется взаимодействовать с устройством. Это позволяет вовлечь аудиторию в более широкий по сравнению с другими медиаформатами набор интерактивных действий, сохраняя для пользователя возможность продолжить прослушивание аудиоконтента одновременно с выполнением этих действий:

  • Переход на целевую страницу.
  • Переход в приложение.
  • Отправка электронного письма.
  • Создание события в календаре.
  • Сохранение ссылки или подробной информации в заметках для возможности вернуться к ней в наиболее удобный момент.
  • Звонок или отправка SMS.
  • Добавление товара в корзину для последующей покупки.

Так как в ряде ситуаций экраны остаются без внимания, а в случае с набирающими популярность голосовыми ассистентами (Google Home, Amazon Alexa, HomePod, Bixby и так далее) их попросту нет, на рынках, где формат онлайн-аудиорекламы начал развиваться раньше, в 2017 году уже применяется технология голосового взаимодействия, когда пользователь может реагировать на аудиорекламу при помощи речи, что подходит для большего количества ситуаций контакта с аудиторией.

Контроль воспроизведения

Как правило, аудиорекламу нельзя пропустить, пользователям не предоставляется интерфейсных решений для этого. Эксперты сошлись во мнении, что до конца такую рекламу слушают не менее 97% пользователей, это ещё одно её преимущество.

Зачастую в интерфейсе предусмотрена возможность поставить рекламный аудиоролик на паузу, что повышает лояльность аудитории к формату. Кроме того, при переходе плееров от медиаконтента к аудиорекламе сохраняется выставленный пользователем уровень громкости.

Можно считать стандартом отсутствие у пользователей возможности отключить звук в плеере во время воспроизведения онлайн-аудиорекламы. Минимальная громкость обычно составляет 15%.

Расположение среди контента

В подавляющем большинстве случаев с единицей медиаконтента совмещается только один рекламный аудиоролик. Так, отсутствие информационного шума и «случайных» совмещений с рекламой конкурентов — одно из главных преимуществ онлайн-аудиорекламы.

Методы размещения онлайн-аудиорекламы

  • Аудиомикс — рекламная кампания, построенная преимущественно на аудиорекламе с привлечением сразу нескольких площадок и сеток аудиорекламы (в том числе подборка аудиорекламы в эфирном радио).
  • Медиамикс — рекламная кампания, в которой аудиореклама используется наряду с другими форматами в соответствии с определёнными целями и ролью.
  • Брендированное спонсорство — упоминание бренда в форме аудиосообщения о том, что компания спонсирует совмещенный с аудиорекламой контент или доступ пользователя к этому контенту, который обычно предоставляется за плату или с ограничениями.

Основной моделью закупки в 2017 году стала CPT — стоимость за тысячу аудиоконтактов с целевой аудиторией. При покупке размещения аудиорекламы, как правило, доступны следующие виды таргетинга:

  • Регион подключения.
  • Пол и возраст.
  • Уровень дохода пользователя.
  • Интересы.

Для таргетирования в соответствии с требованиями заказчиков площадками и агентствами используются как собственные, так и сторонние данные

Протокол OpenRTB 2.4 предусматривает возможность закупки онлайн-аудиорекламы по аукционной модели формирования цены, а также делает возможной programmatic-закупку, но в 2017 году такие инструменты на рынке ещё не представлены.

С примером медиаплана рекламной кампании можно ознакомиться по ссылке.

Метрики и отчёты

Стандартными принято считать следующие показатели:

  • Количество аудиоконтактов с целевой аудиторией для каждого отдельного рекламного ролика (учитываются только те, при которых запись была воспроизведена на 75%).
  • Количество событий и действий, связанных с соответствующими интерактивными элементами аудиорекламы (показы, клики, переходы и так далее).

Инструменты для верификации метрик, созданные при поддержке IAB и применяемые в России:

  • VAST (Video Ad Serving Template) для верификации видеорекламы.
  • DAAST (Digital Audio Ad Serving Template) для верификации размещения аудиорекламы.

Оба этих инструмента применяются на российском рынке.

В стандартные отчетные документы о размещении онлайн-аудиорекламы площадки и агентства обычно включают следующую информацию:

  • Количество аудиоконтактов.
  • Охват целевой аудитории.
  • Типы устройств, платформ.
  • География по регионам.
  • Динамика по дням.
  • Скриншоты размещений компаньон-баннеров или других интерактивных ссылок в онлайн-аудиорекламе, а также статистика по ним, релевантная дисплейным форматам (показы, клики и так далее).

Рекомендации маркетологам

Содержание этого раздела носит рекомендательный характер. Представленная информация основана на примерах опыта и обобщённом экспертном мнении людей, участвовавших в составлении материала.

Основные свойства онлайн-аудиорекламы

Следует отметить, что онлайн-аудиореклама может выполнять все задачи, которые маркетологи привыкли решать при помощи размещения объявлений в эфирном радио.

