[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Сергей Разумов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 5, "likes": 13, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26614", "is_wide": "" }
Сергей Разумов
2 170

Инструкция: проверка интернет-бизнеса перед покупкой

Рассказывает Алексей Комаров, куратор ФРИИ и управляющий партнер площадки по продаже бизнеса «IT Бизнес Брокер».

Поделиться

В избранное

В избранном

Комплексная оценка и проверка бизнеса перед покупкой (Due Diligence) — важная и самая длительная часть сделки. Чем сложнее и старше исследуемые активы, тем больше времени может занять процесс.

Процедура Due Diligence отличается в разных сферах бизнеса, но принципиальное значение имеет структура проверки — четкий план, по которому ее эффективнее всего проводить. При проверке онлайн-бизнеса возникает ряд нюансов. Ниже я поделюсь методикой, которую рекомендуем клиентам для детальной оценки интернет-магазинов, онлайн-сервисов и мобильных приложений. Её можно менять в зависимости от конкретной специфики.

Зачем проверять интернет-бизнес

Детально проверять бизнес перед покупкой необходимо, чтобы выявить все возможные риски, с которыми может столкнуться покупатель, и обеспечить его информацией для взвешенного принятия решения.

Речь не идет о сокрытии данных продавцом: часто проверка выявляет скрытые риски, которые не были известны даже основателю бизнеса. Во время Due Diligence изучается устойчивость актива к внешним обстоятельствам и негативным сценариям.

Чем опытнее инвестор, тем больше данных он будет собирать во время проверки и тем больше внимания будет уделять малозначительным на первый взгляд нюансам. При интерпретации полученных данных неправильных подходов нет, у разных специалистов они могут отличаться.

Их общая цель — проанализировать наибольшее количество информации до принятия окончательного решения о покупке бизнеса. Степень детализации, необходимой при проведении Due Diligence, зависит от типа бизнес-модели, размера инвестиций и других факторов, влияющих на риски.

При проверке онлайн-бизнеса обратим внимание на семь аспектов:

  • Доменное имя.
  • Трафик.
  • Финансы.
  • Продавец бизнеса.
  • Техническая проверка.
  • Транзакции.
  • Юридические вопросы.

Доменное имя

При проверке доменного имени важно убедиться в его уникальности, чтобы избежать претензий от правообладателей и снизить риск утраты домена. Закон понимает доменное имя лишь как способ использования товарного знака, но не защищает его как отдельный объект интеллектуальной собственности. Поэтому без зарегистрированного товарного знака отстоять в споре права на домен, сходный с известным брендом, будет проблематично.

Нужно проверить, не наложены ли на домен санкции поисковых систем. Этот этап не стоит игнорировать, так как их наличие существенно понижает сайт в выдаче или полностью исключает его из поиска, если речь идет о блокировке.

Возраст домена также имеет значение, поскольку поисковые системы учитывают его при ранжировании сайтов. Однако здесь есть и обратная сторона: нельзя точно знать, какой контент размещали по этому адресу в прошлом. Рекомендуем проверить историю домена с момента первой регистрации — узнайте, кому и когда он принадлежал раньше.

Полезные сервисы:

Трафик

Нужно проверить источники пользовательского трафика на сайте и подтвердить, что он естественный. На этом этапе мы должны исключить наличие «накруток» и использование запрещенных методов продвижения. Ни при каких условиях не покупайте интернет-бизнес, если не изучили его трафик с помощью систем веб-аналитики «Яндекс.Метрика» или Google Analytics.

Получите доступ к счетчику посетителей и первым делом составьте отчет по источникам трафика. Убедитесь, что все платные источники (переходы пользователей по рекламе), есть в списке затрат, которые предоставил пользователь. Если происхождение значимой части переходов на сайт неизвестно, попросите продавца разъяснить его и предоставить соответствующие доказательства. Если данных нет, затраты, скорее всего, были занижены.

Обратите внимание на переходы по ссылкам с других сайтов, особенно если на один источник приходится более 10% от общего трафика на сайте. Размещение ссылок на партнерских сайтах может скрыто оплачиваться продавцом для искусственного увеличения пользовательской массы перед продажей.

