Мы опросили предпринимателей и выяснили, какие непредвиденные расходы чуть было не разрушили их бизнес

Приветствую Вас, Уважаемые читатели! Меня зовут Николай Дюба, и я являюсь автором проекта для предпринимателей «Ошибки в бизнесе». Подробно о своем проекте я рассказывал в этой статье: «Хочу создать полезный проект для предпринимателей. Необходимо мнение аудитории vc.ru»

В каждом направлении бизнеса есть свои нюансы в тестировании, запуске и дальнейшем развитии. Непредвиденные расходы могут возникнуть на каждом из этих этапов и их количество может быть куда больше, чем представлено в данной статье, но мы опубликовали именно те непредвиденные расходы, которые имеют наибольшую вероятность появления в большинстве бизнесов.

Невозможно предусмотреть все непредвиденные расходы (на то они и непредвиденные), и уж тем более выделять под каждый индивидуальные бюджеты, но, зная про самые распространенные из них, можно выстраивать стратегию вашего бизнеса так, чтобы в ней было как можно больше возможностей для маневра и выхода из кризисных ситуаций.

1. Корректировки процессов.

Обычно такие расходы возникают в процессе запуска нового проекта. Вы разработали концепцию и стратегию, протестировали ваш продукт, получили по нему обратную связь, но вдруг выясняется, что все это плохо работает на массового потребителя и не дает планируемого эффекта. В такой ситуации вы смотрите на свой проект уже абсолютно под другим углом и выясняете, что необходимо срочно менять концепцию, доработать или изменить технологию, донастроить какие-то бизнес-процессы, внедрить автоматизацию и прочее. Но может оказаться так, что у вас не будет на все это денег.

2. Штрафы.

Данные непредвиденные расходы могут «прилететь» абсолютно в неподходящий момент. Ведь пока «наверху» нам говорят о поддержке предпринимательства, надзорные органы, очевидно, пропускают мимо ушей эту информацию и стараются всеми возможными способами пополнять бюджет страны. Также штрафы могут прилететь от ваших подрядчиков, поставщиков и клиентов. Не доставили вовремя товар, платите штраф, а подобные штрафы могут быть такими, что придется закладывать квартиру. В моей практике был случай, когда подписали договор аренды с одним ТЦ, владельцем которого была иностранная компания, и у них были достаточно жесткие условия при нарушении любого пункта договора аренды. Какого же было удивление нашего руководства, когда они узнали о том, что за 8 дней просрочки выхода на СМР (Строительно-монтажные работы) компании предстоит заплатить штраф в размере 608 000 руб. И всё из-за недопонимания друг друга двух наших отделов: юридического и развития.

3. Неожиданный переезд.

Если вы арендуете помещение – офисное или торговое, то должны быть готовы к тому, что у вас могут возникнуть непредвиденные расходы, когда вас попросят освободить занимаемое вами помещение. Переезд на новое место = затраты на открытие нового места. Такой неожиданный сюрприз может привести к полному закрытию вашего бизнеса.

4. Клиенты хотят большего.

Иногда бывает так, что вы запустили проект, а он неожиданно стал настолько популярным среди потребителей, что вам срочно понадобится масштабировать свой бизнес, чтобы удовлетворить возникший спрос. Это, с одной стороны, приятные неожиданные расходы, а с другой – они могут сыграть с вами злую шутку. В таких случаях необходимо реально оценивать ситуацию и понимать, насколько будет стабильным неожиданно появившийся спрос и как долго он сможет держаться на нужном вам уровне. А то возьмете под масштабирование кредиты: закупите сырье, оборудование, наймете персонал и прочее, а через месяц-два народ насытится вашим продуктом, ажиотаж вокруг него спадет и всё откатится к первоначальному уровню, а может даже и ниже.

5. Мы строим, строим, строим…

Если ваш бизнес подразумевает открытие офлайн-точки, то даже и не надейтесь на то, что вы уложитесь в первоначальную смету СМР (Строительно-монтажных работ). Накидывайте сверху ещё как минимум 20-30%.

6. Капканы роста.

Может случиться так, что взятые вами обязательства могут потребовать дополнительные расходы по причине удорожания их обслуживания, например – валютные кредиты. Если в вашем бизнесе присутствуют подобные капканы роста, то старайтесь – при планировании ежемесячного/ежегодного бюджета – учитывать риски возникновения непредвиденных расходов по данным категориям.

Если у вас есть свой опыт в возникновении непредвиденных расходов в бизнесе, то можно поделиться им в комментариях. Ваш опыт будет полезен другим предпринимателем, да и вы сможете перенять опыт других (win-win).

22
10 комментариев

Мне кажется, что было бы неплохо осветить, как риск - такой фактор, как удорожание рабочих процессов и материалов. В свете лютой инфляции очень полезно держать в голове такие риски.
Также не мало важным является фактор учета дополнительной премии к ЗП при найме персонала в новые проекты. Так как часто люди не хотят идти работать в новые, не проверенные организации, особенно в малый бизнес.
Целая загадка, как эту проблему преодолеть. Кстати было бы интересно Ваше мнение на этот счет. Думаю, такая проблема не только меня беспокоит, а многих в МСБ.

1

Благодарю за такой развернутый комментарий. Что касается дополнительной мотивации для новых сотрудников (премии, бонусы), то здесь должна быть взаимность: если сотрудник будет увеличивать прибыль компании, то вполне справедливо его премировать. Также считаю, что необходим особый подход при наборе сотрудников в новый проект: людей необходимо заинтересовать не только финансово, но и показать им реальные перспективы развития вместе с компанией. Соискателю должно быть интересно участие в вашем проекте, чтобы у него была возможность самореализации, а не тупо выполнять поручения. Но здесь, думаю, всё зависит от самого проекта.

Лучше в найме останусь

1

Иногда это действительно единственно верное решение)

Кто-нибудь назовет автору реальные проблемы?

Ну так внесите свой вклад в данный вопрос. Зачем выбирать позицию наблюдателя, если вы знаете реальные проблемы?

1

У кого есть какие дополнения к данной статье?