Как я пытался развить продукт "Готовое решение для сайта агрегатора услуг" и у меня не получилось
Всем привет. Данный пост будет максимально честным и возможно полезным для кого-то, кто захочет или уже развивает похожий продукт. А может быть кто-то уже развивал похожий продукт и поделиться своей историей в комментариях.
Предисловие. Как я вообще решил заниматься агрегаторами.
19.01.2018 года я открыл своё ИП, т.е. с этой даты я могу говорить о том, что занимаюсь сайтами агрегаторами услуг. Но как я вообще пришёл к идее, что можно было бы попробовать создать свой сайт агрегатор услуг? Всё прозаично. 1,5 года до открытия ИП я работал в отделе маркетинга компании Skyeng. Я занимался развитием пробных продуктов, которые должны были привлекать новых учеников в школы (мы делали статейники, переводчики, сайты текстов песен на английском и так далее). Одним из тестовых продуктов был агрегатор школ английского языка. Агрегатор "не пошёл" так как в концепции Skyeng мы пытались "замотивировать" всех с агрегатора идти в Skyeng, а большее кол-во пользователей искали оффлайн школу. Ребята решили закрыть этот продукт, но я как раз уже хотел уходить из компании, чтобы потестировать что-то своё. Я предложил им выкупить данный проект и мы договорились. Следующие 1,5 года я как раз развивал свой фактически первый агрегатор школ английского языка.
Я уже писал отдельный пост про детали развития того агрегатора, кому интересно пост https://vc.ru/life/204626-agregator-shkol-angliiskogo-yazyka-detalnyi-razbor-keisa
Если кратко, то мне удалось выйти на выручку около 200 000 руб. в месяц, были более сезонные месяцы и менее. Спустя примерно 2 года работы над агрегатором школ английского языка, одна из школ предложила мне выкупить проект и я подумал, что это хорошая возможность потестировать другие ниши. Я продал данный агрегатор.
А причём тут готовое решение для сайта агрегатора?
За следующие 5 лет я тестировал другие ниши в похожей концепции: ниша услуг (либо компании, либо специалисты). И остановился на данный момент на нише, в которой развиваю текущий агрегатор психологов.
Но на пути работы в разных нишах в какой-то момент мой товарищ, который занимался агрегатором в нише МРТ (эту ниши я кстати тоже тестировал), сказал, что он продал копию своего кода 3-м людям по их запросу. Я уже на тот момент понимал, что так как сам тестирую разные ниши нужно иметь какое-то своё, на сколько это возможно, автоматизированное коробочное решение, которое можно распаковать и сразу начать заниматься SEO и другими процессами. Так вот я подумал, почему бы не оформить код, который мы активно развиваем в коробочное решение, что я и сделал. Так появился новый продукт - движок для агрегатора (многие называют по разному), можно ещё сказать готовое решение для создания сайта агрегатора. Начал продавать движок я в 2020 году.
Как вы видите, в целом проект работает в плюс, но почему я назвал статью - Как я пытался развить продукт "Готовое решение для сайта агрегатора услуг" и у меня не получилось
Как можно заметить по скрину выше - роста нет. Был пиковый 2023 год, когда я пробовал много всего, акции, рекламу, развитие телеграм канала. Но прямо на уровне процессов закрепить это не получилось. Одна из причин заключается в том, что для меня данный продукт не в основном фокусе. Я "горю" по настоящему развитием своего агрегатора. Мне интересны все внутренние процессы и рост конкретного агрегатора. Я долго искал нишу, которая интересна мне сама по себе и этой нишей оказалась психология. Помимо развития самого агрегатора психологов я снимаю подкасты с психологами. Кому интересно глянуть, как я "подкастю" ссылка на один из каналов, куда выгладываю видосы.
И на выходе движок тоже развивается, так как многое, что я дорабатываю в своих текущих агрегаторах я добавляю и в движок. Но на уровне маркетинга, продаж, он просто живёт своей пассивной жизнью, что в целом меня вполне устраивает, но как сказал в начале статьи, вдруг кто-то развивает такой продукт или планирует развивать и ему интересен опыт. Далее я опишу по пунктам всё, что мне советовали подписчики телеграм канала или покупатели движка, всё что я пробовал внедрять и что решил не внедрять.
Ценообразование
Самый сложный для меня вопрос на протяжении всего развития данного продукта. Чего мне только не советовали=) Продавай по 300 000 р, не дешевле, продавай по 5 000 рублей, продавай по подписке и так далее.