В то же время благодаря размещению в интерактивной среде онлайн-аудиореклама может не только создавать спрос, но и сразу конвертировать его в целевые действия.

Черты онлайн-аудиорекламы:

  • ​Большая, стремительно растущая прогрессивная аудитория.
  • Низкая стоимость контакта.
  • Эффективный охват мобильной аудитории.
  • Способность привлечь внимание аудитории среди информационного шума дисплейных форматов.
  • Работает в тех случаях, где неэффективны дисплейная реклама и большинство других форматов.
  • Полностью измеряема.
  • Безопасна для бренда, так как практически во всех случаях совмещается с профессиональным медиаконтентом.
  • Широкий охват по времени, географии и демографии для выбора целевой аудитории и моментов контакта с ней, а также применимость таргетингов.
  • Высокий уровень вовлечения и совместимость с интерактивными возможностями.

В октябре 2014 года компанией TNS Russia по заказу агентства Unisound было проведено исследование эффективности аудиорекламы в интернете. В результате были получены данные о прослушивании музыки в интернете, отношении к аудиорекламе, была дана оценка эффективности рекламы на примере рекламных кампаний Adidas и Yota. Исследование проводилось методом онлайн-опроса жителей городов России с населением более 100 тысяч человек.

Были сделаны следующие выводы:

  • Примерно у 52% контактировавших с аудиорекламой пользователей она не вызвала раздражения, а 30% оценили её положительно.
  • Почти 75% пользователей готовы принять аудиорекламу на определённых условиях.
  • Больше половины пользователей согласны на рекламу, если взамен они получат полноценный доступ к контенту (56%) или скидку на него (57%). Примечательно, что если реклама будет уместна, её готовы бесплатно слушать 50% аудитории.
  • Среди тех, кто знаком с аудиорекламой, 71% готовы воспринимать больше двух объявлений за час прослушивания музыки.
  • 60% пользователей запомнили рекламу, и стольким же она понравилась (креативный аудиоролик Adidas).

Большая часть охвата аудиорекламы приходится на следующие активности пользователей:

  • Работа или самообучение.
  • Различного рода онлайн-активности: использование социальных сетей, чтение новостей и другого текстового контента, игры, шопинг, интернет-сёрфинг.
  • Перемещения на автомобиле, в общественном транспорте и пешком.
  • Домашние дела.
  • Занятия спортом.

Особенностью формата — большая готовность пользователей, заинтересовавшихся содержанием рекламного сообщения, к последующему посещению сайта рекламодателя или страницы его приложения, так как от пользователя не требуется дополнительных действий для продолжения потребления медиаконтента.

Применение и оценка эффективности

Аудиореклама может применяться в следующих целях:

  • Поддержка специфической рекламной кампании или акции.
  • Повышение уровня знаний о бренде, товаре или услуге.
  • Увеличение вовлеченности аудитории.
  • Управление отношениями с клиентами.
  • Директ-маркетинг.

Онлайн-аудиореклама полностью подвержена привычным способам оценки эффективности (достижение целей и баланс стоимости).

Чтобы наиболее точно оценить эффективность такого рода рекламы, можно применять атрибуцию (post-listening) — техническое решение, позволяющее отследить пользователей, которые совершили целевое онлайн-действие в любой заданный период после того, как прослушали аудиорекламу. Например, пользователь прослушал ролик и через непродолжительное время зашел на сайт рекламодателя самостоятельно или через поисковую систему.

Для независимого аудита аудиорекламы заказчики могут также использовать «пиксель» сторонних систем аналитики (Adriver, Adfox, DoubleClick), который размещается в аудиорекламе и собирает всю ключевую информацию, предоставляя доступ к ней в онлайн-режиме.

Для повышения эффективности онлайн-аудиорекламы можно использовать ремаркетинг с дисплейным или баннерным форматом. Пользователю, с которым был установлен аудиоконтакт, в последующий период времени на сайтах и в приложениях может быть показан баннер, продолжающий коммуникационную линию аудиоролика. Это удобный инструмент вовлечения заинтересовавшейся аудиторию во взаимодействие, когда пользователи оказываются перед экраном и когда им удобно начать взаимодействие с брендом.

Для повышения эффективности онлайн-аудиорекламы в аудиомиксе (совместное размещение в эфирном радио) существует техническая возможность синхронизировать выходы рекламы на радио с временными периодами для размещения онлайн-аудиорекламы. В таком случае происходит «чистый доохват» целевой аудитории: предполагается, что один и тот же человек не слушает параллельно два источника аудиоконтента (по FM-радио и в интернете).

Интерактивная реклама в аудиомиксе не только формирует осведомленность и создает частоту контакта, но способна также конвертировать созданный интерес в целевые действия. Поэтому в охватных кампаниях интерактивную рекламу имеет смысл размещать в аудиомиксе «второй волной» после набора частоты контактов.

Как и в случае с другими форматами, онлайн-аудиореклама демонстрирует лучшие показатели эффективности, когда она создаётся специально для прослушивания.

