Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Привет. Меня зовут Костя. Около 10 лет я занимаюсь тем, что развиваю дизайн-команды и дизайнеров. Сейчас я руковожу дизайном в AGIMA.

В этой статье я расскажу про свой опыт развития софт скиллов у меня лично и у ребят, с которыми я работаю. Этой темой я вдохновился, после того, как мы с «Нетологией» провели исследование по софт и хард скиллам. Прочитать его можно тут, а пока я поделюсь своим мнением.

Начну с того, что у меня есть подозрение, что не все скиллы одинаково полезны. Поэтому ниже я постарался более-менее привязать разные навыки к уровням развития дизайнера. Надеюсь, что это поможет лучше ориентироваться и планировать свой карьерный рост.

Ну, и необходимый спойлер: все это личный и достаточно субъективный опыт, который не всем подойдет. Я предупредил, так что погнали.

Про термины

Забавно, что на рынке нет четкой градации или определения уровней развития дизайнеров. Я как-то пытался найти что-то универсальное и, конечно, потерпел фиаско. Но по опыту общения с коллегами и заказчиками понятен общий принцип:

Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Стажер

Не умеет ничего или умеет самые базовые вещи. Совершенно не самостоятелен.

Джуниор

Умеет делать базовые вещи, нуждается в существенном контроле во время работы.

Мидл

Умеет делать много чего, значительную часть работы может делать самостоятельно.

Синьор

Умеет делать всё или почти всё, практически не нуждается в помощи, а если нуждается — может добыть ее сам.

И еще пара ролей, чтобы было понятнее, что да как:

Тимлид

Умеет лидировать команду. При этом может быть даже джуном, главное — чтобы помогал команде достичь цели.

Арт-директор

Самое размытое понятие. Чаще всего подразумевается, что это лидер проекта или лидер команды.

Хотя знакомые дизайнеры из европейских компаний утверждают, что арт-директор — это редкий дизайнер уровня «бог», который одним взглядом может решить любую сложность и лечит проблемы типографики просто наложением рук. И что далеко не в каждом проекте или агентстве такой есть... Но может, это они так шутят. У нас в России арт-директором может назваться почти любой.

Про софт скиллы

Забавно, но каждый раз, когда заходит разговор про софт скиллы, мне приходится лезть в интернет, чтобы освежить в голове определение. Как-то не держится этот англицизм в моем мозге. И каждый раз я пытаюсь запомнить, что софт скиллы — это скорее про наши качества как личности.

И как сложно починить мою память и закрепить там это знание, так же сложно развивать свои личностные качества. Но что-то сделать всё же можно.

Lvl 1. Джун

На этом уровне важно заложить фундаментальные основы себя как дизайнера. Поэтому я выделил 3 навыка.

Эмпатия

Этот навык я считаю самым важным для дизайнера. Нет эмпатии — нет дизайна. Эмпатия — это способность понимать людей, для которых вы делаете дизайн. Не надо путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «влезть в шкуру» пользователя.

Я думаю, что основа для развития эмпатии — понимание того, как думает человек и как устроен мир.

Вот список книг, которые помогли мне сформировать это понимание:

  • Виктор Папанек, «Дизайн для реального мира». Книга о том, что дизайнеру полезно смотреть и думать шире, чем это предполагает его коммерческая работа.
  • Вит Ценев, «Психология рекламы: реклама, НЛП и 25-й кадр». Старая, но простая и понятная книга про то, как у людей работают мозги.
  • Гоулман, «Эмоциональный интеллект». Популярная довольно сейчас тема.
  • Масару Ибука, «После трех уже поздно». Немного про то, как устроены дети. Особенно актуально для тех, кто работает в этой нише.
  • Александр Прохоров, «Русская модель управления». Про то, как все работает у нас тут, в славянском мире.
  • Эрин Мейер, «Карта культурных различий». О том, как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде. И о том, как отличается восприятие у людей в разных странах и культурах.

Самостоятельность

Способность отвечать за себя, находить ответы на вопросы, задавать эти вопросы, умение планировать свою деятельность — это один из базовых навыков, как мне кажется. Чем лучше он развит, тем успешнее дизайнер.

Мне в свое время помог переезд из родного Минска в соседнюю, но далекую Москву. Тут пришлось учиться решать свои проблемы самостоятельно, без поддержки родных и друзей. Это закаляет и меняет сознание. С этой же точки зрения, мне кажется очень крутой идеей уехать учиться или работать в другой город, а лучше в другую страну.

