Как сдать ЕГЭ по китайскому на 100 баллов

Советы учителей, сдавших ЕГЭ для преподавателей на уровень «Эксперт».

Чтобы сдать ЕГЭ по китайскому на высокий балл, отличного знания языка будет недостаточно: важно ещё соблюсти процедуру, предписанную разработчиками теста. В этом на собственном опыте убедились преподаватели и ученики China Campus Network.

Треть учеников профильного класса CCN, сдавших ЕГЭ в прошлом году, получили 80+ баллов, а двое учителей прошли диагностику в формате ЕГЭ в Московском центре качества образования (МЦКО) и получили сертификаты уровня «Экспертный».

Учителя профильного класса и Языковой школы при CCN проанализировали собственный опыт сдачи ЕГЭ и в статье «расшифровали» критерии оценивания, которые учитывает экзаменационная комиссия, а также рассказали, как их соблюсти.

Критерий 1. Решение коммуникативной задачи — то есть содержание

Вы должны ответить полно и осмысленно на все поставленные вопросы. Вы рискуете потерять баллы, если:

  • пропустите какой-либо из вопросов;
  • не до конца раскроете тему эссе;
  • сравните фотографии не в том ключе, который требуется.

Работа оценивается в 0 баллов, если:

  • по содержанию полностью не соответствует заданным вопросам;
  • общий объём плагиата* в сочинении составляет 30% и более.

*Плагиатом считаются крупные части сочинения (15 иероглифов и больше), совпадающие с открытыми источниками. Устойчивые выражения и элементы грамматики, как правило, короче 10 иероглифов и не подпадают под это правило. На плагиат проверяются все письменные задания!

Подробнее содержание каждого из пунктов ответа мы рассмотрели ниже.

Критерий 2. Организация ответа — логика и построение текста

Даже если с содержанием и иероглификой всё в порядке, ученик может «засыпаться» на оформлении ответа. Поэтому нужно хорошо запомнить шаблон построения ответа и следовать ему. Каждый пункт — это самостоятельный абзац, начинающийся с красной строки (отступа в 2 клетки).

Планы письменных заданий

Личное письмо (задание 28):

- Дорогой друг,

- здравствуй.

- Поблагодарить за письмо и упомянуть, что вы раньше уже общались.

- Ответить на вопросы, заданные другом.

- Задать три встречных вопроса по заданной теме.

- Написать завершающую фразу (今天就写到这儿).

- Выразить надежду на дальнейшее общение (期待你的回信,希望我们要见面了).

- Пожелание (祝好!,好运!,生日快乐!).

- Подпись китайским именем — справа.

- Дата иероглифами — справа. Дата, записанная арабскими цифрами в формате 2021年6月19日 или просто 2021.06.19, будет считаться ошибкой, из-за этого вы потеряете баллы. Помните, что сначала пишется год, потом месяц, в самом конце день.

Соблюсти нюансы оформления очень важно, т.к. даже из-за, казалось бы, мелких недочётов можно получить 0 баллов. Так, в нашей практике был случай, когда ученик забыл про завершающую фразу и пожелание всего хорошего, а также написал дату арабскими цифрами — получилось 3 ошибки и 0 баллов за организацию текста.

Так будет выглядеть ответ на задание 28 на бланке
Так будет выглядеть ответ на задание 28 на бланке

Эссе (задание 29):

- Вступление — перефразированная проблема (在世界上…/ 越来越多人觉得…) или выражение вашего мнения (我个人认为…/对我来说…) в зависимости от задания. Далее нужен мостик, логически подводящий к перечислению причин для такого мнения, например, 原因有几个.

- 1-й аргумент в пользу вашего мнения и его доказательство, обязательно наличие вводной фразы (第一,首先)

- 2-й аргумент в пользу вашего мнения и его доказательство, обязательно наличие вводной фразы (第二,其次)

- 3-й аргумент в пользу вашего мнения и его доказательство, обязательно наличие вводной фразы (第三,其三).

- Заключение — подведение итогов, повторная формулировка мнения, также обязательно вводное слово (总之而言,简单一句,这样).

