7 советов, как собрать ролик из стоков, за который не будет стыдно

Стоковым видео многие не доверяют: считают, что ролик из них получится безвкусным, вторичным и непрезентабельным. Нам кажется, что это не совсем справедливо: из таких кадров вполне можно собрать приличный коммерческий ролик, если потратить достаточно времени и ресурсов.

В статье расскажем, как собрать из стоков такое видео, за которое вам не будет стыдно.

7 советов, как собрать ролик из стоков, за который не будет стыдно

Видеостоки — необязательно дешевле или быстрее, чем съёмки

Видеостоки — просто инструмент. Монтажёр, который впервые собирает из них ролик, может упустить много нюансов и создать неоднородное видео из банальных образов. Но опытная команда сможет собрать из стоков последовательный, динамичный и стильный видеоряд.

Это наш ролик для ИТ-компании Nexign, он состоит из стоковых кадров. Чтобы собрать три таких видео и ещё одно, покороче, мы потратили полтора месяца, а за лицензионные права заплатили несколько тысяч долларов

Только подходить к поиску материалов придётся так же скрупулёзно и внимательно, как к настоящим съёмкам: готовьтесь, что это отнимет много времени и сил. А ещё на стоках не получится сильно сэкономить, потому что лицензионные права стоят приличных денег.

Видео из стоков — не способ удешевить и ускорить создание контента, а самостоятельный жанр.

Если готовы уделить достаточно времени и ресурсов работе со стоковыми видео, вот несколько советов, которые помогут собрать качественный ролик для любой коммерческой задачи.

1. Адаптируйте сценарий по мере работы

Ролик со стоков почти никогда не получится собрать чётко по сценарию. Выбор материалов ограничен, поэтому у вас просто не получится найти все кадры, которые вы хотите использовать.

Чтобы решить проблему, сделайте сценарий гибким. Сначала продумайте драматургию: у ролика должна быть завязка, кульминация и развязка. Составьте примерный план, опишите историю и основные сцены. А затем по мере работы переписывайте части сценария, отталкиваясь от кадров, которые получится найти. Так вы не будете слишком ограничены в выборе и сможете собрать логичный и однородный ролик.

Старайтесь обращать внимание на смысл сцен, а не зацикливаться на конкретных действиях, которые описаны в тексте. Если не можете найти нужный фрагмент на стоках, используйте видео с другим действием, которое передаёт тот же смысл.

Например, вы готовите рекламный ролик для крупной компании. По сценарию у вас должен быть фрагмент, в котором в компанию приходит новый сотрудник. Он идет по коридору к своему новому рабочему месту, его приветствуют коллеги. Представим, что вы не нашли на стоках подходящего фрагмента.

Пример адаптации видеоряда без потери смысла

Это не проблема: то, как новый сотрудник идет по коридору — просто действие, а не смысл. Смысл сцены в том, чтобы показать, что в компании рады появлению новых коллег. Вам необязательно искать на стоках именно то действие, которое описано в сценарии: можно взять другие кадры, которые передают смысл. Допустим, взять фрагмент, где один сотрудник представляет перед коллегами другого: метафору можно считать так, что в компанию пришел новый сотрудник, а другой представляет его перед командой.

Даже если сценарий придётся полностью переписать из-за того, что на стоках не оказалось нужных кадров, это нестрашно. Главное — менять только действия и не терять смысл.

Напишите примерный сценарий, но не стесняйтесь менять его. На стоках всё равно не получится найти все фрагменты, которые вам нужны. Если не смогли отыскать видео с действием из сценария, подберите другой фрагмент, который несёт тот же смысл.

2. Обратите внимание на сочетаемость кадров

Если взяли фрагменты с разных стоков, обратите внимание на сочетаемость кадров. Видео должны подходить друг другу по стилю: иметь одинаковую теплоту кадра, общий цветовой тон и характер съёмки. Если фрагменты будут неоднородными, зритель сразу поймёт, что смотрит набор стоковых видео.

