Пора ли спрашивать «Что убрать?»
Яндекс показал мне уведомление о новой функции — я не читая закрыл. Озон предложил что-то получить, если… — я не читая закрыл. Любое всплывающее окно в мобильном приложении вызывает у меня одну реакцию: как можно быстрее вернуться к привычной работе приложения.
Мир стал слишком сложным, и хочется хоть немного стабильности хотя бы в мобильном телефоне. Не хочется мега-апов с рекламными функциями и обязательными акциями. Хочется, чтобы просто работало.
Парадокс раздутых продуктов
В современных приложениях множество функций, о которых я даже не знаю. Со временем в голове сложилась четкая схема: какие приложения для чего, — и эту модель очень сложно изменить.
У меня нет лояльности к бренду. Есть доверие, что некоторые функции он делает чуть лучше конкурентов. Но это не означает, что я буду пользоваться другими функциями от этого бренда. Нужно, чтобы новая функция была объективно лучше и чтобы я о ней узнал, и сложил свое мнение.
Мы живем в эпоху продуктовой экспансии. Компании множат функции с идеей впихнуть все, что может принести деньги. Команды нацелены на запуск нового, потому что это становится продуктовым приоритетом.
Сосредоточенность на основном продукте уступает место менеджменту функциональных возможностей, нужных меньшинству пользователей. С позиции бизнеса это логично: новые продажи, апсейлы, персонализация, экосистема. Если пользователь зашел в банковское приложение, то почему бы не показать купон от партнера, полезный совет и каталог одежды?
Но так ли хорошо размывать фокус приложения? Превращать небольшое функциональное решение в большое и не всегда полезное?
Так ли опасно остановить функциональную экспансию и вернуться к приложениям, сфокусированным на главном?
Когда я пытаюсь ответить на этот вопрос, вижу много плюсов. Например, можно сократить расходы на разработку дополнительных функций. Реже выпускать обновления. Уменьшить размер приложений. Для меня это критично, потому что смартфон забит, и я вынужден изыскивать 250 мегабайт на установку новой версии банковского приложения ради пяти нужных функций.
Может, пора спрашивать пользователей не «Что добавить?», а «Что убрать?»
В любом приложении остается множество мест для улучшений без перегрузки функциями. Я всегда воодушевлен, когда кто-то создает уместную микроанимацию или делает путь пользователя бесшовным. Именно такие детали создают эмоциональную связь с продуктом.
Мне нравится принцип японских садов каре-сансуи — согласно старой пословице, сад считается завершенным, когда из него ничего нельзя убрать. Может, такая философия не подходит в чистом виде для создания приложений, но она стоит того, чтобы о ней поразмышлять.