Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

Несмотря на усилия государства и брокеров по повышению финансовой грамотности, девять из десяти открытых на Московской бирже счетов неактивны.

Первое, с чем сталкиваются люди, открывшие брокерский счёт — инвест-приложения. Но кажется, они не помогают людям стать инвесторами. Изучили несколько мобильных приложений брокеров и рассказываем, что с ними не так.

Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

О каких ошибках брокеров расскажем в статье?

Мы в Surf делаем мобильные приложения, а перед этим изучаем аудиторию. Иногда во время таких исследований у нас случаются инсайты, напрямую не связанные с продуктом. Погружаясь в тему финтеха, мы обнаружили, что банки-брокеры в погоне за новыми инвесторами не слышат своих клиентов. Они пытаются их удержать активным вовлечением в торговлю и играют на желании получить прибыль. А тем временем большинство клиентов не хочет становиться активными трейдерами и ищет на бирже инструменты для долгосрочных инвестиций. Мы выяснили, что не так в брокерских приложениях, и как это можно исправить.

Проблема 1: Определяют личную склонность к риску вместо выяснения цели инвестирования

Некоторые брокеры заботятся о клиенте и помогают им составить портфель. Клиент отвечает на вопросы о личных предпочтениях, а брокер ему сообщает, какие инструменты подходят для инвестиций.

Клиент: Я ищу альтернативу депозиту, но биржа — это казино. Я приду и потеряю весь свой будущий взнос на ипотеку.

Брокер: Не бойся, я тебе помогу. Давай определим твой риск-профиль, ответь на несколько вопросов.

Что не так? Брокер выясняет, насколько человек готов рисковать своими деньгами на бирже и исходя из этого рекомендует ценные бумаги. Но личная склонность к риску не имеет никакого отношения к целям инвестора, ведь их может быть несколько. Например, найти замену депозиту и инвестировать в облигации и одновременно спекулировать акциями. Предположим, клиенту определили умеренный профиль риска и предлагают купить самые популярные акции крупных компаний. У этого инвестора нет опыта торговли, он покупает предложенные брокером акции, а они падают в цене. Денег на счёте становится меньше — клиент понимает, что это не то, что ему нужно, и, разочарованный, уходит с фондового рынка. Его страхи подтвердились.

Что делать? Такой подход невыгоден брокеру в долгосрочной перспективе. Чтобы новички становились лояльными клиентами, повышали свою финансовую грамотность, а со временем совершали больше сделок, им с самого начала нужно предложить то, что они хотят. Для этого вместо склонности к риску лучше выяснить цели клиента. Их может быть много. Например, одна часть капитала — накопления на пенсию, другая — для экспериментов с акциями и IPO.

Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов
Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

Проблема 2: Один портфель на все случаи жизни вместо нескольких раздельных

Все покупки в приложении отображаются вместе. Пользователь видит, сколько денег на счëте и какие у него есть бумаги.

Клиент: Вообще я хочу разделить капитал для инвестиций. Часть на пенсию, часть копилка, а вот на эти деньги попробую активно торговать.

Брокер: Отлично, но брокерский счëт-то один. Запиши куда-нибудь в заметки, что у тебя куда.

Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

Что не так? У инвестора бывает несколько целей и стратегии под каждую из них. Одна и та же бумага может быть в разных пропорциях в нескольких портфелях. Например, в одном портфеле акции Сбербанка для долгосрочной инвестиции, а в другом — краткосрочная покупка на ожидании выхода новостей. Чтобы не путаться, клиенту приходится пользоваться сторонними ресурсами или собственноручно вести таблицы. Это отнимает время и создаëт ощущение, что инвестировать — сложно.

Что делать? Переход инвестора на сторонние ресурсы — опасность его ухода к конкурентам, которые предложат удобный сервис. Чтобы этого избежать, можно разделить счёт на виртуальные портфели. Пользователь сможет дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом.

Проблема 3: Ручные сделки вместо автоматических

Инвестор сам составляет портфель, следит за его наполнением и совершает сделки вручную.

Клиент: А можно я скину на вас часть заботы? Буду раз в месяц переводить деньги и давать согласие на сделку, а вы будете пополнять мой портфель по рыночной цене?

Брокер: Нет, ты должен чаще заходить в приложение и становиться лудоманом (зачёркнуто) финансово грамотным.