Пример видео, где кадры между собой сочетаются плохо: набор стоковых видео видно невооруженным глазом

Обратите внимание, что на стоках часто бывают подборки — серии фрагментов, снятые в одной локации, на одну и ту же оптику в едином цветокоре. Если нашли интересный фрагмент на стоках, проверьте, не входит ли он в подборку — обычно это видно внизу под видео:

Пример подборки стоковых кадров на Artgrid
Пример подборки стоковых кадров на Artgrid

Чтобы результат вышел однородным, можете попробовать ограничить себя только видео из одной подборки. Так кадры точно будут в единой стилистике.

Хороший пример подбора стоковых видео: кадры гармонично сочетаются между собой

Фрагменты с разных стоков важно привести к общему знаменателю: проверить сочетаемость стилей, характеров съёмки и цветов. Если куски неоднородные, ролик получится неудачный. Самый безопасный вариант — брать видео из одной подборки, так результат точно будет в единой стилистике.

3. Монтируйте ролик по сценам и пробуйте по-разному составить последовательность

Не пытайтесь разом собрать несколько минут материала: разделите ролик на смысловые сцены и работайте с каждой по отдельности. Определите, какие действия должны происходить в каждой сцене, и постепенно собирайте видео из небольших фрагментов. Как и настоящий фильм, ролик со стоков невозможно собрать за один раз: нужно сначала разобраться с действиями, чтобы получилась сцена, из них — эпизод, а уже из них — продукт, который будет понятен зрителю.

На монтаже вы можете менять кадры местами, отказываться от фрагментов и даже переписывать сценарий, если это сделает ролик более логичным и однородным.

Помните про эффект Кулешова: когда мы клеим вместе два фрагмента, то создаём новый смысл. Важно постоянно следить за тем, какой появляется смысл, когда вы соединяете части видео в последовательность. Если фрагмент хорошо подходит по сценарию, но странно соотносится с окружающими, от него лучше отказаться. Выбирайте такой микс кадров, который наиболее точно передаст смысл.

Эффект Кулешова: меняя одну из частей последовательности, мы создаём новый смысл, хотя большинство кадров остаются на месте
Эффект Кулешова: меняя одну из частей последовательности, мы создаём новый смысл, хотя большинство кадров остаются на месте

Старайтесь соблюдать 10 принципов монтажа, они помогут сохранить логику ролика. Если не знакомы с правилами монтажа, посмотрите статью Высшей школы режиссеров и сценаристов Санкт-Петербурга.

Пробуйте разные решения на монтаже: не стесняйтесь переделывать сценарий и заменять фрагменты. Используйте эффект Кулешова и следите за тем, чтобы смыслы, которые возникают из-за склеек, соответствовали сценарию. Старайтесь соблюдать 10 принципов монтажа.

4. Используйте разные стоки, не только Shutterstock

Shutterstock, вероятно, — самый известный фото- и видеобанк, но помимо него существует много других площадок. Часто там можно найти более аутентичные или локальные кадры. Это важно, если в ролике нужно показать конкретный город, культуру или типаж персонажей.

Например, попробуйте поискать на Vimeo Stock, Artgrid или Envato: там гораздо больше актуальных образов, много кадров в современной стилистике. На нашем сайте есть подборка видеостоков для дизайнеров — можете продолжить поиски там:

Не останавливайтесь только на самых больших и известных видеобанках вроде Shutterstock. На площадках поменьше, как правило, проще найти актуальные или локальные кадры, например, конкретный город или типаж персонажей.

5. Старайтесь избегать клише и фрагментов, которые уже использовали конкуренты

Самое опасное в работе со стоковыми материалами — выбрать слишком заезженные фрагменты. Если ролик состоит из штампов и кадров, которые уже использовали много других компаний, даже обыватель догадается, что видео собрано из стоков. У зрителя может возникнуть впечатление, что вы спешили и решили сэкономить, поэтому взяли первые попавшиеся фрагменты.

Чтобы этого не случилось, старайтесь не использовать банальные визуальные метафоры. Например, сотрудничество чаще всего обозначают рукопожатием. Если в закадровом тексте вашего ролика есть что-то про партнёрские отношения или доверие с клиентами, лучше не использовать рукопожатие, чтобы проиллюстрировать этот текст.

Вот такие кадры лучше не использовать. Попробуйте найти другие визуальные метафоры, иначе ролик получится очень банальным

Кстати, мы уже написали статью о том, каких клише стоит избегать в анимационных роликах:

Если ищете стоковые фрагменты с людьми, старайтесь не брать материалы с первой страницы результатов поиска. Скорее всего, там будут белозубые модели в стерильных интерьерах, которые уже попали в тысячи роликов. Чтобы найти более аутентичных персонажей, листайте дальше.

Проверяйте, не используют ли конкуренты те же фрагменты, что вы выбрали, иначе есть риск сделать вторичное видео. Зайдите на сайты и YouTube-каналы конкурентов, погуглите их рекламные ролики.

В прайм-тайм чемпионата Super Bowl 55 произошел казус, когда в разных рекламных роликах использовался один и тот же футаж. Компании Guaranteed Rate и Indeed использовали один и тот же фрагмент стоковой видеозаписи продолжительностью в одну секунду, в то время как реклама на Super Bowl стоит более 5 миллионов долларов.

Если позволяют сроки, бюджет и задача, старайтесь не использовать самые распространённые визуальные метафоры. Избегайте образов, которые ассоциируются со стоками и проверяйте, чтобы выбранных фрагментов не было в роликах конкурентов. Чем меньше штампов используете, тем меньше результат будет похож на ролик из стоков.

6. Проверяйте фрагменты на фактические ошибки, а их последовательность — на логические

Когда собираете ролик из фрагментов, легко допустить фактическую или логическую ошибку. То есть случайно вставить кадр с чем-то неподходящим или не заметить, что один из фрагментов не вписывается в последовательность по логике.

Фактические ошибки возникают, потому что в результатах поиска на стоках и в самих видео бывают ляпы. Например, по запросу «Нью-Йорк» вам вполне могут показать кадры с небоскрёбами Чикаго. Фрагмент даже может называться «крыши Манхэттена», но состоять из планов другого города. Эти косяки неизбежны, их нужно ловить самостоятельно.

Логические ошибки возникают, если вставить в видео фрагмент, который соответствует сценарию по смыслу, но не подходит к другим частям ролика. Например, вы собираете видео, события которого происходят в Москве. Вы уже нашли удачный фрагмент, где видно город, а теперь ищете другой, в котором машина едет по улице. Важно найти кадры автомобиля с российскими номерами, иначе возникнет логическая ошибка.

Плохой ролик: в нем смешалось сразу несколько локаций. Действие начинается в Москве, а продолжается в европейском городе, хотя сценарий этого не подразумевает

То же самое касается времени года или суток. Например, если показать, что действие начинается утром, а уже в следующем кадре дать план ночного города и пропустить целый день без пояснений, ролик получится странным. На стоках легко найти фрагменты под конкретное время суток или сезон, и этим важно пользоваться.

Хороший ролик: действие происходит в Нью-Йорке, показана культовая достопримечательность города – Бруклинский мост, в главной роли одна и та же актриса

Проверяйте выбранные фрагменты на фактические ошибки: например, если нашли кадры Нью-Йорка, убедитесь, что это не Чикаго. Когда составите последовательность из фрагментов, проверьте логику: допустим, если уже показали, что действие происходит в Москве, на следующих кадрах должны быть только российские номера.

7. Не забудьте про музыку

Подберите звук на фон: он помогает передать эмоции, задаёт настроение ролику, поддерживает монтаж. Чтобы найти удачную стоковую музыку, тоже придётся потратить время и деньги, но оно того стоит — видео получится динамичнее и целостнее.

Если в ролике важнее всего смысл и драматургия, музыка не должна влиять на монтаж: её можно использовать просто в качестве фона. Если ролик развлекательный, лучше сначала подобрать музыку и монтировать видео в такт. Так будет практичнее и быстрее, а результат получится более энергичным.

Удачную современную музыку мы часто находим на Artlist. Там не так много вариантов, как на более крупных стоках вроде Audiojungle, но есть треки разных жанров и динамики.

Кстати, у нас на сайте есть подборка аудиостоков — можете поискать там фоновую музыку для ролика, если на крупных площадках ничего не нашлось:

Звук помогает поддержать настроение и может создавать темп для смены сцен. Видео со звуком будет динамичнее и целостнее.

Подытожим

1. Не стесняйтесь адаптировать сценарий: на стоках всё равно не получится найти все фрагменты, которые вам нужны. Если не смогли отыскать видео с действием из сценария, подберите другое, которое передаёт тот же смысл.

2. Проверяйте фрагменты на сочетаемость стилей, характеров съёмки и цветов. Можно брать видео из одной подборки, так результат точно будет в единой стилистике.

3. Монтируйте ролик не целиком, а по одной сцене и пробуйте разные решения на монтаже: не стесняйтесь переделывать сценарий и заменять фрагменты. Следите за тем, чтобы смыслы, которые возникают из-за склеек, соответствовали сценарию. Старайтесь соблюдать 10 принципов монтажа.

4. Не останавливайтесь только на самых больших стоках вроде Shutterstock. На площадках поменьше проще найти актуальные или локальные кадры, например, конкретный город или типаж персонажей.

5. Старайтесь не использовать самые распространённые визуальные метафоры. Избегайте образов, которые ассоциируются со стоками и проверяйте, чтобы подходящих вам фрагментов не было в роликах конкурентов.

6. Проверяйте выбранные фрагменты на фактические ошибки, а последовательность — на логические.

7. Используйте фоновую музыку: она поможет поддержать настроение и может создать темп для смены сцен. Видео со звуком будет динамичнее и целостнее.

4040
22 комментария

Как я делаю

Футажи ни в коем случае не должны напрямую передавать суть. Например если в документальном фильме идет сцена с речью о том, что «над трампом все насмехались», то супер колхозник в этот момент впиндюрит униженное лицо трампа (а это 99% монтажеров на рынке). А человек с тонким чувством вкуса, сделает совсем иначе, он не будет показывать на прямую трампа — это колзох! Нужно лишь НАМЕКАТЬ! Намеки, гораздо выгоднее использовать с точки зрения психологии, потому что все люди догадываются, и если ты напрямую показываешь что-то в сцене, то ты лишаешь зрителя возможности догадываться - ДОРИСОВЫВАТЬ. Намеки выгоднее, потому дают большой простор для идей. Например чтобы зритель догадался об униженном трампе, не обязательно показыть самого трампа напрямую, можно показать как какой-то посторонний человек смеется глядя в телевизор, который к нам зрителям расположен задом, поэтому мы не видим что в телевизоре, но по контексту все поймут (догадаются) что там на экране, который мы не видим, тот самый униженный трамп. Не обязательно телевизор. Можно все что угодно придумать. Например газета. Этот абстрактный монтаж требует перестроить мышление, но зато монтировать так проще, потому как у тебя появляется неограниченное число вариантов воплотить сцену. 

P.S. Эту идею я подчерпнул из кино с элементом саспенса, чтобы мои видео на ютубе лучше удерживали внимание. (в фильмах всегда скрывают объект интереса, чтобы усилить тот самый интерес)

P.S. И не придется использовать уебищные футажи со стоков с лицами, в которых 99% лиц с супер наигранными колхозными эмоциями, неграми и индусами

9

Крутая идея :)
Согласны, чаще всего визуальные метафоры за счет своей недосказанности как раз и создают лучший эффект в коммуникации, позволяя додумать, чем кадры, которые бьют "в лоб" и просто иллюстрируют озвучку, например.

1

Идея огонь) а на счет эмоций - там прикол есть в нашем мире, что оказывается их мало кто понимает и большинство реально верит в эти наигранные эмоции) они искренне их выбирают

У нас в коворкинге сделали видос, мол, используйте наше приложение (чтобы бронировать переговори, приглашать гостей). И решили туда поставить кадр «счастливые люди в деловых костюмах что-то смотрят в телефоне и радуются». Видимо, чтобы вдохновить использовать приложение

Ну и поставили: там три человека в неприлично офисных костюмах вдохновенно разглядывают смартфон. Один из к тому же чернокожий. Все трое выглядит предельно нерепрезентативно аудитории конкретно взятого коворкинга, кадр по цвету/свету выбивается из остального видоса. 

Даже не знаю, это прикол-пасхалка или просто забыли вырезать.

7

вот правда сточные видео не очень в нашу реальность укладываются. дайверсити мать ее :) 

1

Комментарий недоступен

Пример того, как собрать ролик из стоков и зашквариться :)
Спасибо за историю!