Эмоциональное выгорание мобильного маркетолога. Как выявить, помочь себе и коллегам

Наверняка, несмотря на ваш опыт работы, уровень профессионализма и прочее, вы сталкивались с тем, что, просыпаясь утром, вы уже чувствуете головную боль, состояние «разбитости», а также дикое нежелание идти на работу. Если да – то поздравляем! Вы столкнулись с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).

Синдром эмоционального выгорания – это чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности. Он может настигнуть как начинающего маркетолога, так и профессионала с большим опытом работы. При этом, вовсе неважно, насколько любима работа, которую выполняешь, так как есть много факторов, которые провоцируют стресс и приближают к выгоранию.

Возникает подобное состояние как правило из-за трёх факторов: эмоциональное истощение, деперсонализация и ощущение бессмысленности усилий. В группу риска развития СЭВ входят представители профессий, связанных с постоянными непродолжительными контактами с людьми, работники компаний, где руководство давит на сотрудников, а также люди, работающие в конфликтогенной среде и в напряженном ритме. Специфика работы маркетолога зачастую сочетает все эти факторы одновременно.

Еще вчера работники диджитал-маркетинга казались самыми заряженными на успех, а каждый студент хотя бы раз задумывался о том, чтобы все бросить и стать крутым специалистом в этой сфере. Удаленный формат работы, отсутствие офисной рутины, дресс-кода, приятно волнующая перспектива уехать на Бали и навсегда перевести работу в онлайн, превратили эту профессию в одну из самых желанных, а бум на продвижение в социальных сетях – в одну из самых востребованных на рынке всего за пару лет.

Эмоциональное выгорание в мобильном маркетинге

Сегодня первое поколение диджитал-маркетологов испытало на себе и изнанку профессии. Ненормированные часы работы, стрессы, погоня за трендами, размытые границы ответственности и постоянные дедлайны – такова реальность диджитал-маркетолога, которую можно описать одной фразой – «нужно вчера!» Согласно исследованию hh.ru, одна из самых стрессовых работ профессия маркетолога (на третьем месте после страховщиков и управленцев).

Согласно исследованию <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhh.ru%2Farticle%2F14948%3FcustomDomain%3D1&postId=277658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">HH.ru</a>
Согласно исследованию HH.ru

За последний десяток лет планка входа в профессию резко снизилась. Сегодня цифровой маркетинг выделился в самостоятельное направление, разделенное на узкие специальности. Если раньше на маркетологов обучались пять лет в вузе, сейчас овладеть азами профессии можно на онлайн-курсах, которые выпускают значительно больше специалистов. Растет конкуренция, знания стремительно устаревают, и приходится постоянно быть в тонусе, чтобы успевать за рынком. Однако, по-прежнему, стрессовым фактором остается коммуникация с клиентами. Коронакризис ударил по бизнесу, и поставленные в сложное положение клиенты вынуждены разрывать контракты, сокращать бюджеты, а также требовать выполнения большего количества задач, снижая «косты» на маркетинг. Именно поэтому специфика «диджитального» бизнеса вновь изменилась, многое основано исключительно на человеческих эмоциях, взаимоотношениях.

Признаки выгорания. Распознать, чтобы преодолеть

Выгорание на работе встречается у большинства профессионалов, однако распознать его получается зачастую только в самом запущенном виде. Поэтому важно различать первые тревожные звоночки, которые характеризуют выгорание:

  • усталость с самого утра и трудности с пробуждением;

  • злоупотребление алкоголем и сигаретами;

  • сниженный аппетит;

  • избегание общения;

  • заторможенность и сонливость;

  • постоянные головные боли;

  • тревожные состояния и панические атаки;

  • агрессивность, раздражительность;

  • апатия.

Обнаружив у себя или коллеги один из этих симптомов, стоит пройти тест на СЭВ, а если симптомов несколько, лучше сразу обратиться к специалисту. Хотя начать имеет смысл просто с обсуждения текущих проблем со своим руководителем.

Как выплыть из тумана СЭВ и вернуть вкус к жизни

Если подозрение подтвердилось, и вы оказались подвержены эмоциональному выгоранию, ни в коем случае не игнорируйте симптомы. Попробуйте применить простые рекомендации ниже.

Время расчехлить гантели или найти хобби. Можно начать со спокойных занятий для отвлечения от дел, постепенно наращивая активность. Четко обозначайте свое свободное время и не позволяйте работе вторгаться в него. А если это кажется невозможным, самое время заняться делегированием.

Делегируйте скучные, нелюбимые, рутинные дела. И не только рабочие, но и бытовые. Не жадничайте. Подумайте о том, что деньги, потраченные сегодня на визит уборщицы, сэкономят на походе к психологу через пару месяцев.

Впрочем, на психологе экономить не стоит. Своевременное обращение к специалисту убережет вас от тяжелых последствий и затяжного восстановления. На начальной стадии СЭВ решить проблему возможно и за пару сеансов.

