Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN

В марте 2020 года в Рязани команда региональной дирекции группы компаний «Флакон» (от создателей дизайн-завода «Флакон» в Москве, Flacon 1170 в Сочи, проектов «Хлебозавод», Vernissage, комьюнити «Деревня» и других) открыла новое пространство — Flacon Space x Ryazan. Данил Попков, куратор проектов «Флакон», рассказал, как запустить бизнес, связанный с посещаемостью, в эпоху пандемии. С какими проблемами столкнулась команда? Как сделать MVP-проект прибыльным? И что делает пространство уникальным, — обо всем этом в материале, приуроченном к запуску нового курса Skillbox и «Флакон» — «Управление креативным пространством».

Flacon Space: что пространство предлагает гостям?

Открытие креативного пространства — задача, напрямую связанная с грамотным планированием. Может казаться, что такие места создаются случайным образом, но тогда они и закрываются быстро. Надо отметить, что концепция креативного пространства не новая. Дизайн-заводу «Флакон» в Москве уже больше 10 лет. Мы знаем, как работать с креативным пространством в мегаполисе, поэтому несколько лет назад решили попробовать охватить регионы. Сейчас мы помогаем проектировать креативные пространства в десятке городов, и эта цифра постоянно растет.

Для создания востребованного пространства первым делом надо ответить на вопрос — что нужно людям? Для поиска ответа мы проводим исследования. Первый этап — изучение города, его креативных сообществ и потребностей людей: мы проводим встречи с местными предпринимателями и активистами. Второй этап — выезд команды на место. В это время мы общаемся с заказчиками и локальными креативными проектами.

Подобное исследование помогло нам определить запрос жителей Рязани на удобное функциональное место для развития проектов креативного комьюнити. Сегодня Flacon Space — это дизайн-пространство, состоящее из нескольких структурных единиц: событийной площадки, кофейни, лаунж-зоны, выставочной зоны, воркспейса и шоурума локальных марок. В последнем можно найти одежду, дизайнерские украшения и работы художников. Суть пространства заключается в его разноформатности.

Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN

Принципы команды: MVP, win-win

Наш главный принцип — мы открываем пространство, которое легко трансформировать под запросы жителей города. То есть мы запустили MVP-проект, а далее дорабатывали его: искали креативные команды, которые хотели бы с нами сотрудничать. В Рязани оказалось не так много СМИ, которые агрегируют нужную нам аудиторию, а потенциальные резиденты нам не доверяли и думали, что на них просто хотят заработать. Но мы продолжали искать формат под запросы аудитории, были и остаемся открытыми по отношению к дружественным проектам и гостям. Так мы продемонстрировали наш следующий принцип — win-win сотрудничество. Для проведения мероприятия организаторам не надо платить аренду за площадку. Некоммерческие ивенты можно проводить бесплатно, а если речь идет о коммерческом событии, то просто делим выручку с резидентом с пропорциями не в нашу пользу. Мы не зарабатываем на резидентах, но зарабатываем вместе с ними.

Локдаун, новая команда и перезапуск

Мы открылись в марте 2020 года. Сразу после открытия начался длительный локдаун. Нельзя сказать, что он сильно повлиял на успешность пространства, ведь оно было совсем новое и не особо популярное. Как небольшая площадка, на тот момент мы не претендовали на проведение крупных мероприятий. Но даже в мелких форматах чувствовались ограничения: и заказчиков было меньше, и гостей. Но это не главная трудность. Основной проблемой стало то, что местная команда была совсем новой и не понимала формат проекта, что ему нужно: какие события, резиденты и сообщества.

Мы еще не наладили все процессы внутри, у нас не получалось уделять должного внимания команде. Они не верили в проект и не прикладывали усилий к его совершенствованию. Пространство развивалось медленно и не всегда в желаемом направлении. Это стало для нас критичным моментом, так как торговый центр, где мы располагаемся, находится далеко от центра города и не пользуется популярностью. Мы рассчитываем только на целевой трафик и события, ради которых захочется специально приехать на площадку.

Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN

В январе 2021 года мы сами приехали в Рязань и перезапустили проект. Ключевым моментом стало обновление команды и изменение стандартов. Как результат, за два месяца прибыль выросла на 134%, учитывая все ограничения пандемии и локации.

Идеология: креативное комьюнити, тренды дизайна и локализм

Наша суть — место силы креативного комьюнити города. Обычно мы создаем точки притяжения из заброшенных или невостребованных объектов, которые так нужны креативным сообществам, активистам, предпринимателям.