Со стороны оно конечно всегда лучше видно=) На самом деле специфика ценообразования зависит от большого кол-ва факторов и фактически действительно можно пробовать разные модели. Действительно продавать грубо говоря "дёшево" по подписке звучит как самый интересный вариант. Но тут есть один большой барьер. Рынок тех, кто хочет делать агрегатор услуг очень маленький. Можете заглянуть в Яндекс вордстат и повбивать какие-то такие запросы, типа сделать агрегатор, движок для агрегатора и так далее. Там вы найдёте слёзы.
Более того на рынке похожих решений вы можете найти игроков, которые продают и за 4000 долларов. Есть те, кто продают так же как я около 125 000 р.
Мой диапозон цен, которые мы пробовали, варьировался от 50 000 р до 250 000 р. Я остановился на промежуточной 125 000 р.
Далее мы сталкиваемся с тем, что просто есть разные ЦА. Есть те, кто спокойно покупают за 125 000 и даже за 250 000. Так как они понимают, что разработать такое же с нуля будет стоить от 1 млн руб с большим количеством рисков. Но есть и аудитория, которая будет говорить, что они такое же решение разработают за 5000 р. И будут кидать помидоры в вас, что вы продаёте так дорого. Это в целом нормально.
Мои основные выводы: если бы был большой рынок, я бы продавал по минимальной цене через тарифы и подписки. На маленьком рынке цена на которой я остановился кажется мне оптимальной с точки зрения всех факторов.
Разработка
Я конечно за 5 лет ни раз слышал фразу - мы такое напишем за 1 месяц. Не буду подвергать сомнению, но у нас как-то вышло по-другому. Мы 5 лет всё время что-то дописываем=) И это что-то взято из запросов реальности. Т.е. мы не стартаперы, которые под смузи придумывали новую фитчу, а делали свои агрегаторы сталкивались с конкретными запросами: нужно это, нужно это, нужно это. Всё это превращается в огромное кол-во функционала, донастроек и мелочей, которы со стороны и не сильно видны. Это кстати тоже специфика такого сложно решения. Понять реальную ценность такого продукта может тот, кто поразробатывал бы его сам пару лет. И это камень не в огород тех, кто не может оценить. У меня точно нет позиции непризнанного гения. Я бы так же хотел покупать сложные решения дёшево, но это можно делать с серийными продуктами на большом рынке и я каждый месяц плачу зп разработчикам уже много лет, чтобы делать свой агрегатор. И да, может я глубоко ошибаюсь, но это мои выводы и мой опыт.
Каналы продвижения
Пару лет я вёл телеграм канал где делился опытом развития своих агрегаторов и на мой взгляд - это неплохой инструмент продаж и коммуникации. Так же я снимал подкасты с людьми, которые делали свои агрегаторы, писал статьи на разных площадках. Но далее я исписался. Тут тоже есть такой момент, что это узкая ниша. Мне кажется всё, что я мог рассказать за пару лет активного создания контента, я рассказал. Честно я не тестирую особо другие каналы, уверен они есть и они даже могут окупаться, но тут опять же вопрос фокуса. Меня драйвит больше создания своего агрегатора, а чтобы был рост по движку, надо понимать как его продавать, какие цены выставлять и так далее.
Сложность объяснения ценности продукта
Ещё раз хочу остановится на этом моменте. Для меня он был вторым по сложности после ценообразования. Я изнутри вижу сколько сил и средств уходить на развитие такого кода и мне изначально казалось, что ценность настолько очевидна, что продукт будет продавать себя сам. И в каком-то смысле так и есть. Есть клиенты, которые приходят и говорят - Ни слова больше, возьми мои деньги. И это правда так. Но очень многие не понимают ценность, либо они думают, что готовое решение - это не просто код, а скрипт успешного бизнеса. Т.е. тут вопрос ещё и понимания, что движок - это только часть бизнеса, далее надо ещё впахивать и впахивать, вкладывать и вкладывать. И это мы никогда не продавали и не планировали. А это не так очевидно для потенциального покупателя. Как решается данный продукт. Наверное максимальным разъяснением этих моментов на стадии продажи. Не скажу, что я в этом приуспел, хотя на сайте движка постарался в разделе FAQ максимально раскрыть этот момент.
Что далее?
Всё просто. Мы с командой продолжаем поддерживать и развивать данный продукт, так как он идёт фоном с развитием основного агрегатора психологов. Но на рост я не рассчитываю тут, так как есть фокус и для меня это такой ну в каком-то смысле чемодан без ручки. Но как есть. Опыт в любом случае колоссальный за который я очень благодарен.
Буду рад любым комментариям, если хотите написать в личку какие-то вопросы, постараюсь всем ответить
Всем добра и удачи в развитии проектов!