Что не так? Начинающие инвесторы далеки от финансовых рынков. В большинстве случаев они хотят получить смесь самостоятельных решений и доверительного управления. Частично эту задачу решают биржевые инвестиционные фонды, которые предлагают купить часть готового портфеля. Но инвестору такой формат не всегда подходит: у него могут быть другие цели.

Что делать? Брокер может предложить готовый портфель из инструментов, соответствующих цели клиента и его капиталу. Пользователь может согласиться, отказаться или поменять в нëм ценные бумаги. Портфель может собираться автоматически. Например, клиент переводит раз в месяц часть зарплаты, а брокер предлагает ему купить ценные бумаги из списка, который пользователь подтвердил заранее. Одно нажатие — сделки по списку совершены.

Проблема 4: Повышение тревожности вместо того, чтобы успокоить

Графики и котировки на базовых экранах вовлекают пользователя и повышают engagement rate. Но это неправильные входы: вместо получения комфорта у пользователя повышается тревога.

Клиент: Я не хочу бояться и следить за котировками. Я хочу заходить в приложение один раз в месяц или год смотреть, как дела на счёте.

Брокер: Смотри, какие графики, стрелочки: красные, зелёные. Завораживает, правда? С портфелем всë хорошо. Правда, эти ребята упали на 10%, а эти выросли на 15%, зато остальные на месте!

Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

Что не так? Возможно, клиент совершит несколько необдуманных сделок и принесëт брокеру комиссию. Но если приложение будет ассоциироваться с неприятным волнением, пользователь скоро не захочет в него возвращаться.

Как исправить? Выход — позволить инвестору самому настраивать интерфейс. Например, убрать с главного экрана графики и дать человеку возможность отключать в настройках стрелочки «рост-падение» в списке ценных бумаг.

Привлечение новых инвесторов на биржу в России идëт быстро. В декабре 2008 года количество уникальных клиентов физических лиц на Мосбирже — около 2 млн, а в марте 2021 — уже около 11 млн. Кажется, у банков ещё много клиентов, которые могут открыть брокерский счёт. Но такое экстенсивное развитие не будет длиться вечно. Мы в Surf считаем, что на дистанции победит тот, кто обратит свой взгляд на боли пользователя и сумеет грамотно их совместить со своими задачами и выгодой. Мы попробовали это сделать: собрали все инсайты в концепт приложения, которое будет компромиссом между желаниями брокера и его клиентов.

Посмотреть концепт инвестиционного приложения от Surf можно здесь.

Мы верим, что мир инвестиций должен стать ближе к людям. А что будет на самом деле — как всегда покажет время.

Что полезно поменять в инвестприложениях в первую очередь?
Общий подход к выяснению целей
Добавить разделение на портфели
Автоматизировать сделки
Снизить информационный шум

А вам нравятся инвестиционные приложения банков?

3434
11
61 комментарий

Начал инвестировать примерно пол года назад и вообще не согласен со статьей. Описанные пункты меня вообще не волновали и они находятся где-то в конце списка.

Если человек идёт в инвестиции, то он должен чётко понимать, что это такое и быть готовым к просадкам, должен самостоятельно принимать решение о том, что купить и т.д.

Лично я начинал с Тинькофф, но ушёл в ВТБ, потому что там комиссия ниже в пять раз на бесплатном тарифе. Размер комиссии — вот что действительно важно.

16
Ответить

"А вы точно инвестор?" - а не трейдер?
Если инвестор на долгосрок, то комиссия - это ж вообще копейки. Если я купил акцию и держу ее год-другой с ростом в десятки процентов, то какая в конечном итоге разница, была комиссия 0.01% или 0.1%?

4
Ответить

Тинек вчера выкатил возможность разные счета (=портфели) иметь для разных целей. А опросник про склонность к риску - это, кажется, обязанность брокера такое спрашивать

10
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Привет!

Уважаемый @Ivan Susanin прав. Мы как раз вчера выпустили обновление. Теперь можно открыть до 10 счетов, дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом из них 😉

А определение инвестиционного профиля нужно по закону, чтобы мы могли давать рекомендации по активам.

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да толку от этого? У вас на любом тарифе комиссия по российской срочке в 10 и более раз выше чем у других брокеров. Приложение убогое и урезанное по функционалу. Над вами и вашими клиентами, которых вы доите комиссиями в профессиональной среде (где не только акции в долгосрок покупают) ржут в голос...

3
Ответить