Кадровый демографический кризис 2025: почему Россия теряет миллионы работников и что будет дальше

Кадровый демографический кризис 2025: почему Россия теряет миллионы работников и что будет дальше

Дефицит кадров в логистике в России приблизился к критической точке. Уже сегодня отрасль сталкивается с нехваткой специалистов, которая может привести к серьезному кризису — вплоть до парализации работы ключевых цепочек поставок в ближайшие пару лет.

Основная проблема лежит в демографическом спадe 1990-х годов и изменении трудовых предпочтений молодежи — зумеры сильно отличаются от предыдущих поколений. Они хотят работать по-гибкому графику, предпочитают фриланс и цифровые профессии, такие как IT, блоггинг или креативные сферы. Физический и монотонный труд в логистике, на складах и в РЖД не вызывает у них ни интереса, ни престижа. Сегодня сроки закрытия вакансий увеличились с трёх недель до трёх месяцев, а число резюме на позицию упало с 10–12 до 2, что критично для отрасли.

Кандидаты особенно нужны для операций с высокой ответственностью — водители грузовиков с нужными категориями, диспетчеры, портовые специалисты и специалисты по внешней логистике. Компании вынуждены вкладываться в обучение и переподготовку, но даже мотивированных молодых кадров становится всё меньше. При этом зарплаты в логистике остаются неконкурентными, что усугубляет ситуацию.

Решение проблемы — кардинальная реформа системы подготовки кадров. Нужно создавать профильные техникумы с гарантированным трудоустройством и государственно-частные образовательные центры с актуальными программами. Бизнесу стоит инвестировать в обучение, современную автоматизацию, ИИ и менять имидж профессий. Логистика в ближайшем будущем будет нуждаться не в классических кладовщиках и водителях, а в высококвалифицированных специалистах — операторах беспилотного транспорта, инженерах по обслуживанию автономных систем и аналитиках больших данных.

Без таких системных изменений через 5–10 лет отрасль рискует столкнуться с реальным дефицитом в более чем 1,5 миллиона человек, что создаст серьезную угрозу для всей экономики. Сегодняшний вызов — не просто привлекать новые кадры, а строить современную, технологичную и привлекательную для молодежи логистическую индустрию.

4
3 комментария