На площадке мы собираем отечественные бренды из разных уголков страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Сочи. Это одежда, аксессуары, десерты ручной работы, открытки, постеры и прочие крафтовые товары. Особое внимание мы уделяем местным Рязанским проектам, так как стараемся поддерживать прежде всего локальные марки. На данный момент планируем развивать это направление, привлекая специалистов по мерчандайзингу и маркетингу.

Еще одна составляющая уникальности пространства — дизайн. Минималистично, экологично и уютно. Мы следуем трендам, ориентируясь на международные стандарты.

Flacon Space сегодня: планы, соседи и конкуренты

Сейчас мы проводим около 20–25 событий в месяц. Это хороший уровень, но мы продолжаем набирать аудиторию, чтобы проводить еще более интересные, масштабные и прибыльные мероприятия. Пока о пространстве не так много известно, но на это обычно уходит пара лет. Теперь мы поставили проект на ноги и наступил этап, когда мы можем тщательнее работать над позиционированием и репутацией.

Мы мониторим отзывы. Самые популярные сводятся к тому, что мы единственное пространство в Рязани, помогающее креативным проектам самовыражаться и развиваться.

Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN
Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN

Проект растет, и мы видим, что нам уже не хватает рук и некоторых сервисов. В ближайших планах — расширить команду и добавить в пространство еду. Мы очень хотим найти что-то простое и понятное для нашей аудитории, например, фалафельную или кафе с завтраками целый день. У нас уже есть фишки, которые помогают нам быть уникальными: буккроссинг, настольный футбол. Но мы всегда стараемся добавить еще больше опций, ради которых гости будут приходить вновь и вновь.

Кроме этого, мы меняем подход к мероприятиям. Раньше у нас была гипотеза: администратор пространства помогает в организации событий. Практика показала, что эта схема плохо работает. Наша новая гипотеза: администратор обеспечивает сервис, работает с гостями и помогает проводить небольшие ивенты. А крупными занимается специальный куратор событий. Мы верим, что это повысит уровень качества мероприятий.

Как открыть креативное пространство: разбираемся на примере Flacon Space x RYAZAN

Наши ближайшие соседи по площади в торговом центре — книжный магазин и кинотеатр, поэтому мы не можем показывать фильмы или продавать книги. У нас был кейс: мы планировали провести garage-sale от популярного издательства, но уже в процессе раскладывания книг и финальной подготовки выяснилось, что мы не можем проводить ивенты, связанные с продажей литературы.

Молодые сотрудники торгового центра относятся к пространству с воодушевлением: заходят выпить кофе, отдохнуть и просто пообщаться. Старшее поколение не во всех случаях разделяет наш подход: периодически поступают жалобы на музыку во время мероприятий. Тем не менее, мы открыты и дружелюбны по отношению к соседям.

Наш формат — коллаборация, а не конкуренция. Даже «конкуренты» в рамках целого города являются для нас коллегами. Мы помогаем друг другу развивать бизнес. Когда другие креативные пространства проводят интересные мероприятия, повышается популярность подобных событий в целом. Как следствие, у нас тоже увеличивается узнаваемость и посещаемость.

Нам еще есть над чем работать, но уже понятно, что креативные пространства востребованы не только в Москве и Петербурге. Мы продолжаем выходить в регионы и тестировать разные форматы для поддержки местных комьюнити. Мы не пренебрегаем ни удаленными районами, ни малыми городами. Места жизни не знают границ, и везде есть люди, которые в них нуждаются.

Подытожим. Чтобы создать креативное пространство, можно следовать следующему плану:

  1. Найти площадку;
  2. Провести маркетинговое исследование;
  3. Разработать концепцию креативного пространства;
  4. Набрать команду, разделяющую ваши ценности;
  5. Сделать ремонт и оборудовать пространство;
  6. Постоянно искать коллаборации и создавать жизнь на пространстве.

Если вам интересно полное погружение в процессы создания и менеджмента общественными пространствами, предлагаем пройти курс «Управление креативным пространством», который мы записали совместно со Skillbox. Здесь мы подробнее рассказываем о каждом этапе и разбираем примеры из собственного опыта.

1212
7 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Не знал, что у Флакона есть проекты в регионах. Круто!

2
Ответить

Интересно, при условии развивающегося внутренного туризма можно заносить в маст-визит)

1
Ответить

посещать Рязань урбанистам строго запрещено под угрозой нервного срыва. и да, миллениалы изобрели ДК

Ответить

Звучите так, будто они делают что-то глупое. А ДК пора идти в ногу со временем, например оборудовать зоны для удаленной работы.

Ответить