«Некоронованные короли Италии»

История династии Аньелли — владельцев автоконцерна Fiat, медиахолдинга Economist Group и футбольного клуба «Ювентус».

<i>Джанни Аньелли</i>
Джанни Аньелли

Обозреватель vc.ru изучил историю итальянской династии предпринимателей Аньелли, которые основали и по-прежнему контролируют Fiat, владеют крупной долей Ferrari, Economist Group, футбольным клубом «Ювентус» и рядом других активов, а также известны политическим влиянием в родной стране и параллелями с американским кланом Кеннеди.

Джованни Аньелли. Создание Fiat

Основателем династии Аньелли считается Джованни. Он родился в 1866 году в городе Виллар-Перроза в семье Эдоардо Аньелли и Анисеты Фрисетти. Отец предпринимателя был мэром города. Он умер, когда мальчику было пять лет. Изначально родственники Джованни прочили ему военную карьеру.

После окончания академии будущий предприниматель восемь лет прослужил кавалерийским офицером. В 1892 году он оставил службу, так и не сделав примечательной военной карьеры. Следующим пунктом стало получение юридического образования. В 1895 году он стал мэром родного городка, сохранив этот поcт до конца жизни.

На этом Джованни не успокоился и начал размышлять над тем, чем можно заняться в дальнейшем. Вскоре его внимание привлекла только начавшая развиваться автомобильная промышленность. В 1898 году Аньелли познакомился с графом Эмануэле Брикеразьо, который продвигал идею производства самоходных повозок.

Аньелли согласился поучаствовать в его проекте. Он, в отличие от Форда или Даймлера, не был инженером, но его предпринимательские таланты компенсировали этот недостаток.

Джованни Аньелли
Джованни Аньелли

Аньелли взялся за дело и сумел привлечь в качестве инвесторов несколько родовитых дворян и крупных банкиров. В 1899 году была основана компания Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino, или Акционерное общество автомобильного завода в Турине.

Впоследствии её название сократилось до простого Fiat. Аньелли вложил в компанию $400. Учитывая состав совета директоров, могло показаться, что Джованни окажется в нём на вторых ролях, но авторитет и способности помогли Аньелли зарекомендовать себя и спустя год стать управляющим директором.

Одним из первых успехов Аньелли принято считать покупку фирмы братьев Чейрано. Она в то время пыталась заниматься производством автомобилей. И Аньелли понравилась её первая модель. Джованни начал продвигать идею о её покупке среди партнеров.

После определенных размышлений руководство Fiat приняло решение о покупке фирмы братьев Чейрано, получив не только её мастерские, но и конструктора компании Винченцо Лянча, который стал инспектором и испытателем первых автомобилей. Винченцо на тот момент было 19 лет, и в фирме Чейрано он совмещал должности бухгалтера и механика. Джованни считал Лянча гением и был впечатлен скрупулезностью его отчетов.

В 1899 году компания представила свой первый автомобиль, получивший название Fiat 3,5 HP. Он сильно походил на модель братьев Чейрано, получил двухцилиндровый двигатель мощностью в 4,5 лошадиных сил и мог развивать скорость до 35 км/ч.

Изначально компания выпустила всего восемь автомобилей. Через год произвела ещё 18. Несмотря на то, что Джованни позиционировал Fiat 3,5 HP как первый итальянский автомобиль, кузов для него приходилось заказывать за границей. В 1900 году в Турине Fiat открыла первый собственный завод, на котором стало работать 35 человек.

<i>

 Fiat 3,5 HP

</i>
Fiat 3,5 HP

Продукция компании уступала аналогам в других странах, но это было временным явлением. Fiat удалось собрать талантливую конструкторскую команду, способную создавать качественные автомобили. Вскоре за первой моделью последовали другие. В 1900 году была представлена Fiat 6 HP. От предшественника она отличалась мощностью в 10 лошадиных сил и максимальной скоростью в 45 км/ч. Всего было произведено двадцать автомобилей.

<i>

Fiat 6 HP

</i>
Fiat 6 HP

Позже на его основе была разработана первая спортивная модель компании Fiat 6HP Corsa. Она создавалась для участия в гонках. Средняя скорость этого автомобиля составляла 57,5 км/ч. Именно на нём сотрудники компании, в числе которых был и Лянчи, выиграли две гонки в 1900 году.

Первые успехи позволили Аньелли упрочить свое положение на посту главы компании. Будучи отставным военным он быстро наладил на предприятии жесткую дисциплину и ввёл контроль качества. Обычно его описывают как строгого руководителя, требовавшего неукоснительного выполнения своих указаний.

Ещё одним из удачных решений Аньелли можно назвать посещение завода Форда в США. Там он почерпнул ряд идей, которые увеличили эффективность менеджмента и производства. Компания первой в Европе стала вводить конвейерное производство.

Предприниматель ставил амбициозную цель по достижению лидерства на европейском рынке и имел для этого хорошие шансы. В 1902 году компания выиграла очередную гонку. В этот раз на усовершенствованной модели — Fiat 24 HP Corsa.

