Удаляют здоровые зубы и вместо них ставят импланты: четыре ошибки стоматологов и их последствия

Недостаточно обследовать пациента — только верхушка айсберга. А на исправление косяков придётся отдать десятки тысяч рублей.

Удаляют здоровые зубы и вместо них ставят импланты: четыре ошибки стоматологов и их последствия

Привет! На связи главврач сети клиник «Белая Радуга» Антон Артёменко. Сегодня расскажу о типичных ситуациях, когда врач может навредить пациенту.

Неполная диагностика, расширение показаний и неверный выбор метода лечения — сценарии, с которыми может столкнуться любой пациент. Пришёл лечить зуб, а удалили два и поставили импланты. Не спросил о крови из десны, а врач не проявил инициативу и не направил к пародонтологу.

Я пишу эту статью, чтобы помочь вам сэкономить деньги и нервы и избежать печальных ситуаций с зубами.

Первая ошибка: недообследованные пациенты

Представьте ситуацию: вы пришли к стоматологу из-за реагирующей на горячее и холодное «семёрки» — предпоследнего зуба в ряду. Там давно невылеченный кариес. Зуб вылечили, и доктор отпустил пациента. А через пару дней чувствительность вернулась. Вы снова идёте к врачу, и оказывается, что беспокоил совсем другой зуб, но боль отдавала в «семёрку». Знакомо?

Самая частая ситуация, когда врач не дообследует пациента — невыявленный кариес. Особенно на контактной поверхности, которая недоступна обзору, — между зубами. Первое время кариес протекает бессимптомно, а когда он уже станет заметен — зубы почернеют — можно опоздать и придётся лечить каналы.

Поэтому высокопрофессиональные врачи регулярно выполняют прицельную рентгенографию, чтобы исключить кариес, невидимый невооружённым глазом.

Другой вариант недодиагностики — когда врач перед вмешательством не выясняет сопутствующие соматические заболевания пациента. К примеру, если есть непереносимость металла, противопоказаны металлокерамические коронки. Нарушения свёртываемости крови или аутоимунные заболевания могут стать противопоказанием для установки имплантов.

С проблемой недодиагностики столкнулась моя пациентка до прихода ко мне. Перед установкой имплантов врач сделал ей только панорамный снимок. Увидел большой объём костной ткани и предположил, что это только облегчит приживаемость импланта.

Но импланты, наоборот, не прижились.

Пациентка обратилась ко мне за помощью, и мы выяснили, что у неё фиброзная дисплазия челюсти — это заболевание, при котором здоровая челюстная кость замещается тканью, состоящей из фибробластов и коллагена. Из-за этой особенности импланты бы не прижились. Нам пришлось удалить ей эти два импланта и поставить мостовидный протез. К сожалению, альтернативы при таком диагнозе нет.

Проблема недообследованности пациентов — очень острая в стоматологии. Многие врачи не заточены замечать сопутствующие заболевания. Хотя этому учили в вузах: наряду со специальными стоматологическими дисциплинами мы изучаем медицину в широком смысле — хирургию, терапию, заболевания ЛОР-органов.

Но в условиях потоковой медицины, к тому же без протоколов лечения по всем заболеваниям, врачи смотрят не на пациента целиком, а на один беспокоящий зуб.

Вторая ошибка: агрессивный маркетинг и расширение показаний для лечения

Если нерв можно сохранить, но клиника предлагает более объёмное и дорогостоящее лечение каналов — это типичный пример overtreatment — избыточного лечения.

Или, например, вместо лечения каналов удаляют зуб и устанавливают имплант.

Ещё одна частая ситуация: человеку с нарушением прикуса предлагают виниры вместо того, чтобы отправить его к ортодонту. Вот почему это плохо: если ставить виниры на кривые зубы, придётся отшлифовать слишком много эмали. Это, во-первых, сократит срок жизни зуба, во-вторых, винир может плохо приклеиться к зубу — если обточка дойдёт до следующего слоя после эмали — дентина.

Зачем врачи ставят виниры на зубы, которым нужны брекеты? Наверное, потому что виниры значительно дороже.

Приведу ещё один пример: вместо того чтобы спасти больной зуб, повторно пролечив каналы, вам предлагают удалить его и вставить имплант. Повторное лечение каналов требует мастерства врача и хорошего микроскопа, потому что важно удалить как можно меньше собственной ткани. А удалить зуб и установить вместо него имплант — гораздо проще, к тому же более маржинально, чем консервативное лечение. Например, перелечивание каналов под микроскопом может стоить от 15 тысяч рублей, а установка импланта — от 50 тысяч.

У меня в практике был такой случай: у пациента с ранее пролеченными корневыми каналами начался воспалительный процесс в корне зуба. В одной клинике ему порекомендовали удалить зуб, а к нам он пришёл за вторым мнением. Он решил лечиться у нас. Мы провели лечение канала, удалили верхушку корня и поставили на зуб коронку. Через несколько месяцев сделали снимок и убедились, что воспаление ликвидировалось.

Как бы вам не рекламировали имплант, он всё равно хуже, чем собственный зуб. В «родном» зубе есть рецепторный аппарат, который контролирует давление и смыкание челюсти. Жевательные мышцы могут развивать усилие до 480 кг на метр из расчёта, что сила сокращения одного квадратного сантиметра поперечно-полосатой мышцы человека около 10 кг, а суммарная площадь сечения жевательных мышц в среднем 48 см.

Чтобы мы не смыкали зубы с такой силой, рецепторы подают сигнал, когда давление избыточно. В искусственном зубе такого механизма нет.