Проверьте, как менялась внешняя ссылочная масса сайта за последние полгода: резкий рост количества сайтов-партнеров и отсутствие затрат на информационное партнерство в финансовом отчете должны вызвать сомнение в честности продавца.

Дополнительные факторы

Распределение трафика по источникам

Обратите внимание на количество источников трафика и долю каждого из них в общей массе. Чем равномернее они распределяются, тем более надежным и независимым может быть интернет-бизнес. Чрезмерная зависимость от одного, пусть даже надежного источника (особенно если этот источник — переход по бесплатно размещенной ссылке на каком-то из внешних сайтов), снижает надежность бизнеса и повышает риски покупателя.

Среднее время пребывания на сайте и процент отказов

Эти показатели, как и среднее количество посещенных за сеанс страниц, косвенно свидетельствуют об интересе пользователей к контенту сайта и об удобстве его интерфейса.

Малое время пребывания на сайте, как и высокий процент отказов, может говорить о том, что на сайт направлен нецелевой трафик. По умолчанию «Яндекс.Метрика» и Google Analytics по-разному считают отказы: первая система считает отказом сессию менее 15 секунд, а вторая — просмотр только одной (главной) страницы сайта и отсутствие переходов вглубь (вне зависимости от времени пребывания).

Соответствие трафика доходу

Сравните ежемесячные данные о количестве уникальных посетителей на сайте с выручкой от продаж за те же периоды. Если большая часть продаж бизнеса происходит через сайт, то эти показатели должны явно соотноситься между собой. Если зависимости нет, узнайте причину у собственника бизнеса.

Полезные сервисы:

Финансы

Проверка финансового состояния бизнеса — одна из важных частей Due Diligence и сделки по покупке бизнеса. На этом этапе задача проверяющего — убедиться в достоверности предоставленных продавцом данных об обороте (выручке), прибыли и затратах бизнеса.

Для начала разберитесь, как бизнес получает деньги от клиентов и куда именно приходят платежи. Это могут быть безналичные поступления на расчетный счет ООО или ИП в банке, переводы на электронные кошельки («Яндекс.Деньги», WebMoney и другие) или банковские карты владельца бизнеса.

Для интернет-магазинов по-прежнему актуальна передача наличных курьеру при доставке товара. Часто владельцы интернет-компаний совмещают разные способы получения платежей, важно проверить достоверность каждого из них. Попросите продавца предоставить банковские выписки и отчеты о движении средств для каждого из платежных аккаунтов.

Дополнительную проверку можно провести с помощью удаленного доступа к банковскому и другим платежным аккаунтам через программу TeamViewer. Она позволит увидеть данные о транзакциях непосредственно в интерфейсе банка и самостоятельно сформировать нужный отчет. Подтвердить поступление наличных платежей могут чеки, товарные накладные или выписка из взаиморасчетов с курьерской компанией, которая принимает деньги за доставленный товар по договору аутсорсинга.

После изучения структуры входящих платежей нужно перейти к расходам бизнеса. Попросите продавца предоставить доступ к аккаунтам всех используемых им рекламных систем и онлайн-сервисов. Сравните движения средств в отчетах со значениями, которые продавец указывает в расходах.

После этого получите документы, которые подтверждают все остальные затраты бизнеса: зарплату сотрудников и фрилансеров, хостинг, оплату домена, аренду, телефонию и так далее. Проверьте бизнес на наличие скрытых трат, для этого разберитесь в организации основных бизнес-процессов и сопутствующих затратах. Задайте продавцу и себе следующие вопросы (актуально для интернет-магазина):

  • Есть ли телефон для клиентов на сайте? Кто снимает трубку? Кто предоставляет услугу телефонии?
  • Кто заказывает товар у поставщиков и платит им по счетам?
  • Как товар доставляется покупателям?
  • Кто ведет бухгалтерию и сдает отчеты?
  • Кто настраивает рекламу и продвигает сайт?
  • Как обновляется каталог товаров?
  • Когда последний раз менялись дизайн и функциональность сайта? Кто этим занимался?
  • На какой системе управления контентом работает сайт? Нужно ли оплачивать лицензии за использование ПО?
  • Используется ли CRM-система для учета клиентов? Платная ли она?
  • Какие платежные системы и онлайн-кассы используются в бизнесе?