В 1903 году компания выпустила 135 автомобилей и впервые вышла на прибыль. Успехом Аньелли в том числе обязан вовремя пересмотренной импортной политике Италии, правительство которой отменило тарифы на ввоз, что дало толчок производству.

Аньелли взялся расширять бизнес и, помимо легковых автомобилей, начал выпуск автобусов, трамваев и грузовиков. Это решение не было инновацией Fiat: первые автобусы с двигателем внутреннего сгорания появились в 1894 году под брендом компании Benz. Выходить на новые рынки Аньелли предлагал с помощью создания отдельных компаний для каждого направления. Остальные акционеры идею предпринимателя поддержали.

Fiat продолжила наращивать производство и прибыль. При этом доля партнёров в ней постепенно сокращались, а у Аньелли — росла. Закон предприниматель не нарушал: в 1906 году компания была выведена на биржу, а Аньелли тайно скупал акции партнеров. Так он стал основным владельцем концерна.

В этом же году из Fiat ушёл Лянчи. Он запустил компанию Lancia, которая занималась выпуском спортивных автомобилей и спустя чуть более 60 лет вошла в состав Fiat.

В 1908 году произошел ряд важных событий с точки зрения дальнейшего развития концерна. Усилиями Аньелли был открыт завод Fiat в США. В это же время продукция компании успешно продавались по всей Европе. Но была и проблема: из-за мошенничества с финансовой отчетностью с целью увеличить стоимость акций под суд попало всё руководство компании.

Аньелли был оправдан и сохранил должность, а вот часть его партнеров — нет. Им пришлось покинуть совет директоров. Есть мнение, что расследование и суд оказались следствием действий всё тех же партнеров. Им будто бы не понравилось то, что Аньелли заполучил контроль над компанией, и за судебными обвинениями стоял заговор по его свержению.

Ещё более укрепив своё положение вследствие этого инцидента, Аньелли продолжил активно развивать компанию. Он отлично знал, насколько быстро растет автомобильный рынок, и одним из первых понял, что важным становятся не только технические характеристики, но и внешний вид выпускаемых автомобилей. Конструкторы компании стали уделять больше внимания дизайну. В то же время Аньелли продолжал диверсификацию компании и запустил выпуск оружия, а также двигателей для кораблей и самолетов.

В 1911 году началась итало-турецкая война. Именно она стала одним из первых боевых действий, в котором была применена авиация. Сделавший ставку на производство вооружения Аньелли оказался прав и заработал на конфликте большие деньги. Также правительство использовало автомобили и грузовики концерна.

Fiat в период мировых войн

В 1914 году началась Первая мировая война. В 1915 году Италия примкнула к блоку «Антанта». Для Аньелли это соглашение, помимо прочего, сулило существенную прибыль. То, что предприниматель и так стал бы одним из ключевых поставщиков итальянской армии, его не устроило, и он приложил значительные усилия, чтобы получить монополию в этом направлении.

Он добился для Турина, где размещалось производство Fiat, статуса военной зоны, что предоставляло компании широкие налоговые льготы и субсидии. Между тем война никак не зацепила ни сам город, ни Пьемонт в целом.

Первая мировая война стала одним из ключевых периодов в истории компании. Fiat отлично зарабатывала на государственных заказах, но Аньелли понимал, что это рано или поздно закончится. Чтобы избежать рецессии, он заранее начал готовиться к мирному времени. По его мнению, Fiat наконец должна была перейти на массовое производство автомобилей и заняться развитием собственного управленческого аппарата.

Компания решила обновить модельный ряд. Только на этот раз речь шла не о повторении того, что делали другие бренды, а о внедрении собственных инноваций. В 1916 году началось строительство второго туринского завода компании под названием Lingotto. Он был запущен в 1922 году и стал одним из передовых европейских предприятий. Особенностью здания завода стала площадка для испытаний, размещенная на крыше.

<i>Lingotto</i>
Lingotto

Однако предусмотрительные действия Аньелли всё-таки не смогли до конца защитить компанию от послевоенной рецессии. Другой проблемой стали участившиеся забастовки. Возглавляли их местные коммунистические лидеры. Производству был нанесен огромный урон, а сам Аньелли на некоторое время даже отошел от управления.

Это произошло в 1921 году, когда рабочие захватили завод. Тогда Аньелли без какого-либо противодействия отошел от дел, предоставив рабочим возможность самим поруководить Fiat. Они ожидаемо с этим не справились и вскоре попросили Джованни вернуться.

Именно забастовки стали одной из причин столь долгого строительства Lingotto. После возникшей ситуации Аньелли сделал выводы и переосмыслил собственное отношение к рабочим. В том числе начал строить для них специализированные школы и жильё, повысил зарплаты. Улучшение условий труда должно было предотвратить новые забастовки. Но ключевым фактором здесь стал приход к власти Муссолини.

В 1922 году он стал премьер-министром Италии, что поубавило пыл коммунистических сил в стране. Другим последствием смены власти стала популяризация автомобилестроения в Италии.

