Девелоперы будущего играют вдолгую

Один из главных трендов международного рынка недвижимости сегодня заключается в том, что девелопер – это гораздо больше, чем просто строитель, создающий и сдающий здания. Потенциал развития девелоперских функций, которые могут в том числе принести дополнительный доход, безграничны. На недавнем Instagram-эфире мы с Гришей Храбровым, основателем Evolut, обсудили, какие зарубежные практики можно и нужно заимствовать российским девелоперам в развитии своих проектов и своего бренда.

Научить людей жить в своих домах

Подбирая наиболее актуальные для нашего рынка примеры, мы вспоминаем прежде всего сопоставимые по многим параметрам с Россией соседние скандинавские страны. Благодаря активному национальному маркетингу весь мир знает о гармоничной и сбалансированной философии жизни и быта скандинавских народов, будь то лагом, хюгге или калсарикянни. В сфере девеломпента и урбанистики скандинавам тоже есть что рассказать миру.

Интересный кейс финской компании SRV – жилищная школа. Девелопер запустил полноценную образовательную программу, которая позволяет ее участникам правильно продумать стратегию жизни относительно своего дома: как его обустроить и сделать максимально уютным местом. Компания строит не только здания и инфраструктуру, но и ценностные модели, предлагает и развивает определенный стиль жизни. Получается, в данном случае, девелопер берет на себя роль целого общественного института с собственной программой развития, с помощью которого вносит свой вклад в совершенствование всего социума. Это, кстати, характерно для всего общественно-политического устройства скандинавских стран, где люди вовлечены в улучшения общества на всех уровнях, и каждый локальный проект мыслится как часть общего глобального процесса. Подобный подход наиболее ярко отражает понятие «устойчивое развитие», о котором так много и с удовольствием пишут на своих сайтах практически все современные девелоперские (и не только) компании.

<p>Saku Sipola, President and CEO, SRV</p>

Saku Sipola, President and CEO, SRV

Воспитание последователей и аккумуляция компетенций

Продолжая тему образовательного направления в деятельности девелоперов, интересно взглянуть на опыт американской компании Beacon, у которой есть собственная дизайн-школа. Это уже скорее корпоративная история, целью которой является именно подготовка архитекторских кадров, впитавших транслируемые компанией философию и ценности. С ростом объемов и масштабов задач девелоперы зачастую, на отдельных этапах реализации проектов, привлекают агентства, каждое из которых в любом случае имеет свой опыт, взгляд, подход. Наличие своей школы и возможности обучать молодых архитекторов и дизайнеров позволяет девелоперу стать самостоятельным центром компетенций с широкой базой последователей, которые делают вместе с этой компанией одно дело.

“Beacon Communities вошел в рейтинг лучших компаний для работы в штате Массачусетс (Top Places to Work in Massachusetts) по результатам 13-го ежегодного опроса сотрудников ежедневной американской газеты The Boston Globe”.

20 ноября, 2020

Глобальное мышление

Еще один тренд, над которым стоит задуматься – глобальные амбиции девелоперов. В последние годы откровением на шведском рынке недвижимости стала компания Oscar Properties (Швеция), чей основатель в осмыслении и позиционировании своих проектов поднялся на ступень выше своих конкурентов. Его компания стремится строить здания, которые призваны оживлять города и стать их новыми достопримечательностями.

Жилой комплекс 79&amp;Park, 2017, Стокгольм Website Oscar Properties
Жилой комплекс 79&Park, 2017, Стокгольм Website Oscar Properties

Он убежден, что городам с уже сформированным стилем, историей, культурным кодом необходимы свежие идеи, которые будут привлекать людей на годы вперед. Принципиально новые здания могут повлиять и на стиль жизни граждан благодаря новым архитектурным формам и общественным пространствам.