Ещё можно путешествовать дикарем: без турпутевок, в которых за вас все решили, гидов, ведущих за руку, и сладкого комфорта all inclusive. Это расширяет кругозор, прокачивает навыки коммуникации и ориентирования в сложных ситуациях, учит планировать, когда нужно, и главное — отдаваться вдохновению.

Конечно, я отмечу организацию собственного бизнеса. Я знаю дизайнеров, которые приходили в профессию после того, как были предпринимателями или директорами. С самостоятельностью и самоорганизацией у таких людей проблем нет совсем.И как ощутимый бонус: этот опыт дает понимание проблем бизнеса (+1 к эмпатии).

Критическое мышление

Поразительно, какие большие проблемы у нас с критическим мышлением. Этому не учат в школах, преподают не во всех институтах. Но способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы — это прямо супербонус для продуктовых дизайнеров.

Тут хочется дать 3 довольно спорных рекомендации, но лучше у меня нет:

  • Изучайте формальную логику. Эта наука помогает анализировать вводные и делать выводы, а также обосновывать эти выводы без искажений от наших эмоций. Хорошая серия заметок про логику есть у Ильи Бирмана.
  • Ищите альтернативные мнения, сравнивайте их и делайте свои выводы. Почитайте мнение антипрививочников и аргументы сторонников вакцинации. Смотрите новости власти и оппозиции. Изучите предложение банка и отзывы о нем. Но без эмоций, независимо от того, чью сторону вы занимаете.
  • Изучайте мир. Тут внезапно хочется порекомендовать книгу Джеймса Бёрка «Пинбол-эффект: от византийских мозаик до транзисторов и другие путешествия во времени». Лично мне она показала, что видимый мир гораздо сложнее, чем просто черное и белое, а взаимосвязи между отдельными фактами, событиями и объектами могут быть невероятно причудливы и неожиданны.

Бонус-скилл: настойчивость/упорство

По количеству писем с резюме начинающих дизайнеров, которые сыпятся на наши почтовые ящики, понятно, что конкуренция среди стажеров и джунов сейчас дикая. Найти хорошее место работы, на котором получится набраться необходимого практического опыта, судя по всему, не очень просто. Мне в свое время повезло, и я последовательно прошел все стадии роста дизайнера пусть не в топовых, но далеко не в самых плохих компаниях. Но особенно мне везло с наставниками и менторами.Я не могу дать никаких советов — в моем случае было упорство + удача. А удача — это что-то рандомное.

Просто не сдавайтесь, верьте, пробуйте разные подходы, и, скорее всего, всё получится.

Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Lvl 2. Middle

Итак, первый барьер успешно пройден. Продолжаем развиваться, и, конечно, первый навык — это:

Саморазвитие

Если помните, в разделе о различиях разных уровней, самостоятельность была одним из основных отличий мидла от джуна. Старшие товарищи начинают вам больше доверять и больше на вас надеяться. Вас уже никто не будет вести за ручку по проекту. Да и по жизни. Да и вы уже должны больше понимать про себя и про то, куда вам идти.

Вот и идите: изучайте хард скиллы, нужные в вашей специализации, занимайтесь медитацией, читайте, выступайте. Вспомните, что вы самостоятельны, и развивайтесь.

Принятие решений и решение проблем

Самостоятельность подразумевает, что вам придется вести проекты одному (целиком или частично). Чтобы научиться принимать решения, я не знаю лучшего метода, чем брать на себя ответственность и принимать решения.

Вместо того чтобы спрашивать, «как это сделать», попробуйте сделать, обосновать решение и потом разобрать плюсы и минусы с командой и куратором. И наверное, поможет совет от Людвига Быстроновского: перед тем как показать работу арт-директору, попробуйте предположить, что он вам скажет. Если начинаете угадывать его комментарии, это значит, что вы молодец.

Командная работа

Задачи, которые решает мидл, по крайней мере в AGIMA, очень часто подразумевают участие большого количества людей. Как в схожей функции (дизайнеры, проектировщики), так и в смежной (менеджеры, разработчики). Не думаю, что можно научиться командной работе, не работая в команде. Поэтому тут надо просто найти проект с сильным тимлидом и сильной командой.

Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Lvl 3. Senior

Если вы тут, то, скорее всего, вы уже все знаете и можете дописать эту статью лучше меня. Синьор-дизайнеры — это самостоятельные люди, уверенные в себе, супергерои, умеющие решать почти любую проблему.