Джованни Аньелли публично поддержал Муссолини. В будущем этот шаг станет одной из причин временной потери семейством Аньелли контроля над своим холдингом. Некоторые биографы предпринимателя считают, что Джованни так и не стал реальным сторонником итальянского диктатора. По их мнению, Аньелли был либералом и своих взглядов никогда не скрывал, а Муссолини, видя выгоду в сотрудничестве с Fiat, вынужден был с этим смириться.

В 1920-х годах Джованни Аньелли решил пересмотреть подходы к руководству компанией. Для проведения реорганизации он пригласил профессора Туринского университета и бывшего инженера-консультанта Витторио Валлетта. Его приходу в Fiat предшествовала статья, в которой Валлетта критиковал методы руководства Аньелли.

Друзья профессора советовали ему покинуть Турин, мотивируя тем, что Джованни не забудет и не простит критику в свой адрес. Стать врагом одного из влиятельнейших людей Италии — не лучшая идея, но для Валлетты всё обошлось. Аньелли сам связался с профессором и пригласил его на встречу.

На ней Аньелли сказал, что, если Валлетта горазд на критику, пусть устраивается в Fiat на должность административного директора и продемонстрирует свои способности. Валлетта согласился и вскоре стал правой рукой и доверенным лицом Аньелли.

Аньелли ставил целью наладить контроль над всеми аспектами производства и тем самым уменьшить зависимость от иностранных поставщиков. Вскоре на заводах компании было запущено собственное производство стали, пластмасс и красок. Следующим пунктом стало создание холдинговой компании IFI, под контролем которой находились активы семьи Аньелли.

В 1920-х годах Fiat контролировал итальянский автомобильный рынок. Этому способствовала импортная политика страны. В первые двадцать лет своего существования при выпуске линейки Fiat придерживалась простой стратегии: производить два вида автомобилей — базовую модель и модель премиум-класса.

Больше 80% проданных в Италии автомобилей приходилось на Fiat. Однако итальянцам такая монополия холдинга не нравилась из-за нелояльных цен. При этом импортные автомобили им также были не по карману из-за высокой тарифной политики итальянского правительства.

В результате был запущен проект по производству «народного» итальянского автомобиля. Первая модель Fiat 508 Ballila оказалась слишком дорогой, плохо продавалась, чем не понравилась Муссолини. Итальянский диктатор не упустил возможности сказать об этом Аньелли лично.

Fiat 508 Ballila
Fiat 508 Ballila

На следующий раз Аньелли собирался выпустить компактный, экономичный, малолитражный автомобиль, стоимость которого не превышала бы 5 тысяч лир. В 1934 году Аньелли присутствовал на тестировании переднеприводной модели с трехцилиндровым мотором, созданной Оресте Лярдоне.

Она показала себя неплохо, но стоило предпринимателю сесть за руль, как обнаружились проблемы. В процессе заезда главы компании автомобиль загорелся. Аньелли поспешил закрыть проект и запустил новый. Конструктором стал Данте Джакоза, занимавшийся в Fiat авиационными двигателями. Он представил прототип в том же 1934 году.

Итоговая модель получила название Fiat 500 Topolino, что значит «мышка». Её производство было начато в 1937 году. Модель обрела чрезвычайную популярность, хотя внешний вид и малые габариты сделали её объектом насмешек и шуток. Так или иначе Аньелли удалось выпустить на рынок демократичную модель, доступную среднестатистическому итальянцу.

<i>

Fiat 500 Topolino

</i>
Fiat 500 Topolino

Семья Аньелли занималась не только Fiat. Так, наследник Джованни — Эдоардо — в 1923 году стал президентом туринского футбольного клуба «Ювентус». Отец достаточно жёстко готовил сына к наследованию семейного дела. Он не собирался отдавать управляющий пост только из-за кровного родства. Сперва претенденту требовалось доказать свои способности на практике.

На момент прихода в «Ювентус» Эдоардо занимал пост заместителя председателя Fiat. Под его руководством клуб закрепился в лиге и стал безусловным лидером чемпионата Италии. Аньелли-младший выстроил тренировочную базу и стадион, затем начал тщательно собирать команду, которая в итоге с 1931 по 1935 годы была бессменным чемпионом Италии и базовым клубом сборной страны.

Неизвестно, каких высот добился бы золотой состав «Ювентуса» в будущем, если бы не несчастный случай, произошедший с его президентом в 1935 году. Эдоардо Аньелли отрубило голову пропеллером его любимого гидросамолета. Эта трагедия положила начало истории о «проклятье Аньелли». Представители семьи зачастую умирали в достаточно молодом возрасте, и суеверные люди усмотрели в этом мистическую подоплеку. Главным источником семейного проклятия называют сотрудничество Джованни Аньелли с режимом Муссолини.

Со смертью Эдоардо Джованни потерял не только сына, но и наследника, которого тщательно готовил себе на смену. С этого момента он основательно взялся за воспитание следующего поколения. Наследников у него было семеро: три внука и четыре внучки. Любимчиком Аньелли был Джованни-младший, которого в семье называли Джанни.