В таком подходе он видит важную часть ценностного предложения девелоперских компаний. В пример он приводит архитектурный центр Стокгольма, в котором, по его наблюдениям, как будто остановилось время. Определенный дизайн-код, предполагающий «игрушечность» и сказочную атмосферу старины, безусловно, привлекал туристов, но городу необходимо развитие, чтобы выдерживать конкуренцию с другими мировыми мегаполисами.

Конкуренцию, в первую очередь, за интеллектуальный ресурс, за то, чтобы лучшие специалисты со всего мира приезжали именно к ним и вносили свой вклад в улучшение города. В какой-то момент банальный ремонт дорожных коммуникаций запустил целый проект по городской трансформации, в результате чего на стокгольмском рынке жилой недвижимости появились свежие интересные проекты, и они буквально вдохнули жизнь в город и выгодным образом разбавили типовую застройку. Главный посыл девелоперам сегодня: стремитесь строить такие здания, которые станут лэндмарками, новым лицом города.

Новые горизонты девелопмента: комьюнити-менеджмент

Одна из главных практик, которые очень хотелось бы видеть на российском рынке – активная работа девелоперов с сообществами на вверенных им территориях. Это, безусловно, важно с точки зрения игры в долгую, создания системы ценностей и «экологичности» во всех смыслах. Но здесь речь не только о социальной и имиджевой функции: при грамотно построенной бизнес-модели комьюнити-менеджмент может быть дополнительным источником доходов девелоперских компаний.

Потенциальной услугой может стать формирование и поддержание функционирования местного сообщества за отдельную плату. Это сообщества не только жильцов, но и местных предпринимателей, бизнеса, работающего в конкретном жилом квартале и заинтересованном в привлечении новых клиентов и партнеров. В этом смысле идея коммьюнити может напоминать бизнес-клуб, где активные члены в комфортной среде обмениваются опытом, связями и взаимовыгодными предложениями. Ключевая ценность для участников – это как раз нетворкинг, который дает возможности для развития и ускоряет работу социальных лифтов. С точки зрения девелопера, это в большей степени работа на будущее: интересная активная среда будет привлекательна для более широкого круга арендаторов, покупателей. В России существует огромный простор для реализации этого потенциала: большинство россиян в больших городах все еще стремятся жить максимально автономно и не знают лично даже соседей по лестничной клетке. В этом плане деятельность девелопера также может изменить сознание людей.

Коммьюнити GloraX Life на фестивале SUP-Фонтанка, Санкт-Петербург, 2021 Fb page: GloraX Life
Коммьюнити GloraX Life на фестивале SUP-Фонтанка, Санкт-Петербург, 2021 Fb page: GloraX Life

Причем в идеальном сценарии одним из заказчиков такой деятельности девелоперов могут стать муниципальные и региональные власти, которые, по идее, должны быть заинтересованы в том, чтобы иметь контакт с потенциальными избирателями и на ежедневной основе мониторить их проблемы. Организуя комьюинити, девелоперы создают площадку для такого диалога власти с жителями. Предположим, муниципалитету необходимо организовать некоторые транспортные преобразования в определенном районе. Девелоперские компании, вовлеченные в жизнь людей на местах, во-первых, смогут проработать проект изменений, который учтет все особенности конкретного сообщества, во-вторых, смогут стать проводниками идей и мнений между властью и жителями по этому поводу. Иногда с помощью девелоперских компаний удается быстрее решить многие локальные проблемы. Именно так это работает, например, в США, где достаточно развиты демократические механизмы и политическая культура в целом.

Еще раз резюмируем идеи, которые нам удалось подсмотреть:

  • строительство не только жилых помещений, но и ценностных моделей;

    — игра в долгую: развитие и поддержание местного комьюнити, забота о комфортной среде и будущих поколениях;

    — воспитание своей команды профессионалов и последователей, агрегирование компетенций внутри компании;

    — сотрудничество с государством по широкому кругу проблем, порой выходящих за пределы строительства;

    — создание не просто зданий, а достопримечательностей, меняющих облик города.

88
1 комментарий