8 профитов внедрения бюджета

8 профитов внедрения бюджета

Все компании, у которых есть запрос на систематизацию бизнеса, на четкое представление о текущем состоянии компании, на развитие новых направлений, объединяет отсутствие в работе такого инструмента, как бюджет. Поэтому когда я берусь за новый проект, одной из первых задач я ставлю внедрение бюджетирования.

Что получит компания внедряя бюджетирование:

  • Помощь в стратегическом (3-5 лет) и операционном (год, квартал, месяц) планировании.

Бюджеты позволяют продумать какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь поставленных целей, какие возможности есть у компании. Бюджет помогает детально прописать планы компании и желаемый результат в цифрах.

Например, в бюджет закладывается планируемая выручка, планируемые расходы на маркетинг, на повышение зарплат, на корпоративные мероприятия, вложения в новые направления.

  • Координация работы компании.

Бюджет связывает воедино все подразделения и все процессы компании. Он побуждает отделы и команды выстраивать отношения и дает понимание вклада каждой группы в успех всей компании и последствий их работы.

Например, в бюджет заложено 10 000$ дополнительных продаж, для этого отделу рекрутинга нужно принять на работу 2 продавца в течение двух месяцев, чтобы реализовать эту цель через полгода. Следовательно, в затратную часть бюджета будет записано помимо зарплат 2 продавцов на время их адаптации и обучения до самостоятельных продаж, затраты на поиск нового персонала, на дополнительные рабочие места и т.д.

  • Донесение планов до команды.

Бюджет выполняет роль инструмента для доведения текущих и стратегических планов до всех подразделений и это отличный гарант, что у всей компании есть четкое представление о том, как они поддерживают компанию. Бюджет - точка, которая объединяет людей в проявлении инициатив и создания индивидуальных планов. Инициатива и индивидуальные планы - важный вклад в рост бизнеса.

Например, планы продаж могут спускаться по иерархической лестнице от директора к руководителю отдела продаж и к руководителю отдела по работе с клиентами, далее от руководителей непосредственно к специалистам. План распределяется между исполнителями и формируются индивидуальные планы и стратегии их реализации.

Или например, план по обновлению техники доводится до технического директора, далее спускается к системному администратору. И он на основании бюджета и задач выстраивает личный план по закупке техники, обновлению программного обеспечения.

  • Определение ответственных лиц за исполнение бюджета.

Каждая часть бюджета имеет ответственного за исполнение целевых метрик и показателей. Например, доходная часть бюджета на октябрь 2021 года состоит из плана продаж. За план продаж в компании отвечает руководитель отдела продаж. Следовательно, на нем лежит ответственность за выполнение в полном объеме плана продаж на октябрь 2021 года. Также на руководителе отдела продаж может лежать ответственность за зарплаты отдела продаж, за бонусы и т.д.

  • Мотивация к достижению плановых показателей.

Бюджет содержит информацию о том, где хочет оказаться компания. Участие в составлении бюджета, четкое и ясное представление о стратегии компании увязывает вознаграждение сотрудников компании и результат работы. Это положительно влияет на мотивацию команды и на вовлеченность в успех бизнеса.

  • Контроль.

Сравнение плановых и фактических цифр в бюджетах позволяет компании контролировать свою финансовую деятельность, выявлять точки роста.

Например, сравнивая фактические затраты на банковское обслуживание и плановые цифры можно увидеть на сколько оптимально выбран банк и расчетно-кассовое обслуживание и на сколько эффективно построена система платежей. Сравнивая фактические продажи за июль 2021 и плановые цифры видно насколько эффективно сработал отдел продаж.

  • Оценка эффективности работы компании.

Бюджет показывает насколько компания, отдельные подразделения, команды, сотрудники справляются с поставленными целями и задачами.

Например, исполненный бюджет отдела маркетинга показывает справилась ли команда с запланированными мероприятиями и получила ли компания ожидаемый дополнительный доход от реализации маркетинговых стратегий.

  • Сценарный анализ.

Возможность смоделировать без денежных и репутационных потерь различные изменения в компании, а также возможные внешние изменения, такие как рынок, вводимые государством ограничения, условия работы.

Например, как измениться выручка и прибыль, если компания не будет расширять штат продавцов или как измениться рентабельность капитала, если снизить расходы на содержание офиса на 1%.

Бюджет - простой и удобный инструмент для понимания бизнеса, для объединения команды вокруг ваших целей и задач, для проверки гипотез.

Бюджет это своего рода пошаговая инструкция для всех подразделений и отделов компании к достижению желаемого результата.

11
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Добрый день. Считаю, что на любом этапе и при любом размере уместно применять инструмент бюджетирования. На этапе планирования открытие бизнеса бюджет может стать формой бизнес-плана. Размер компании, никак не влияет желание управлять бизнесом. Размер компании влияет только лишь на объем и детализацию бюджета

Ответить