Джанни 

и
Джованни  Аньелли
Джанни и Джованни Аньелли

В конце 30-х годов Fiat получала много прибыли от войн: сперва на гражданской в Испании, а затем и на Второй мировой. Fiat выпускала технику для стран «оси» (гитлеровский военный союз Германии, Италии и Японии — vc.ru). В том числе производила грузовики, автомобили, легкую технику, танки, самолеты, вооружение и многое другое.

После немецкой оккупации Северной Италии нацисты повели себя достаточно неделикатно по отношению к бывшим союзникам. Заводы компании были захвачены. Немцы пытались заниматься производством техники, но рабочие Fiat активно оказывали сопротивление.

В 1944 году было решено вывезти оборудование с заводов без любой компенсации. Но из-за всеобщей забастовки в Северной Италии сделать этого не удалось. Действия оккупантов негативно сказались на производстве заводов компании.

К этому добавились участившиеся бомбардировки союзниками промышленных объектов Fiat. К концу войны завод Fiat превратился в руины, и это было только началом проблем. Вдобавок Джованни Аньелли был отстранен от руководства, а компания — национализирована. Семья сохранила незначительную долю в концерне, но уже не имела абсолютной власти.

Семейный бизнес под управлением Витторио Валлетта

В 1945 году Джованни Аньелли умер. Главой Fiat стал Витторио Валлетта. Несмотря на усиленный контроль со стороны государства, Валлетта сохранил лояльность Аньелли, который сам рекомендовал его на должность. Его главной целью было послевоенное возрождение компании. Восстанавливать производство Валлетта взялся с помощью американских займов. Он провел реконструкцию и занялся наращиванием производственных мощностей.

<i>Витторио Валлетта</i>
Витторио Валлетта

Была и другая проблема: в послевоенное время количество желающих приобрести автомобиль существенно сократилось. В этой ситуации Валлетта принял решение перенести производство в другие страны для уменьшения себестоимости. Модели Fiat 600 и 1300 стали выпускаться на заводе в Югославии. Здесь выходило около 40 тысяч автомобилей в год. Также Fiat удалось получить контракты от НАТО, ставшие существенной частью прибыли концерна.

C 1945 по 1960 годы Валлетта потратил на расширение и модернизацию компании $800 млн и построил в Италии крупный сталелитейный завод. К 1959 году продажи компании достигли отметки в $644 млн. C 1958 по 1960 годы курс акций вырос в пять раз.

Валлетта был активным сторонником вступления Италии в Европейское экономическое общество (один из предшественников Евросоюза). Fiat на то время имел ряд преимуществ по сравнению с другими европейскими автоконцернами. В их числе высококвалифицированный персонал, самые быстрые производственные линии в Европе и заявленные активы в $1,25 млрд.

Итальянская организация производителей Confindustria выступала против членства в ЕЭС, мотивируя это тем, что немецкие и французские производители быстро захватят контроль над рынком. В итоге Италия всё же стала членом ЕЭС. Но, как выяснилось впоследствии, права была Confindustria. Американские производители начали расширять присутствие на европейском рынке. Клиенты в Италии стали активно приобретать импортные автомобили. Продажи на внутреннем рынке за три года упали на 20% — до 63%.

В 1964 году был представлен седан Fiat 850. Несмотря на то, что модель не была инновационной, она заполнила пробел в линейке компании и позволила нарастить продажи. Следующим шагом стала агрессивная кампания против импорта автомобилей в страну. Для продвижения идеи семейство Аньелии воспользовалось принадлежащей ему газетой La Stampа. Кампанию поддержало правительство, которое ввело антиинфляционный налог на автомобили.

На международном рынке Валетта решил продавать продукцию компании менее развитым странам и государствам, скрытым от конкурентов железным занавесом. Заводы компании появились в Индии, Египте, ЮАР, Марокко и Аргентине. На европейском рынке предприятия открылись в Германии, Австрии и Испании.

В 1966 году было начато серийное производство Fiat 124. Он даже получил звание «Европейский автомобиль года». Именно эта модель стала прототипом для советской машины ВАЗ-2101, или «Жигулей».

В 60-е годы в СССР активно продвигалась идея о создании завода совместно с иностранной компанией. Причиной стало угрожающее экономике скопление наличных средств у населения. Возвращать их государству было предложено с помощью продажи автомобилей среднего класса. Вот только по идеологическим причинам, а также из-за плохого состояния дорожной сети массовое производство в этом направлении в стране отсутствовало.

Желающих посотрудничать с правительством СССР было достаточно. Преимущественно это были американские производители, в числе которых значилась и Ford. В условиях Холодной войны затея совместного предприятия с американской компанией для правительства Союза была идеологически неприемлемой. Также советскую сторону не удовлетворяла финансовая сторона сделки.

В итоге союзное руководство обратило внимание на Италию. В 60-е годы коммунистическая партия этой страны имела сильное положение в правительстве, а итальянский автопром переживал не лучшие времена. Правительство СССР решило воспользоваться шансом в надежде, что столкнувшиеся с кризисом итальянцы установят лояльные цены.