Но тем не менее, вот мой список.

Коммуникация

Умение донести свою мысль, объяснить, аргументировать, договориться: вот что часто нужно в общении с коллегами и клиентами.

У ребят, с которыми я работал, эти навыки всегда были достаточно развиты, но чтобы усилить их, я порекомендую 2 книги:

  • Джим Кэмп, «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков».
  • Сарычева Людмила, Ильяхов Максим, «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты».

Выступления

Выступать перед незнакомыми людьми — это стрессовая ситуация. Когда на тебя смотрят несколько десятков глаз, наш древний мозг автоматически воспринимает это как агрессию и начинает борьбу за выживание: выделяет адреналин, активирует протокол «убежать и спрятаться». И бороться с этой агрессией сложный, но вполне понятный навык. Хотя это не самый необходимый навык для дизайнера. Но он может сильно продвинуть вашу карьеру и ваше развитие.

Я раньше дико боялся выступать, даже перед одногруппниками в институте. Но во время учебы я прошел курсы ораторов. Там меня немного натренировали, и потом я начал потихоньку задавать вопросы на конференциях, выступать на мелких сходках. Теперь я без проблем могу выступить хоть перед советом директоров, хоть перед сотней-другой дизайнеров. Думаю, это достаточно универсальные методы, которые подойдут каждому: просто начните говорить на людях. Отличный пример, пришедший к нам из Древней Греции — госдеятель Демосфен. Не имея врожденного таланта, он тренировался и даже меч, который колол его при дергании плеча, на потолок повесил. Так он стал великим.

Менторство

Умение объяснить, обучить, вдохновить — ценный навык для организации. Например, мы в AGIMA поняли, что надежнее выращивать специалистов внутри, чем брать снаружи готовых. Тут есть несколько плюсов:

  • внутри компании формируется довольно обширная «Википедия», к которой всегда можно обратиться;
  • формируется культура наставничества, которая помогает не только обучать новых дизайнеров, но и прокачивать себя самого, например, выступая на внутренних митапах;
  • и конечно, у всех членов команды формируются одни ценности и общий подход.

У нас в команде хорошая атмосфера взаимовыручки: проходят регулярные встречи и холивары, на которых мы обсуждаем разные вопросы, обмениваемся мнениями. И принято, что старшие специалисты прокачивают джунов: они много общаются по проектам, ставят реальные задачи, отвечают на вопросы.

Заключение

В заключение хочу еще добавить 3 замечания.

  • Деление по уровням и скиллам очень условное: в интернете обязательно найдется сотня других, более подходящих категоризаций. Будьте снисходительны.
  • Развивайте навыки, которые соответствуют вашему уровню.
  • Все рекомендации основаны на моем личном опыте. Он где-то устарел, где-то не самый лучший и эффективный. Поэтому я искренне надеюсь на помощь сообщества: не стесняйтесь критиковать и накидывать в комментарии свои способы и делиться опытом.

И напоследок закину полезную ссылку на бесплатный митап про софт и хард скиллы. Рекомендую его посетить или посмотреть запись, особенно, если вы джун и мидл, а синьоров, как всегда, приглашаю в комментарии.

6969
7 комментариев

Автор шикарен!
На самом деле подобные софт скиллы нужны не только дизайнерам, но и разработчикам тоже. Понимать менеджра например - это отдельный скилл, ровно также, как и наоборот. 

5
Ответить

Абсолютно с вами согласна. 

3
Ответить

Костя, спасибо за статью, имхо очень полезные советы не только для дизайнеров! Добавил себе в список книгу "Карта культурных различий", давно хотел почитать, но теперь точно сразу после sapiens.
Еще рекомендую всем книгу "Ясно-понятно" от Ильяхова (продолжение "пиши-сокращай")

4
Ответить

Если Sapiens зашел, то не пропусти вторую его книгу:
Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня

3
Ответить

Даже добавить нечего)
Отдельный плюс за иллюстрации 😄
Ну а вообще, самый основной навык — умение разговаривать, доносить свои мысли и аргументировать решения. Как только я его вкачал — сразу пошёл буст)
А там за аргументацией решений подползёт самостоятельность, а там и менторство, и вот ты уже синьор 😏

2
Ответить

Как тут не сдаваться когда так долго ищешь.

Ответить