Формулируя доказательства, вы можете опираться на данные исследований, свой личный опыт, конкретные примеры. Важно, чтобы довод звучал чётко и убедительно. Следите за тем, чтобы аргументы не противоречили друг другу и не повторяли друг друга, иначе вы потеряете баллы за логику.

Так будет выглядеть ответ на задание 29 на бланке
Так будет выглядеть ответ на задание 29 на бланке

Планы устных заданий

Устное задание 1

В первом вопросе нужно обязательно назвать на китайском место или обстоятельство, при которых задаётся вопрос (оно указано на русском в задании и на китайском — под картинкой). Затем необходимо чётко задавать вопросы в порядке, указанном на компьютере.

Если вы решили, что ошиблись, задайте вопрос ещё раз, внеся нужные коррективы — эксперт будет оценивать только последний прозвучавший вопрос. Здесь по аналогии с письменными ответами: если вы зачеркнули ответ и написали новый, оценивать будут только его.

Устное задание 2

- 我选择第…号照片.

- Вступление, приглашение к просмотру фото — 我想给你价绍这张照片,我们一起看一看我的相册吧。

- Само описание фотографии обязательно включает в себя пять пунктов:

  • когда было сделано фото (这张照片是两年前拍的);
  • где сделано (当时我们玩儿在北京);
  • кто или что на фото (照片上的人是我爸爸妈妈);
  • почему этот кадр был сделан (他们很喜欢天安门,而且那时候人不多,所以他们让我照一下);
  • почему именно это фото экзаменуемый решил показать своему другу (照片上的天安门很美,父母也很可爱,这张照片使我唤起回忆,于是我也想给你看看).

Если забудете о чём-то упомянуть, вам снизят баллы за содержание.

- Заключительная фраза — 我希望你喜欢我的照片,我希望你感兴趣,我说完了。

Фраза 我选择第…号照片 не является вступлением, это техническая реплика для проверяющего. Она произносится обязательно в начале ответа, но не заменяет собой собственно вступление.

Устное задание 3

Нужно записать аудиосообщение воображаемому другу, с которым вы как будто выполняете совместный проект на заданную тему. В рамках этого проекта вы нашли две фотографии и хотите рассказать о них другу.

- Вступление, обращение к другу, для которого записывается аудиосообщение: 我们讨论一下我们的作业;我找到了一些资料,现在给你介绍.

- Дать краткое описание каждой из предложенных фотографий, указав минимум 2 детали, связанные с темой проекта, для каждой фотографии.

- Назвать минимум 2 существенных отличия в фотографиях по заданной теме.

- Описать достоинства и недостатки (1-2) того, что изображено на фото.

- Рассказать, как именно эти фотографии иллюстрируют заданную тему проекта.

- Выразить своё мнение по теме проекта: что предпочитает лично учащийся.

- Заключительная фраза: 我说完了,你觉得我的资料怎么样?;那你找到了什么?你的看法是什么呢?

Всего 12-15 фраз.

- Вступление — 我要比一比两张照片,我把两张照片介绍一下。

- Непосредственно сравнение фотографий. Необходимо указать хотя бы одно различие и хотя бы одно сходство, причём сравнение должно быть тематическим. Например, если на одном фото девочка отмечает 春节, а на другом мальчик — 圣诞节, то разница вовсе не в том, что на первом фото девочка, а на втором — мальчик.

- Выразить своё отношение к происходящему на фото. Здесь тоже важно высказаться по существу. Например, если на одном фото девушка плавает, а на другом — группа ребят взбирается в гору, то необходимо выразить своё отношение к спорту, поделиться собсвтенным опытом.

- Заключительная фраза — 我希望你喜欢这些照片,我说完了。

Вы потеряете баллы, если не скажете вступительные и заключительные фразы.

Критерий 3. Лексико-грамматическое/языковое оформление текста

Здесь стоит учитывать несколько, казалось бы, очевидных нюансов, о которых, тем не менее, часто забывают:

  • обязательно используйте грамматические связки 因为…所以…、不但…而且… 、要是…的话、又…又… и т.д.;
  • чем богаче и интереснее будет ваша речь, тем лучше, поэтому заранее, во время подготовки к экзамену, составьте ответы-клише, которые вы сможете подставить и в письменное, и в устное высказывание;
  • в то же время, если на экзамене вы не уверены в чём-то и боитесь ошибиться, не застревайте на одной мысли, подумайте над другой формулировкой — это справедливо и для письменных, и для устных, и для тестовых заданий.