Выбор СССР пал на Fiat, Валлетта быстро согласился на сотрудничество. В том числе из-за того, что это начинание поддерживали итальянские коммунисты. Такой шаг в свою очередь должен был помочь Fiat в решении проблем с профсоюзами. В качестве базовой модели компания предложила Fiat 124.

<i>

Fiat 124

</i>
Fiat 124

Сделка запросто могла сорваться на последнем этапе. В 1966 году семейство Аньелли вернуло себе полную власть над концерном. Ставший главой компании Джанни Аньелли не симпатизировал коммунистам и был недоволен сравнительно невысокой потенциальной прибылью проекта. Усилиями Валлетты до разрыва дело не дошло, и в августе 1966 года страны подписали соглашение. Совместно обе стороны взялись за строительство в городе Тольятти завода по производству автомобилей, известного как Волжский автомобильный завод (ВАЗ).

Джанни Аньелли во главе семейной империи

Эта сделка стала практически первым делом, за которое взялся Джанни Аньелли на посту президента. Он считается одним из величайших предпринимателей в истории Италии и своими успехами даже затмил достижения деда, поэтому его биография стоит отдельного упоминания.

Джанни родился в 1921 году в семье Эдоардо Аньелли и принцессы Вирджинии Бурбон. Принадлежность матери Джанни к королевскому роду впоследствии дала возможность называть предпринимателя «некоронованным королем Италии».

После гибели отца 14-летний Джанни воспитывался дедом, который стремился сделать из него достойного наследника семейного дела. Будущий предприниматель окончил элитный лицей Pinerolo Cavalry Academy, а после Второй мировой войны — Туринский университет. Здесь он получил юридическое образование, хотя по специальности так никогда и не работал.

Знание законов пригодилось ему в дальнейшей работе над семейным бизнесом. Из-за образования Джанни получил прозвище «Адвокат». В период Второй мировой войны он воевал на Восточном фронте, а затем — в Северной Африке. Аньелли-старший предлагал ему воспользоваться связями, чтобы получить более безопасное место службы, но Джанни отказался.

На момент смерти деда Джанни было 24 года. Переход Fiat под правительственный контроль и назначение самим Джованни в качестве преемника Виторио Валлетта заставили Джанни некоторое время оставаться в тени. Следующие двадцать лет он вёл роскошную жизнь, наслаждаясь статусом одного из знатнейших и богатейших людей Европы.

<i>Джанни Аньелли</i>
Джанни Аньелли

Он занимался развитием «Ювентуса», подбирал футболистов, участвовал в гоночных соревнованиях, прошел через ряд скандальных романов со знаменитыми актрисами. В то же время ему удалось подружиться с будущим президентом США Джоном Кеннеди. По некоторым сведениям, у Аньелли был роман с Жаклин Бувье — будущей женой Кеннеди. В то время его описывали как безупречно выглядящего, харизматичного, но праздного человека.

Однако умом, жесткостью и деловой хваткой Джанни сильно напоминал деда, о чём отлично знали родные, но ещё не догадывались конкуренты. В 1953 году Джанни женился на Марелле Карачолло ди Кастаньето. Она была дочерью неаполитанского принца и считалась одной из красивейших женщин своего времени. Писатель Трумэн Капоте называл Мареллу своей музой.

В этом же году во время одной из гонок Аньелли попал в аварию и сильно повредил ногу. Врачам стоило огромных усилий спасти пострадавшую конечность, но хромота осталась с ним на всю жизнь. По другой версии, свой недуг он приобрел, отвозя в пять часов утра домой любовницу, с которой его застукала жена. Джанни на скорости влетел на своем Ferrari в грузовик, перевозящий замороженное мясо. Автомобиль был разбит, а правая нога Аньелли сильно пострадала.

<i>Джанни и Марелла Аньелли</i>
Джанни и Марелла Аньелли

В 1959 году Джанни стал председателем холдинговой компании IFI, которой принадлежали все активы семьи Аньелли. Спустя четыре года он получил должность управляющего директора Fiat, но она всё ещё не давала ему реальной власти над компанией. В 1966 году Джанни удалось восстановить полный контроль над семейным холдингом, тогда же он стал главой компании.

Освободив семейное дело от правительственной опеки, он сразу же взялся за преображение концерна. Целью Аньелли было превратить компанию в ведущий мировой автомобильный концерн. Однако будучи реалистом он справедливо считал, что текущие успехи Fiat связаны с монопольным положением на итальянском рынке. Для того, чтобы выжить в условиях мировой конкуренции, по мнению Аньелли, компании требовалась реорганизация. В том числе внедрение более cовременных методов производства.

Первые два года работы Аньелли были успешными. Продажи компании достигли показателя в $2 млрд. Производство претерпело значительное изменение, в том числе для всех деталей появился стандарт. Это было важно для обеспечения массового и экономичного производства. Стандартизация сделала детали разных автомобилей Fiat взаимозаменяемыми .