Этой пациентке рекомендовали удалить зубы 17, 26, 47 и 12 — из-за кист. После диагностики в нашей клинике мы пролечили зубы и покрыли их коронками
Этой пациентке рекомендовали удалить зубы 17, 26, 47 и 12 — из-за кист. После диагностики в нашей клинике мы пролечили зубы и покрыли их коронками

Третья ошибка: неправильный выбор схемы лечения

Западная доказательная медицина построена на том, что определённая задача должна решаться определённым методом.

Например, имплантация — удаление зуба, установка импланта и временной коронки за один день, — это проверенный эффективный метод. Но если мы попытаемся провести диабетику имплантацию с немедленной нагрузкой, то имплант, скорее всего, не приживётся. Для пациентов с таким заболеванием лучше применять более осторожные подходы.

Или, к примеру, поставим металлический штифт человеку с бруксизмом — спазмом жевательных мышц, из-за которого он скрипит зубами во сне. Во всех остальных ситуациях штифт работает нормально, но на зуб бруксиста приходится повышенная нагрузка и штифт может его сломать.

Пациенты не доверяют врачам и из-за этого не соглашаются с нашими рекомендациями. И именно мы — врачи — в этом виноваты, потому что не всегда умеем донести важность лечения или правильность выбора схемы.

Однажды от нас ушла пациентка, у которой почти весь зуб был кариозным. Мы предложили ей вставить керамическую вкладку, потому что пломба в этом случае неэффективна и может привести к трещине зуба. Но девушка решила, что это «развод» на деньги, ведь вкладка дороже пломбы.

Она пошла в другую клинику и попросила поставить пломбу. Ей пошли на встречу, и через какое-то время зуб треснул. Этого бы не произошло, если бы она выбрала правильный метод лечения.

Четвёртая ошибка: послеоперационные осложнения

Ошибки допускают все врачи, даже высококвалифицированные. И проблема не в ошибках, а в том, как мы себя ведём, когда их допускаем.

У нас был пациент, которому провели простейшую операцию по установке импланта. А на следующее утро он позвонил и рассерженно заявил, что изо рта идёт кровь. Сказал, что ему предстоит встреча с президентом, а он похож на вампира.

Пациент приехал к нам, и я сразу измерил ему кровяное давление. Измерение показало слишком высокие цифры. Ему предстояла важная встреча, он волновался, поэтому артериальное давление повысилось — это вызвало кровотечение.

К слову, этот пациент через день прошёл полный чекап у профильного врача и начал терапию артериальной гипертензии.

Не бывает врачей, которые за всю практику не допустили ни одной ошибки. Поэтому мы честно рассказываем пациенту, чего ожидать после лечения, и заранее признаём, что можем ошибиться. К примеру, после удаления ретинированного (не до конца прорезавшегося) зуба мудрости может возникнуть онемение нижней губы.

Если мы рассказываем пациенту о возможных осложнениях перед лечением — это предупреждение. А после — уже оправдание. Даже если скажем правду, это всё равно будет восприниматься, как оправдание.

Исход лечения бывает разный и один из вариантов — неудача. В 85% случаев повторное лечение корневых каналов успешно, но даже если врач всё правильно сделал, исход может быть неудачным.

Например, из-за анатомической особенности зуба или бактерий, которые оказались очень стойкими. Лечение каналов будет бессильным и воспаление продолжит прогрессировать.

Поэтому в хорошей клинике вас предупредят обо всех возможных исходах и продублируют эту информацию в добровольном согласии на медицинское вмешательство. Но никакая подпись пациента под информированным согласием не освобождает врача от уголовной ответственности за причинение вреда здоровью.

Как уберечься от врачебных ошибок

На 100% уберечься нельзя. Но, выбрав хорошую клинику и врача, вы сократите шансы на неблагоприятный исход лечения.

  • Выбирайте клинику с собственными протоколами лечения. Они помогают получать предсказуемый и масштабируемый результат.
  • Обращайте внимание, чтобы врач работал в рамках доказательной медицины.
  • Почитайте об оснащении клиники — есть ли в ней микроскопы, сканеры, компьютерный томограф.
  • Посмотрите, есть ли на сайте лицензия, договор клиники, образец информированного согласия и информация о врачах.
  • В классной клинике на первом приёме вам покажут случай, похожий на ваш, — с фотографиями — и расскажут обо всех этапах лечения.
1313
40 комментариев

Статья тоже похоже на маркетинг, агрессивный или нет, сказать не могу. Но всегда обхожу стороной клиники с чрезмерно навязчивым маркетингом, где спамят смс и навязывают много дополнительных услуг которые мне не интересны. Было бы здорово почитать о том, как Ваши врачи или врач ошибся и Вы потом этот случай разобрали комиссионно, междисциплинарно и потом всё сложилось хорошо.

7
Ответить

 и потом всё сложилось хорошо

У врача или у пациента? </sarcasm>

1
Ответить

почему это похоже на маркетинг? 
клиники, которые навязывают лишние услуги, конечно, встречаются. в стоматологии это особенно страшно, ведь речь идет о зубах.

Ответить

по поводу ошибок — как и у всех работающих врачей у нас есть неудачи и мы на делаем из этого секрета и знаем как решить. Уже запланировали такой текст в контент план.

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

мы вас ждали. что ещё скажете?)

2
Ответить

Пришла однажды так с острой болью, удалили зуб, я даже понять не успела что это вообще было. сейчас жалею конечно что запустила так, иначе бы точно пошла за вторым и даже третьим мнением. а теперь уже и не понять было ли там показание удалять или можно было спасти

1
Ответить