Критерий 4. Иероглифика

Не допускается письмо скорописью

Все иероглифы должны быть написаны чётко и аккуратно. Любые не доведённые до конца черты, забытые крючки, слившиеся точки считаются иероглифической ошибкой.

Знаки препинания являются самостоятельными знаками

Каждый знак препинания должен занимать отдельную клетку.

Нельзя путать запятые 、и ,

Запятая 、используется при перечислении: 我有爸爸、妈妈、妹妹和哥哥.

Запятая ,разделяет сложные части предложения: 年轻人都习惯用手机,但是老年人还不习惯。

Дату и все цифры пишите только иероглифами

Нам встречались случаи, когда дату, написанную арабскими цифрами, не засчитывали и снижали балл за оформление.

Избегайте латиницы

К словам, написанным латиницей, у комиссии тоже неоднозначное отношение. Так что лучше не употреблять их без большой необходимости.

Критерий 5. Фонетическое оформление высказывания

Звуки, тоны должны быть ясными и разборчивыми

За нечёткое произношение, «зажёвывание» звуков снимают баллы.

Старайтесь говорить громче

Микрофон приглушает звуки, поэтому не стесняйтесь добавить голосу громкости.

Проверьте микрофон

Прежде чем отвечать, обязательно проверьте качество работы микрофона, — вам выделят на это время.

Критерий 6. Объём сочинения

В письменных заданиях указывают объём сочинения — определённое количество знаков. Обратите внимание, что в это количество входят не только иероглифы, но и знаки препинания. Каждый знак препинания обязательно ставится в отдельной клетке.

В каждом задании требуется свой объём: так личное письмо (задание 28) должно уложиться в 150-190 знаков, эссе-рассуждение (задание 29) — в 160-200 знаков.

При этом разрешено отклониться от объёма не более чем на 10%, то есть необходимо уложиться в 135-209 знаков в письме и в 144-220 — в эссе.

Если вы не уложились в требуемое количество знаков даже с учётом погрешности в 10%:

  • написали меньше, чем нужно: работа не проверяется совсем, за неё выставляется 0 баллов;
  • написали больше, чем нужно: проверяется только то количество знаков, которое требуется в задании, т.е. от начала работы отсчитают 190 или 200 знаков (в зависимости от задания) и отсекут оставшиеся. Это значит, что ваши пожелания, имя и дата или ваши аргументы и заключительные фразы могут исчезнуть из текста, и вы потеряете баллы за структуру и логику.

Надеемся, наши советы помогут вам сдать экзамен на высокий балл. Если вы доведёте организационную часть до автоматизма, сможете сэкономить время и силы на экзамене и вложить максимум в содержательную часть. Желаем успехов!

加油! 逢考必过!

33
14 комментариев

В ЕГЭ столько тонкостей! Вот вроде бы все понятно, а все равно от волнения возникают глупые ошибки, типа превышения количества знаков. Надеюсь ребятам, кто сдают ЕГЭ в этом учебном году, поможет эта статья. 

2

Афигеть! Я не знала, что есть разные виды запятых 🙆🏻‍♀😵‍💫. Их различить, конечно, не сложно, но все равно 😅, сложна. Статья полезная, спасибо. 

2

Какая детальная проработка! Особенно здорово, что автор воспользовался данными из новой демо-версии ЕГЭ 2022 года. В 2021 году были другие цифры для сочинений, но в будущем их изменят. Видно, что учителя следят за новейшей информацией и радеют за своих учеников. И мне самой статья помогла упорядочить знания. Теперь надеюсь, что мои ученики смогут сдавать ЕГЭ так же высоко, как ваши)

2

Полгода курсов подготовки к ЕГЭ в одной статье. Гениально! 

2

Очень информативная и полезная статья. Спасибо! 

1

О круто! Очень полезная инфа. Спасибо большое за статью. 

1

Спасибо за инфу. Теперь с этими знаниями я буду чувствовать себя уверенней. 

1