Ещё одним направлением деятельности Аньелли стало поглощение других автомобильных компании. В Италии ему удалось приобрести Lancia и Ferrari. В 1968 году Аньелли договорился с Франсуа Мишленом о покупке Citroen. Планировалось, что Аньелли будет постепенно наращивать долю в компании, пока не выкупит контрольный пакет. Вот только против сделки выступил президент Франции Шарль де Голль. Он не дал Аньелли возможность закончить покупку, и четыре года спустя итальянцу пришлось продать акции.

Тем временем компания располагала 30 заводами, в которых работали 150 тысяч человек. В 70-е годы Fiat переживала не лучшие времена из-за нефтяного кризиса 1973 года, забастовок и возросшей конкуренции с иностранными производителями.

Италия столкнулась с серьёзными экономическими проблемами. Высокая инфляция отрицательно повлияла на показатели. В 1972 году производство Fiat снизилось на 200 тысяч автомобилей. Положение спасало то, что у компании наблюдался активный рост продаж за границей. Этим направлением руководил Умберто Аньелли — младший брат Джанни. В 1970 году он вернулся в Италию, чтобы помочь брату разобраться с возникшими проблемами.

Умберто и Джанни Аньелли
Умберто и Джанни Аньелли

В 1974 году Fiat была близка к тому, чтобы вновь частично оказаться под контролем государства. Компания страдала от государственного регулирования: правительство охотно шло навстречу затевающим забастовки профсоюзам, а также наложило ограничения на стоимость автомобилей концерна — и это в условиях, когда его продажи упали на 45%.

В 1975 году Аньелли пришлось сократить 15% сотрудников компании в Италии, что вместе с активным противодействием профсоюзов вызвало очередную волну критики и забастовку. Несмотря на проблемы, Аньелли был уверен в том, что его компания может противостоять мировым лидерам. Он занялся переоборудованием и автоматизацией производства.

Прибыльным для компании оставался мировой рынок, которым предприниматель и воспользовался для стабилизации положения Fiat. Продажи активно росли на рынках Восточной Европы, Южной Америки и Турции. Одним из успешных вложений стало строительство завода в Бразилии, который обошелся в $86 млн.

В 1976 году улучшению положения Fiat поспособствовала Ливия. Муамар Каддафи приобрел 10% компании за $415 млн, что значительно увеличило курс акций компании. Уплаченная Каддафи сумма значительно превосходила реальную стоимость рыночной доли и вызвала живое обсуждение истинных целей ливийского лидера.

С середины 70-х годов Аньелли начал активно налаживать взаимоотношения с профсоюзами. Поняв, что жесткими мерами войну не выиграть, он решил добиться своего с помощью переговоров. Подход оказался действенным. В 1980 году концерн возглавил Чезаре Ромити — эффективный и твердый в своих убеждениях человек, отлично проявивший себя как руководитель и администратор.

Предпринятые в начале 80-х годов действия по автоматизации и роботизации начали давать свои плоды. Модернизация позволила сократить персонал и себестоимость автомобилей. В то же время Аньелли решил сузить деятельность на международном уровне, в том числе уйти с американского рынка, где Fiat столкнулась с большим количеством конкурентов. Также компания уменьшила производственные мощности в Южной Америке, прекратив операции в Уругвае, Чили, Колумбии и Аргентине. Однако сохранила завод в Бразилии.

В 1986 году Аньелли приобрел Alfa Romeo за $1,75 млрд. Через год компания представила автомобиль бизнес-класса Alfa Romeo 164, который отлично продавался в Италии, но не за границей. Это была одна из первых проблем, с которыми пришлось столкнуться Аньелли в процессе управления Alfa Romeo.

Alfa Romeo 164
Alfa Romeo 164

В 1989 году Fiat приобрела 49% другой крупной автомобильной компании — Maserati. Через четыре года она поглотило её полностью, а производитель люксовых автомобилей стал частью империи Аньелли.

Аньелли постепенно становился одним из влиятельнейших людей в мире. К нему обращались за советом видные итальянские политики, из-за чего предпринимателя стали обвинять во влиянии на правительственные решения. Хорошим примером этому служат воспоминания Сильвио Берлускони о его беседах с Аньелли перед началом и в процессе политической карьеры.

Берлускони для Джанни был человеком, способным победить коммунистическую партию. В процессе бесед кандидат в президенты показывал Джанни предвыборные программы и прочие материалы. Аньелли выражал заинтересованность, но относился ко всему с присущим ему цинизмом: перед первыми выборами Берлускони Джанни утверждал, что если Сильвио победит, то вместе с ним выиграют все предприниматели, а если проиграет — то только он один.

На мировой политической арене Аньелли находился в отличных отношениях с Киссинджером и Рейганом, благодаря чему Fiat поучаствовала в космической программе США. Он считался сторонником налаживания взаимоотношений между Италией и СССР, а позже — Россией. В родной Италии стал пожизненным сенатором.

При достаточно активной политической жизни и руководстве Fiat Аньелли хватало времени и на хобби: он в том числе активно занимался развитием «Ювентуса», приобретая легендарных игроков, вроде Мишеля Платини, Роберто Баджо и Зинедина Зидана. Одним из немногих, кто отказал Аньелли, был Диего Марадона. По крайней мере, так утверждает сам аргентинец.

<i> Мишель Платини и Джанни Аньелли</i>
Мишель Платини и Джанни Аньелли

Джанни до конца жизни сохранял за собой звание иконы стиля. Многие молодые предприниматели и руководители копировали его образ и манеры — для Италии он был настоящей звездой.

В 1990-е годы Fiat вновь столкнулась с крупными проблемами: глобальная рецессия привела к прекращению роста концерна. В 1990 году продажи упали на 51%, перед Аньелли вновь возникла задача по восстановлению положения компании, но его действия не принесли ожидаемых успехов.

В то время Аньелли уже искал себе достойного наследника. Его сын Эдоардо надежд не оправдал, так как оканчивал литературный факультет, увлекался восточными религиями и философией, какое-то время жил в Индии и Африке. Пресса утверждала, что употреблял наркотики.

Никакого интереса к управлению семейным делом Эдоардо не проявил, несмотря на все попытки Джанни. Единственным успехом в этой сфере стало вхождение Эдоардо в совет «Ювентуса» в 1980-х годах, но и это продлилось недолго. Джанни начал искать более подходящего наследника и обратил внимание на своего племянника Джованни.

Племянник вполне годился на должность следующего Аньелли во главе Fiat, отлично проявив себя в компании. В 1995 году его объявили наследником, но судьба распорядилась иначе — в 1997 году Джованни умер от рака. Это означало, что Джанни, который в 1996 году оставил пост главы компании, вновь должен был искать наследника. Им стал внук Джанни Джон Элканн. Итальянскую прессу скромный молодой человек не очень впечатлил — ему пришлось делом доказывать, что он заслуживает быть наследником Аньелли.

<i>Джон Элканн</i>
Джон Элканн

После отхода Джанни от руководства председателем Fiat стал Чезаре Ромити, пробывший на этом посту до 1998 года. Пост главы компании в 1996 году занял Паоло Кантарелла, ещё одно доверенное лицо Джанни. Особых успехов ему достигнуть не удалось. Бывшая в конце 80-х лидером европейского автомобильного рынка Fiat потеряла свои позиции. Джанни Аньелли вынужденно продолжил активно следить за её деятельностью, занимая пост почетного президента.

Под контролем Ромити и Кантареллы Fiat была сильна на отдельных рынках, вроде Польши и Бразилии, но не могла противостоять сильным мировым игрокам. С 1995 года компания стабильно получала убытки. В 2000 году предпринималась попытка поправить ситуацию за счет союза с американской General Motors: американский гигант получил 20% акций автомобильного подразделения Fiat Auto в обмен на 5,1% своих. В соглашение вошел пункт о том, что GM могла полностью приобрести Fiat с согласия акционеров итальянского гиганта.

В 2002 году Кантарелла покинул пост главы компании. По одной из версий инициатором увольнения был Умберто Аньелли, который в то время играл более значимую роль в руководстве холдингом из-за болезни Джанни. Для Джанни Аньелли новое столетие началось не только с проблем Fiat, но и самоубийством сына. Эдоардо спрыгнул с моста в 2000 году.

В 2002 году Fiat вынужденно согласилась на помощь банков получив кредит в €3 млрд. В обмен от руководства Fiat требовалось распродать непрофильные активы. Были проданы страховая компания, финансовое подразделение, сеть магазинов La Rinascente и другие направления. Несмотря на это, по итогам года убытки достигли рекордного показателя в €4,2 млрд.

Fiat в 2000-е годы. Новое поколение Аньелли

В 2003 году в качестве консультанта в компанию пришел Серджио Маркионне. Спустя год при поддержке Джона Элканна он стал главой Fiat и начал возрождение концерна. Джанни Аньелли до этого события не дожил. «Некоронованный король Италии» умер в 2003 году от рака. На его похороны пришли 10 тысяч человек, а по телевизору за ними следила вся Италия. Спустя год умер и брат Джанни — Умберто. Во главе Fiat впервые за долгое время не оказалось Аньелли.

<i>

Серджио Маркионне

</i>
Серджио Маркионне

Маркионне оказался жёстким менеджером, способным реформировать Fiat. Сперва для привлечения капитала он решил воспользоваться союзом с GM, акции которой итальянская компания на тот момент уже продала, но пользы от сотрудничества из-за плачевного состояния американского концерна не получила.

Это и использовал Маркионне, потребовавший разделения и выплаты неустойки. В ином случае он обещал использовать пункт об обязательной покупке Fiat Auto. Руководство GM согласилось и выплатило Fiat €1,55 млрд. Однако год компания закончила с незначительной прибылью.

На следующий год Маркионне повысил прибыль на 78% — до €2,05 млрд. Параллельно компания вновь начала производить коммерчески успешные автомобили. Одним из них считается перезапуск в 2007 году Fiat 500. Модель получила огромный успех, став «Лучшим европейским автомобилем года».