Также для повышения эффективности онлайн-аудиорекламы маркетологам доступна возможность размещать различный креативный контент в зависимости от целого ряда критериев:

  • Пол, возраст.
  • Платформа устройства.
  • Время суток, день недели.
  • Местоположение.
  • Тип медиаконтента, где размещается реклама: плейлисты, радиоэфир, видео, игры, подкасты, аудиокниги и так далее.

Креатив

При производстве креатива для онлайн-аудиорекламы маркетологам следует учитывать следующие факторы:

  • Самодостаточность рекламного сообщения, его нацеленность на коммуникацию формата audio-first, которая предполагает контакт и передачу всей необходимой информации через звуковой ряд.
  • Возможности онлайн-среды и даже конкретной платформы, на которой распространяется аудиореклама, при формировании призыва к целевому действию.
  • Развлекательный характер, запоминающееся содержание.
  • Сложность принятия решения о покупке или другом целевом действии.
  • Контекст контента, определяющий, в частности, эмоциональное состояние аудитории в момент аудиоконтакта.

Закупка аудиорекламы

Аудиореклама представляет собой единый рекламный формат (независимо от платформы и медиа, где она распространяется). Поэтому закупку и планирование, а также создание креативов для онлайн-аудиорекламы и аудиорекламы на радио должна осуществлять одна и та же команда.

Эксперты IAB Russia считают, что в среднесрочной перспективе должно произойти развитие подразделений закупки на радио в команды закупки аудиорекламы (в том числе и в интернете). Это предположение справедливо и для планирования. Такие действия:

  • Повысят эффективность закупки каждой из форм аудиорекламы.
  • Позволят задействовать все преимущества онлайн-среды для достижения целей.
  • Дадут дополнительные возможности за счет совмещения аудиорекламы с другими форматами не только в миксах, но и посредством других инструментов (в частности ретаргетинга).
  • Централизуют ответственность.
  • Позволят эффективно и целостно оценивать результаты.

Резюме

Онлайн-аудиореклама — релевантный инструмент для маркетологов, ведь она предоставляет:

  • Доступ к большой аудитории в различные моменты времени независимо от того, находится пользователь перед экраном или нет.
  • Достаточную и управляемую частотность.
  • Высокое вовлечение и разнообразные способы таргетинга.
  • Измеримость (в том числе на мобильных платформах).

Рынок и экосистема

Оценка

Оценка рынка онлайн-аудиорекламы будет производиться по методологии АКАР (объём рекламы в средствах её распространения), согласно которой граница проводится между продавцом и покупателем. Так учитываются деньги (без НДС), полученные площадками (интернет-ресурсами) в результате продажи инвентаря аудиорекламы как напрямую, так и c привлечением рекламных сетей и programmatic-механизмов. Комиссия продавцов включается в оценку рынка.

Первую оценку решено провести методом опроса всех игроков, оказывающих услуги по размещению онлайн-аудиорекламы, по итогам 2017 года.

Экосистема

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Sakari Sauso

Radio On Internet

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Sofin

Как по вашему, что вызывает такую реакцию?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Sofin

Да, согласен. С другой стороны музыкальным сервисам, включая обычное радио, нужно как-то зарабатывать, платить зп, сервера, отчисления правообладателям музыки и т.д. Реклама единственная достойная альтернатива платной подписке.
Мне нравятся слава из вашей цитаты: "При этом, на сегодняшний день, музыка оперирует в эмоциональной сфере, а значит реклама, как контент, остро выбивающийся из смыслового ряда, будет остро диссонировать с заданным настроением." Что бы не говорили, но реклама все равно будет, вопрос в том как она изменится, чтобы вписываться в контент. Хороший пример радио Relax, реклама там идет в том же ритме, настроение и громкости, без резких переходов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Sofin

Как по вашему, что вызывает такую реакцию?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Чижик

Как по мне, то я всегда считала аудиорекламу очень раздражающей, когда ты смотришь фильм и тут выскакивает фраза "Ты любишь играть в казино? ждойказино точка ком....бла бла бла", как по мне тизерная реклама, которая выглядит как новостная статья является наиболее приемлемой, вы можете почитать об этом типе рекламы тут: https://blog.yottos.com/vidy-razmeshheniya-internet-reklamy-ot-yottos/

Ответить
Развернуть ветку
ALex Drem

Недавно была статья, что блоггер на ютуб даже имея 500 тысяч подписчиков зарабатывает менее прожиточного уровня (американского). Корень проблемы лежит в самой экономике платформы. Блоггер не зарабатывает, пользователь в бешенстве от рекламы - зато ютуб в шоколаде.
Аудио -новая точка роста, это понимаю все, но создатели платформ идут по той-же кривой дорожке.
Нужно менять правила игры! Нужна децентрализация и экономика внимания!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Куликов

Централизованные системы - пережиток прошлого. Согласен.

В общем-то, в статье описали частично проект вот этих ребят, по сути - https://letitplay.io/

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда