Как yabs.yandex.ru ворует ваши конверсии из Директа

Иногда в отчётах по источникам трафика появляется непонятный источник yabs.yandex.ru / referral. Мы как сервис по автоматизации отчётов знаем, насколько важно получать корректные данные в системах аналитики. Поэтому решили разобраться, что это за источник и что делать, если он появился.

Как yabs.yandex.ru ворует ваши конверсии из Директа

Что это такое?

Если погуглить что за источник yabs.yandex.ru и откуда он берется в Google Analytics, то первые 10 статей в поисковиках скажут вам, что проблема в ваших utm-метках, и нужно их починить.

“Основные причины появления yabs.yandex.ru — это отсутствие UTM-разметки.

Необходимо проверить, во всех ли URL для контекстной рекламы корректно настроена UTM-разметка…

Второй вариант — это когда разметка сделана правильно, но cms сайта настроена так, что метка в URL при переходе обрезается.”

“yabs.yandex.ru — это технический поддомен Яндекса, в котором реализована переадресация … Чтобы избавится от этих источников можно добавить UTM разметку к вашим ссылкам…

“yabs.yandex.ru / referral — контекстная реклама в яндекс (возможно и медийная), если не настроены или неправильно настроены utm-метки”.

Некоторые даже рекомендуют переименовать с помощью фильтров на стороне Google Analytics этот источник в yandex / cpc, но это лечит только симптом, но не заболевание.

Реальное решение проблемы можно найти в блоге Димы Осиюка, но его очень сложно нагуглить, потому что там он не рассказывает конкретно про yabs.yandex.ru, а говорит в целом про аналитику на SPA-сайтах.

yabs.yandex.ru — отличный индикатор, чтобы найти проблему в настройках аналитики.

Он указывает, что мы имеем следующие проблемы:

  • часть конверсий не попадают в правильный источник;
  • во всех ваших отчетах некорректные цифры;
  • вы неправильно оцениваете эффективность ваших рекламных кампаний;
  • и как результат, совершаете ошибки при оптимизации и оценке эффективности ваших каналов.

Эта проблема затрагивает все рекламные каналы, т.к., например рекламу из Google Ads вам так легко не отловить, потому что у неё нет отдельного технического поддомена, и в данном случае она будет попадать в google / organic, и вы этого даже не заметите

Откуда берется yabs.yandex.ru?

yabs.yandex.ru — это действительно технический поддомен Яндекса. Когда пользователь кликает по рекламе в Директе, то сперва он отправляется именно туда, и уже потом его перенаправляют на нужный сайт. Т.е. это трафик пользователей, которые перешли по рекламе из Директа на сайт.

Но почему у части трафика нормальный источник вроде yandex / cpc, а часть попадает в этот странный yabs.yandex.ru?

Вы можете посмотреть в Google Analytics отчет Основные пути конверсий и увидеть, что yabs.yandex.ru появляется как правило после yandex / cpc. Сеанс изначально начинается в правильном канале, но потом в какой-то момент рвётся, и начинается новый сеанс в yabs.yandex.ru

Как yabs.yandex.ru ворует ваши конверсии из Директа

Всё дело в том как Google Analytics определяет источники трафика у сеансов.

Есть два основных параметра, по которым Google Analytics определяет источник трафика — document.referrer (откуда пришел пользователь) и document.location (где он сейчас — это то, что вы обычно видите в строке браузера).

Когда пользователь переходит по рекламе из Директа на сайт https://site.ru/, то в Google Analytics отправляется просмотр страницы с примерно следующими параметрами:

document.referrer = https://yabs.yandex.ru/

И на этом этапе в Google Analytics всё хорошо. У пользователя начался сеанс с источником yandex / cpc, число сеансов совпадает с числом кликов.

Но многие современные сайты используют технологии, на которых контент подгружается без полной перезагрузки страницы. И когда пользователь листает каталог, переходит по вкладкам карточки товара и т.д., то в Google Analytics начинают отправляться следующие параметры:

document.location = https://site.ru/page=2/

document.referrer = https://yabs.yandex.ru/

И в этот момент в Google Analytics начинается новый сеанс в источнике yabs.yandex.ru, потому что UTM-меток уже нет, а document.referrer не изменился, потому что страница не перезагрузилась.

Как определить причину проблемы

В Google Analytics можно попробовать найти — в какой момент у вас рвётся сеанс и начинается новый. Для это достаточно в отчете по Источнику отфильтровать yabs.yandex.ru и добавить дополнительный параметр — страница входа.

Как yabs.yandex.ru ворует ваши конверсии из Директа

На этих страницах или при переходе на эти страницы как раз и происходит описанная выше ситуация. Чаще всего это бывает при бесконечном скролле каталога в интернет-магазине, когда товары динамически подгружаются, и тогда в отчете вы увидите “вторые» страницы каталогов.

На скрине видно, что больше 1000 сеансов началось в корзине, где скорее всего и происходит перетирание источника.

Дальше вы можете пойти на сайт и найти точный момент когда это происходит покопавшись в консоли или рассказать об этом вашему аналитику.

Как исправить проблему

  • Проверить utm-метки (не, ну серьезно, проверить разметку не бывает лишним)
  • Именовать счетчик GA в GTM;
  • Переопределять страницу в коде счетчика (и не трогать location и referrer, т.к. есть риски вообще всё сломать).

Полезные ссылки по теме:

22
7 комментариев

А что означает Переопределять страницу в коде счетчика?

1
Ответить

Что означает "Именовать счетчик GA в GTM"?

Ответить

Это значит, что счетчику Google Analytics нужно задать "имя" в настройках его кода в Google Tag Manager. В этой статье в первом пункте есть скриншот с настройками из GTM где это делается - https://www.thyngster.com/tips-to-track-an-ajax-based-website-using-gtm-and-universal-analytics/

Ответить

Нельзя просто в настройках исключить источник перехода yabs.yandex.ru?

Ответить

Можно, но тогда это починится только для Директа.
Такая же проблема существует во всех остальных рекламных источниках, просто вы её не видите в отчетах, а она есть.
Реклама из Google Ads в итоге продолжит падать в google / organic, поэтому нужно исправлять проблему на стороне настройки кода отслеживания.

Ответить