Таймлайн: DataTreya

Анализ данных для среднего бизнеса.

Таймлайн: DataTreya

Запуск

Несколько лет я проработал в крупных компаниях аналитиком данных, до этого шесть лет изучал системный анализ в Политехническом университете. Я понял важность анализа бизнеса, но недоумевал, почему большинство предприятий не используют такой ценный инструмент.

На рынке СНГ аналитиков данных пока очень мало, и мне захотелось помочь предпринимателям, которые не могут нанять аналитика в штат. Продумывая проект, мы ориентировались на грамотного управленца, который понимает необходимость дата-анализа даже для магазина цветов или сендвич-бара.

Бизнес в СНГ временами ведет себя странно: мы знаем случаи, когда магазин велосипедов с оборотом в миллион долларов в год приносил прибыль около $10 тысяч, просто потому что владелец не отслеживал затраты. Очень часто владельцы бизнеса не подозревают, что приносит прибыль, где можно получать больше и тратить меньше, и живут по принципу «бабло идет — вот и хорошо».

Продукт

Изначально мы планировали просто разрабатывать отчеты по разным показателям бизнеса (выручка, средний чек, ABC-анализ) и предоставлять их визуализацию клиентам. При поиске клиентов поняли, что большим спросом пользуется глубокий интеллектуальный анализ. Полученные благодаря ему данные сразу можно применить для оптимизации бизнеса.

Задача компании — изучить продажи, маркетинг, управление, логистику, веб-анализ, финансы и ассортимент с помощью нетривиальных аналитических инструментов, которыми не владеют бухгалтеры и маркетологи. Это, к примеру, прогнозирование, кластеризация, классификация — они тяжело поддаются автоматизации, но имеют большую ценность.

Анализ состоит из нескольких этапов:

— Общаемся с заказчиком и проводим предварительный бизнес-анализ для определения задач и целей.

— Изучаем и дополняем источники данных.

— Проводим анализ данных.

— Предоставляем отчеты и объясняем заказчику, как их применить.

Почему аналитик лучше бухгалтера? Представим такую ситуацию: захотел предприниматель провести новогоднюю акцию, сделал скидку на группу товаров и ждет прибыли. После праздников позвал своего похмельного бухгалтера и спрашивает отчет. Смотрит на цифры, видит прирост выручки и расплывается в улыбке, довольный своей предприимчивостью.

Но оценим реальное положение дел: уберем тренды пятницы и четверга, уберем обычный новогодний прирост, выберем акционные товары. Получится, что предприниматель только «упал» на этих товарах.

Таймлайн: DataTreya

Команда

У меня всё сложилось просто: моя сестра несколько лет проработала маркетологом и менеджером проектов в ИТ-компании, и мы поняли, что дополним друг друга, создав совместный бизнес. С одной стороны, есть риск испортить отношения с родным человеком. С другой, если правильно и заранее определить обязанности, решить денежные вопросы и добавить к этому много взаимного доверия, то работать с сестрой — это круто.

Продвижение

Основной канал — это наши с сестрой знакомые. Мы совсем недавно доработали сайт и теперь планируем запустить AdWords-кампанию, будем работать немного и с SEO, хотя это, в принципе, не наш канал.

Монетизация

После анализа поисковых запросов стало понятно, что мы в каком-то плане пионеры. В основном спрос изучался при общении с предпринимателями (некоторые становились нашими первыми клиентами) и ИТ-специалистами. Все они подтверждали необходимость таких услуг на современном рынке.

Метрики в динамике

Так как клиентов ищем среди знакомых и знакомых знакомых, пока их не так много, порядка двадцати. Планируем нанять ещё аналитика, чтобы помогал справляться с большим потоком задач. Средний чек — $250.

Планы

Инвестиции нашли нас сами — один предприниматель предложил выкупить 75% акций за хорошую сумму и помогать нам с развитием бизнеса. Возможно, это слишком самонадеянно, но мы отказались. Хотим, чтобы дело полностью принадлежало нам, даже если этот путь гораздо сложнее.

Основной план — выход на западный рынок, где предприниматели гораздо лучше понимают ценность анализа бизнеса и хорошо подкованы в этой теме. Я точно знаю, что на западном рынке проблема с поиском аналитиков, так как нередко получаю предложения по работе в ЕС на LinkedIn.

Прогноз

Этот блок временно не поддерживается
24 комментария

Молодцы. Удачи , Руслан и Анна.

1
Ответить

Спасибо! Только Руслан — сотрудник VC.RU, а соучредитея DataTreya зовут Данил :)

1
Ответить

мы знаем случаи, когда магазин велосипедов с оборотом в миллион долларов в год приносил выручку около $10 тысяч

Это вы к среднему бизнесу собрались с оборотом и выручкой, текстами и подачей?

Успешного вам успеха.

1
Ответить

Да, это для меня был первый пунктик. Собирался даже читать бросить. Когда человек рассказывает о своей опыте в анализе и ошибки делает в самых базовых понятиях в экономике предприятия, его профессионализм ставится под сомнение. Но подумал, вдруг описка.

И тут я дочитал до примера с новогодней распродажей. Мало того, что в тексте сквозит пренебредение к сотрубникам компании-клиента, так еще анализ поверхностный настолько, что почти любой директор бы за голову схватился. Такой кэп очевидность пришел. А кэп в курсе, что есть сферы бизнеса, где по некотрым позициям почти всегда торговля в минус идет даже без акционной скидки? И для этого может быть куча причин. Хотя бы взять оборачиваемость ДС. Если благодаря этой группе, мы разгоняем оборачиваемость, то суммарно можем в большем плюсе по итогам периода остаться. Вообще, у каждой акции есть цель. И цель может предпологать работу в минус. Склады там разгрузить, объемную скидку у поставщика на след год заработать и т.д. Да и к тому же за время своей практики я не разу не видел, чтобы кто-то, назначая скидку, делал ее случайно меньше себестоимости.

Мой совет автору: подтяните экономику предприятия и не считайте бухгалтеров идиотами.

Ответить

Конечно это просто описка, а аналитик не заметил, бывает :)

1
Ответить

Можно пример отчета? Где вы обрабатываете все эти данные, своя платформа?

1
Ответить

Мы пользуемся Tableau, Microsoft SQL Server, кодим на Python, ещё как ни странно но для таких задач очень полезен Excel. Для примера — скрины интерактивных отчетов по ABC-анализу и товарооборачиваемости. В отчетах кроме анализа данных рекомендация для каждого товара.

1
Ответить