Маркетплейсы. Как зайти со своим товаром и не облажаться

На связи Инна, эксперт в области налогообложения и директор бухгалтерской аутсорсинговой компании "Алькор".

Тема маркетплейсов сегодня как никогда актуальна - рынок развивается и все больше людей выходят на такие торговые площадки со своим товаром. Проблема в том, что многие не понимают, как правильно учитывать суммы налогов и в каком порядке оплачивать. Кто берет на себя обязательства перед государством и за какие части этого процесса.

Чтобы разобраться в этом, я взяла интервью у Романа Шихалеева, эксперта в области маркетплейсов. Он ответил на ключевые вопросы по основным для россиян массмаркетам - Wildberies, Amazon, Lamoda.

Замечу, данная статья основана на живом прямом эфире, который недавно состоялся в Instagram и является лишь выдержкой. Настоятельно советую посмотреть этот 40-минутный эфир полностью. Итак, поехали.

Что такое маркетплейс?

По сути, это большой магазин, где можно найти все: от носков до бытовой техники. Если сказать точнее - это огромная интернет-витрина национального или международного формата. Сегодня обороты таких магазинов постоянно растут большими темпами.

Кто может зарегистрироваться и начать продавать? ООО, ИП или самозанятый?

В принципе, любой, кто имеет регистрацию в налоговой. Но есть нюансы. Например, если ты самозанятый, тогда это будут только товары собственного производства, но не перепродажа товаров других производителей.

Раньше с самозанятыми работать не хотели, но сейчас ситуация поменялась?

Изменилась. Например, тот же самый Wildberries и Amazon работает с самозанятыми.

Есть ли и другие площадки, кроме названных?

Для россиян эти три основные: Wildberries, Amazon и Aliexpress. Есть и другие, но не такие популярные.

Может тогда лучше заходить на менее популярные, ведь они как раз развиваются?

Может, но делать это возможно только со своим трафиком. Во многом реклама будет за свой счёт. Поэтому, стоит посчитать, будет ли это рентабельно.

Можно заходить с любого товара?

Да, но помните о сезонности.

На какую площадку и с каким товаром заходить?

На Wildberries больше одежды, на Amazon - техники. Где больше вашей целевой аудитории, туда и заходите.

А что Lamoda?

Есть нюансы. Например, там большая комиссия и брендовый товар. С подделкой не зайдешь.

Маркетплейсы принуждают делать акции?

Да, и предлагает снизить комиссию. Желательно еще делать свои скидки. Тем, кто часто покупает, начисляют скидки автоматически. Но зарабатывать на маркетплейсах можно: нужно постоянно практиковаться, а гораздо быстрее выйти на результат можно, пользуясь услугами экспертов.

Можно ли заходить с лицензированным товаром или с тем, который подлежит маркировке?

Да. Заходим, сертифицируем и работаем как нормальные люди. Это необходимо, поскольку магазин может потребовать сертификацию, если произойдет конфликт с клиентом.

Можно ли продавать не физические товары, а услуги?

На некоторых можно. Например, “СберМаркет”, RoboMarket и “Яндекс.Маркет” предлагают услуги. Образование, сантехнические работы, различные работы своими руками и т.д. Кроме маркетплейсов продавцу желательно использовать и другие платформы. Например, “Инстаграм” тоже хорошая площадка для продажи консультаций и обучения.

Что будет моим доходом?

Мы закупаем товар и торгуем либо со своего склада, либо с торговой площадки, с которой у нас договор. С нас взимают комиссию и доставку. А оставшуюся часть выплачивают нам как доход.

Налоговая сторона

То есть, к нам заходит сумма, из которой уже вычтены комиссионные и транспортные, а как платить налог?

Не важно на какой вы системе - упрощенке или нет - указывать в декларации нужно только сумму дохода и не пытаться считать самому, что как указать. Не один сервис - “Контур.Эльба” или “Моё дело” - не сделает вам точных подсчетов. Без человека-эксперта никак! Конечно, хочется платить по минимуму, но на практике это не так.

Нужен ли нам кассовый аппарат, например на Wildberries?

Нет, не нужен. Мы получаем деньги от юр. лица. Фискальную функцию берёт на себя маркетплейс.

УПД - документ который заменяет акт проделанных работ. Нужен ли какой-то документ товарооборота?

На Amazon - да, на Wildberries - нет. Вся эта информация есть в личном кабинете продавца.

Как посчитать транспортные затраты?

Считаем сами. Товар может перемещаться достаточно много и иметь большие транспортные расходы. Здесь без консультации специалиста не обойтись. Посчитать процент возвратов и т.д.

Патент подходит?

Для розничной торговли - да. Но в маркетплейсах - увы, нет.

Какие документы нужны?

ОГРН/ОГРНИП или оформленная Самозанятость. И, конечно, хороший товарооборот:)

И в заключении...

В заключении хочется добавиться, что маркетплейсы вряд ли уйдут в небытие, но будут только развиваться. Поэтому, чем раньше вы освоите их со своим товаром, тем быстрее и успешнее будет развиваться ваш бизнес.

Как видите, нюансов хватает и важно грамотно все оформить и полностью учесть расходную часть. При бездумном подходе можно попасть на большой кассовый разрыв по итогу, решить, что маркетплейсы не работают в вашем случае и упустить возможность выстроить грамотный и очень прибыльным бизнес.

От себя добавлю короткий совет: если затраты при работе с маркетплейсами свыше 60%, то выбирайте упрощенку.

Приглашаю посмотреть запись этого интервью, где мы с Романом в течении 40 минут раскрыли эту тему намного глубже. Это был интересный живой и эмоциональный эфир. По ссылочке найдете и контакты Романа, если вам нужна помощь в освоении маркетплейсов.

С радостью отвечу на ваши вопросы по законодательной стороне вопроса в комментариях или в своем Insta. Всего хорошего! Ваша Инна ☺

2 комментария