Расходы бизнеса, как и доходы, могут относиться к разным счетам и производиться как наличным, так и безналичным способом, поэтому важно оценить их в комплексе. Для наглядности можно свести все платежи в единую таблицу. Такая таблица поможет при передаче дел и в дальнейшем управлении бизнесом.

Полезные сервисы:

Продавец бизнеса

В отличие от офлайн-компаний, при продаже интернет-бизнеса продавцы часто встречаются с покупателями непосредственно в момент совершения сделки. Поэтому в ходе проверки ключевой момент — убедиться, что контрагент — тот, за кого он себя выдает, что он действительно владеет компанией и имеет хорошую деловую репутацию.

Начните с социальных сетей: развитие любого онлайн-бизнеса требует активного продвижения и с высокой вероятностью продавец будет зарегистрирован хотя бы в одной из них. Найдите профили продавца в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и посмотрите, какую информацию о своем бизнесе он публикует.

Удостоверьтесь в финансовой дееспособности продавца — проверьте, есть ли информация о нем в базе данных судебных приставов и федеральном реестре сведений о банкротстве.

Техническая проверка

При проверке ИТ-бизнеса важно убедиться, что после передачи дел вы не окажетесь в ситуации, когда деятельность компании будет под угрозой из-за технических проблем. Основные риски связаны с отсутствием необходимой документации и описания, а также с недоступностью исходного кода. В этом случае невозможно будет его редактировать, и придется тратиться на услуги программистов, которые будут переписывать код заново.

Если нужно приобрести бизнес в электронной торговле (интернет-магазин), который работает на платформе CMS Bitrix, проверьте, были ли использованы пользовательские плагины и расширения. Если они есть, получите ли вы доступ к исходному коду, который при необходимости можно быстро изменить? Если нет, сможете ли связаться с программистами в случае возникновения технических проблем?

Для контентных сайтов, которые функционируют на WordPress и других популярных платформах, необходимо проверить используемые плагины (расширения), чтобы убедиться, есть ли у них лицензия и нужно ли платить.

Особо внимательно стоит относиться к покупке так называемых «самописных» сайтов — разработанных самостоятельно и без использования готовых решений на известных CMS. Документация в этом случае часто отсутствует, и изменить код может быть сложно.

Для хранения и передачи кода, а также для его описания и фиксирования удобно использовать GitHub.

Личное участие

Полностью автономного бизнеса не существует, поэтому до заключения договора постарайтесь узнать, сколько времени нужно будет потратить для успешного ведения дел

Продавец должен предоставить информацию о задачах и обязанностях, а также о рабочих часах владельца бизнеса. Поинтересуйтесь, какие процессы отданы на аутсорсинг, так как грамотное привлечение сторонних исполнителей позволяет существенно сэкономить время и дает возможность сосредоточиться на стратегическом управлении компанией. Однако распределение ресурсов должно быть эффективным: рассчитайте, будет ли уровень дохода соответствовать затраченным усилиям.

Юридическая проверка

Юридический анализ включает в себя проверку деятельности компании по нескольким направлениям:

  • Легальность ИТ-бизнеса (не запрещен ли этот вид деятельности на территории того или иного государства, есть ли необходимые лицензии).
  • Обязательства, которые возникли из заключенных сделок. Текущая стадия их исполнения.
  • Участие компании в судебных процессах в качестве истца или ответчика.
  • Наличие возбужденного исполнительного производства.

Проверить, ведутся ли судебные процессы с участием компании, можно с помощью «Картотеки арбитражных дел». Эта информация поможет оценить возможные убытки и прибыль после приобретения бизнеса.

Правовой оценке подлежат также объекты интеллектуальной собственности, включая зарегистрированные товарные знаки. Если они есть, убедитесь, что регистрация не оспаривается и нет риска ее отмены.

При проведении проверки важно точно знать, что весь размещенный на сайте контент был создан на основании заключенных с исполнителями договоров, чтобы избежать возможных претензий с их стороны.

Если у вас возникли сложности с проверкой или интерпретацией полученных результатов, обратитесь за советом к брокеру по интернет-бизнесу.

#Колонка

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления