Дизайн - это вам не творчество?

В нашей современности многие отрицают причастность дизайна к творчеству. От части, так и есть. Дизайн и творчество - два разных термина, две разные сферы деятельности и культуры, имеющие разные цели и задачи. Но нельзя совсем отрицать причастность дизайна к творчеству.

Человеку всегда было присуще создавать что-то новое. Письменность, пергамент, электричество. Все это было создано для того, чтобы выжить. Сегодня процесс создания чего-то нового рассматривается не только как рабочий процесс, но и как удовольствие. Человек направляет свою энергию на создание чего-то нового, нестандартного, прекрасного, и получает при этом удовольствие. Это становится духовной ценностью. Таким образом, деятельность, направленная на создание духовных ценностей, называется творчеством.

Сегодня не вся творческая деятельность способна жить без технического аспекта. Именно развитие технологий даёт создателям двигаться дальше, доводя свои идеи до совершенства. Научно-технический прогресс дает широкие возможности для творчества. Возникает потребность описания характеристик новых изобретений. Так творчество эволюционирует в дизайн. Процесс, призванный описать характеристики чего-либо таким образом, чтоб в последствии результаты приносили приток потребителей и доход - называется дизайном. Дизайн - это более развитый вид творчества. Это два разных вида деятельности, но они вносят значительный вклад друг в друга.

Художник и дизайнер. Два человека, создающие визуальные композиции. Но цели этих композиций будут разные. Это и является принципиальным различием между творчеством и дизайном. Дизайнер может считать себя художником. Но далеко не каждый художник считает себя дизайнером.

Произведения художника начинаются с пустого белого холста, и имеют свою предысторию. Такие произведения, как правило, имеют духовную основу, которая устанавливает эмоциональные связи между художником и аудиторией. Работы художника проистекают из его собственных ощущений и представлений. Работы художника созданы для разделения с ним его чувств и эмоций. Это позволяет аудитории созерцать.

Дизайнер же имеет отправную точку - техническое задание, в котором будет описано сообщение, которое должно быть послано аудитории, или действие, которое должны совершить люди, глядя на дизайн чего-либо. Дизайнер не создаёт объекты с нуля, а интерпретирует то, что уже было создано до него, для определенной цели.

Как правило, целью работы дизайнера является мотивация: купить продукт, посетить место, воспользоваться услугой. Дизайн может вовсе не нести в себе никаких эмоций, и быть более прагматичным. Например, какая эмоция должна быть у схемы Московского метро?

Дизайн - это вам не творчество?

Наиболее успешные работы художника те, которые смогли установить сильные эмоциональные связи между художником и его аудиторией. Наиболее успешные работы дизайнера те, которые наиболее

эффективно передают идею дизайнерам, мотивируя людей совершить какое-либо действие.

Рассмотрим простой пример - дизайн афиши, и картину «Мона Лиза».

Картина написана с реальной модели, что делает её одушевлённой. У неё есть характер, который передаётся через выражение лица, положение тела, цвет глаз. На изображении афиши, через положение деталей, не передаётся характер. Это пустое плоское изображение, имеющее материальный характер и материальную ценность. Картина имеет свою историю, историю героя, места, события. Афиша создана на основе ассоциаций и абстрактных представлений дизайнера. Она не имеет какой-либо глобальной истории, и причинно-следственных связей. В работе дизайнера, как правило, множество ограничений. Самый страшный проект для дизайнера тот, в котором ему можно творить все, что он хочет. У художников всё прямо противоположно.

Причина разграничения дизайна и творчества заключается в том, что дизайн не должен становиться местом самовыражения человека. Дизайнер должен быть более ориентирован на проект, а не на свои предпочтения. В отличие от дизайнера, у художника редко бывают определены четкие сроки. А если бывают, то очень абстрактно. Это происходит потому, что дизайнер всегда загружен задачами, и не обязательно творческими. В отличие от художника, дизайнер не должен работать по настроению, или в ожидании музы.

Несмотря на явные различия и разграничения, дизайн и творчество связаны друг с другом, и должны работать вместе. Фундаментальными творческими характеристиками в дизайне являются вкус и целостность. Элементы, используемые дизайнером в его работе, должны сочетаться по художественным, техническим, и эмоциональным критериям. Степень сочетаемости определяется вкусом автора. Именно это делает проект дизайнера уникальным. Дизайнер должен быть в постоянном контакте с творчеством. Оно помогает лучше и тоньше чувствовать взаимосвязь между реальностью и визуальными образами. Творчество даёт дизайнеру возможность по-новому взглянуть на цветовые решения, использование материалов, эмоцию визуального пространства, что заведомо делает дизайнерский проект успешнее.

Изначально в дизайне использовались элементы искусства. До появления графических редакторов, оформлением афиш занимались художники. В афишах использовались рисунки, созданные художниками, но не элементы компьютерной графики. И в наше время элементы творчества присутствуют в дизайне. Нередко дизайнеры приглашают в проекты художников, каллиграфов, иллюстраторов в качестве оформителей. Например, известный дизайнер-каллиграф Покрас Лампас часто участвует в оформлении рекламных кампаний.

Взглянем на афишу для Швейцарского театра к балету «Жизель», автором которой является Армин Хоффман.

Дизайн - это вам не творчество?

Эта работа является примером смелого, неординарного подхода. В первую очередь в глаза бросается текст названия, который расположен вертикально, что нехарактерно для стандартных афиш. Широкие белые буквы, с одной стороны, делают сильный акцент на название балета, с другой – создают динамику и перекликаются с телом балерины. Между текстом и изображением оставлено очень мало места, что вызывает ощущение из опасной близости друг к другу. Фигура балерины несколько размыта, что дополнительно создает ощущение легкого фуэте.

Рассмотрим еще одну афишу, созданную Йозефом Мюллером-Брокманном для концертного зала Цюриха.

Дизайн - это вам не творчество?

Тщательно выравненные кривые охватывают круговыми линиями ассиметрично расположенный текстовый блок. Строчная подрубрика «Bethoven» расположена в пустоте и гораздо ниже средней линии, что разрушает любое подобие симметрии.

Обе работы не имели своих предысторий. Они созданы для мероприятий, а значит должны выполнять свои задачи – привлечение людей, мотивация к действию, реклама. Эти характеристики присуще дизайну, являются его задачами. Но обратите внимание, каким образом авторы достигают выполнение этих задач? Именно нестандартными решениями, например, асимметрией и размытием. В первую очередь именно нестандартные приемы, размеры, композиция привлекают внимание аудитории. Задача выполнена. Таким образом, можно сделать вывод, что творческий подход не только важен в проектах дизайнера, но и дает результаты не хуже, чем маркетинговые психологические приемы.

В заключение хочется отменить, что несмотря на отличия творчества и дизайна, творческий подход необходим в работе дизайнера. Умение подходить к дизайну творчески, при этом не превращая лендинг или логотип в место самовыражения, является сильным навыком дизайнера. Творчество, не хуже маркетинга, может устанавливать сильные визуальные коммуникации, формируя эмоцию, привлекая взгляд, и тем самым делать проекты успешнее. Несмотря на различие двух культур, работая вместе, они дают потрясающие результаты.

Пишите свои мысли по этому поводу. Мы с удовольствием обсудим эту тему в комментариях.

Подписывайтесь на нас в vk в instagram
Там вы найдете больше полезного и вдохновляющего материала!

44
реклама
разместить
8 комментариев

Комментарий недоступен

2

Интересная гипотеза. Ну о том и говорится, по сути. Есть определенная область пересечения, где дизайн и творчество работают друг с другом. За пределами этой области либо дизайн превращается в творчество, либо творчество в дизайн.

1

Вы имеете ввиду "искусство" под "творчество"? творчество по определению - создание нового. И в него входит широкий спектр направлений - от науки и литературы до дизайна и философии. А вот с искусством все сложнее. Определения однозначного просто нет...

1

Но разве дизайн - это создание чего-то нового? Ведь далеко не всегда. Это интерпретация уже существующего.

Это уже вопрос о том, что считать новым) если верить исследователям, то совершенно "нового" как такового не существует. Поэтому говоря о новом, я имею ввиду как раз интерпретацию состоящую из соединения старого. Кстати, на эту тему есть отличное видео на ютубе "Всё - ремикс: про идеи, творчество, прогресс и копирайт".