<i>

Fiat 500

</i>
Fiat 500

Полноценному восстановлению положения на рынке помешал начавшийся в 2008 году кризис. Маркионне считал, что после кризиса уцелеют только шесть производителей автомобилей, а чтобы выжить, автоконцерну нужно производить более 5,5 млн моделей в год. Fiat до этого показателя не дотягивала. Но у Маркионне был план. В это время как раз происходил знаменитый развал автомобильной отрасли США. В числе гибнувших гигантов находилась и Chrysler. Маркионне, мечтавший вернуть Fiat на рынок США, усмотрел в этом возможность.

Chrysler обанкротился в 2009 году. Правительство США пыталось удержать концерн с помощью кредитов, но положение было критическим. Маркионне предложил купить 20% Chrysler и стать генеральным директором компании. Руководители концерна пытались поразмышлять над тем, нужна ли им сделка, но администрация Обамы им такого шанса не дала, поставив ультиматум — либо союз с Fiat, либо прекращение кредитования. Покупка была рискованной и стала одной из причин убытков Fiat на €838 млн в 2009 году.

Маркионне взялся за возрождение Chrysler. Он занялся полной реорганизацией американской компании, начав с восстановления заводов, которые на момент его прихода пребывали в аварийном состоянии. Одной из целей Маркионне стало преодоление у сотрудников Chrysler «страха смерти компании». В то время никто не верил, что концерн можно возродить, и сотни тысяч рабочих боялись потерять работу.

Маркионне не уволил сотрудников, а вместо этого ещё и стал платить им за проведение ремонта на заводе. Следующим шагом стал полный пересмотр рабочего процесса. На производство Chrysler было отправлено 20 сотрудников Fiat, которые делились собственным опытом работы с коллегами. В отличие от Chrysler, производственный процесс Fiat на тот момент был доведен до идеала.

Между тем Маркионне не забывал и о необходимости увеличения доли в компании. Оставлять её в руках американцев он не собирался. В 2011 году, когда Chrysler вернула прибыльность, в руках Fiat находилось уже 53,5% акций. В 2014 году слияние было завершено, новый концерн получил название Fiat Chrysler Automobiles.

Fiat же вернул прибыльность ещё в 2010 году. Новые проблемы у концерна появились в 2016 году. В то время стало известно, что из-за дефекта системы безопасности компания намерена отозвать 1,9 млн автомобилей. В 2017 году появилась информация об отзыве 1,33 млн автомобилей из-за проблем с подушкой безопасности и проводкой. Несмотря на это, в 2016 году Fiat Chrysler увеличил прибыль почти в 20 раз — до €1,8 млрд.

Специалистов больше беспокоит уход от руководства Fiat Маркионне, запланированный на 2019 год. Эту информацию в 2017 году подтвердил Джон Элканн. Он также утверждает, что в Fiat достаточно специалистов, способных заменить Маркионне. Сам Элканн к этой должности не стремится, хотя и сделал неплохую карьеру с тех пор, как Джанни Аньелли избрал его наследником семейного дела.

В свое время он успел поработать в General Electric. В 2003 году перешёл в IFI, а затем и в Fiat. Именно Элканн продвинул идею о слиянии всех активов семьи Аньелли в холдинг Exor. С 2010 года он занимает должность председателя Fiat, а с 2011 года — председателя и генерального директора Exor. Помимо этого он состоит в совете нескольких принадлежащих Аньелли компаний. Также Джон Элканн занимает пост председателя в семейном холдинге Giovanni Agnelli B.V., которому и принадлежит контрольный пакет Exor.

Кузен Элканна — Андреа Аньелли — с 2010 года занимает пост президента «Ювентуса». При нем туринская команда доминирует в чемпионате Италии и успешно выступает в Лиге Чемпионов. Также бизнесмен входит в совет Exor и Fiat.

<i>Андреа Аньелли</i>
Андреа Аньелли

Exor Group — крупная инвестиционная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Семье Аньелли принадлежит почти 53% Exor. Общий объем активов компании превышает €176,5 млрд. Кроме 29,41% Fiat Chrysler, Exor принадлежит 26,9% CNH Industrial — одного из ведущих мировых производителей коммерческого транспорта, сельскохозяйственной и строительный техники.

Также Exor владеет 22,9% Ferrari, 43,4% медиахолдинга Economist Group, 63,7% футбольного клуба «Ювентус» и другими активами.

1212
10 комментариев

Очень интересно, благодарю!

8
Ответить

У Дмитрия лучшие статьи!

3
Ответить

Спасибо очень хорошая статья

1
Ответить

Отличная статья, спасибо!

1
Ответить

Никто из моих знакомых или знакомых моих знакомых. Никто не ездит на Фиате.

Ответить

у Фиата очень неплохие коммерческие авто. Видимо, среди ваших знакомых просто нет профессиональных водителей.

1
Ответить

В Италии тоже мало кто на Калине гоняет.

1
Ответить