Эмоциональное выгорание мобильного маркетолога. Как выявить, помочь себе и коллегам

Если физическая активность, хобби и психологическая помощь испробованы, но вернуть энтузиазм к работе и повседневности так и не удалось, стоит посмотреть на проблему под другим углом. Возможно, выгорание – это лишь следствие того, что работа давно не приносит удовлетворения, а, возможно, вас угнетает совсем не перспектива читать рабочие сообщения, а токсичный коллектив, который эти сообщения пишет. Чтобы не запутаться в противоречивых чувствах, для начала определите какие дела приносят прибыль и позволяют сохранять привычный уровень жизни и комфорта. Дополните вашу основную деятельность тем, что приносит вам хорошие эмоции, удовлетворенность собой, дарит радость. Напоследок избавляемся от всего, что не приносит ни денег, ни пользы, ни радости.

В ходе такой уборки вы можете решиться на кардинальные изменения. Если вы склоняетесь к смене работы или профессионального направления, постарайтесь не подвергать себя дополнительному стрессу и, при возможности, возьмите паузу. Максимально отстранитесь от всего, что связано с маркетингом. Вознаградите себя за долгие месяцы без нормального отдыха, смените окружение, отправьтесь в поездку, отдохните на море.

Советы для тех, кто чувствует самое настоящее «выгорание»

Если момент «выгорания» подкрался к вам, да еще и большими шагами, то имеет смысл сделать ряд действий, которые, возможно, помогут не расставаться с любимой профессией или компанией.

  • Обсудите основные «болевые точки» с вашим руководителем. Постарайтесь совместно с ним определить, с чем связана, например, ваша перегруженность. Может быть, имеет смысл, сделать перераспределение задач и обязанностей. Обменяться с коллегой проектами, а также провести определенную ротацию. А, может быть, что вы просто не были давно в отпуске. Однозначно, это стоит обсуждать. Ведь очень часто ввиду высокой загруженности ваш любимый босс просто не замечает операционных деталей, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной рутине.

  • Обсудите с коллегами, руководителем или клиентами то, как вы сможете прооптимизировать текущие процессы. Возможно, вы сможете автоматизировать какие-то рутинные отчеты, а также снизить загруженность по тому, что отнимает невероятное количество сил, энергии и трудозатрат;

  • Постарайтесь разграничить рабочее и нерабочее время. Это, прежде всего, мотивирует вас на скорейшее выполнение задач, возможно, вы поработаете со своим внутренним тайм-менеджментом, а также сможете посмотреть на ваши текущие задачи с другой стороны. Тем самым, уходя после 19:00 из офиса, вы закрываете крышку ноутбука и погружаетесь в отдельный мир ваших личных задач, идей и проектов, не думая о работе. И будете покидать офис с абсолютно спокойной душой;

  • Попробуйте поискать интересные для вас проекты, задачи, которые бы могли вдохновить вас. Например, вы давно хотели получить новые знания, но рутина не позволяла сделать этого. Либо, может быть, вы хотите придумать что-то новенькое в корпоративной культуре компании. И поработать над сплочением коллег. Это тоже может быть хорошим способом отойти от рутины и погрузиться во что-то максимально интересное для вас.

Эмоциональное выгорание мобильного маркетолога. Как выявить, помочь себе и коллегам

Пусть вас не останавливает страх выпасть из трендов и потерять хватку. В погоне за стремительно устаревающими знаниями цифровой эры сложно не обесценивать собственные безнадежно устаревшие достижения и хотя бы на время переключиться. Но постоянно отказывая себе в отдыхе в пользу работы, вы рискуете погрязнуть в рутине и выгореть. Заботьтесь о себе и помните: хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.

99
11 комментариев

Ох, я полгода выходила из выгорания. Неприятная штука...
Главное, что я вынесла за это время - нужно сначала планировать отдых, а потом работу. Особенно перед крупными проектами: сразу бронирую себе билеты в кино, массаж, записываюсь на спорт. Иначе просто завалю себя работой (еще если она мне очень интересна, то вообще не буду замечать усталости, пока не разряжу свою внутреннюю батарейку).

Ну и базовый чекап здоровья нужно проходить: часто апатия, сонливость, хроническая усталость - это признаки нехватки каких-то элементов в организме (например, витамина Д или железа). Физические проблемы потом могут притянуть за собой эмоциональные и умственные (снижение работоспособности в целом)

Поэтому к вашим критериям позволю добавить еще по классике (точнее, по Маслач): обесценивание своих достижений, эмоциональное истощение (когда нет сил даже на общение с друзьями) и деперсонализация.

6
Ответить

Полностью согласна с вами. Аналогичная ситуация сейчас происходит с многими. Я еще до сих пор отхожу от предыдущего выгорания. И на это давит обстановка в стране с коронавирусом, помимо это еще на работе что-то шло не так и страдали все сотрудники. В итоге, я долго ждала возможности сменить работу и сменила ее. Сейчас получше,  но последствия остались. Даже занятие хобби пока не помогает. Смотрю всякие фильмы, мультфильмы, сериалы и мечтаю. Это успокаивает.) 

1
Ответить

Еще хотела добавить: часто указывают, что можно обратиться к руководителю за помощью. Стоит учитывать, что не все руководители готовы выслушать такое. И это очень неприятно, потому что ценность компании уже пропадает у сотрудника. Он начинает понимать, что всем все равно. С этим я тоже лично столкнулась.

1
Ответить

Меня вообще так уволили, когда я попросила отпуск на пару дней

Ответить