Интересно читать про гигантов и успехи, но еще интереснее посмотреть на тех, кто был близок к успеху и провалился. Перевод и адаптация статьи от автора telegram канала про IT продукты Алексея Арефьева.Фото с unsplash.comНесмотря на огромный успех компании Amazon, она была явно не первой, кто начал качать онлайн торговлю. Многие пытались «продавать что-то в интернете» ещё задолго до Amazon… и провалились, но почему?История компании CDNow и интервью с ее основателем, ответит на этот вопрос. Когда все было хорошоДжейсон Олим основал компанию под названием CDNow. Ребята занимались продажей компакт дисков через интернет. Еще до Amazon его фирма долгое время была лидером в области онлайн торговли: капитализация CDNow на пике в 1998 достигала 1 млрд долларов. Можно предположить, что продаваемый товар был причиной неудачи. И вправду, кто до сих пор слушает музыку через CD диски? Но не забывайте, что Амазон начала своё восхождение с продажи книг. Тем более для 90х диски были в полном ходу.Amazon.com и CDNow.com начали с очень похожих вебсайтов, продающих аналогичные типы товаров. На деле, CDNow на первых парах был намного успешнее. Его запустили до Amazon и, как говорит Джейсон, компания начала набирать популярность в первый же год работы.У нас не было проблем с вовлечением людей в наш сервис… Мы развивались семимильными шагами. За второй год мы заработали пару миллионов долларов. За третий – 6 миллионов. Это был чистейший рост.Джейсон Олим, основатель CDNowЗа пару лет CDNow вырос от двух рабочих – Джейсона и его сооснователя, до 500+ рабочих, сотен миллионов долларов дохода, и куче филиалов по всему миру. В компании рождались прорывные решения: - команда буквально изобрела онлайн корзину, до этого её просто не существовало в принципе- заказала первую онлайн рекламу- разработала свою прогу для онлайн покупокСегодня все это ассоциируется с Amazon, но CDNow использовал их раньше. К несчастью основателя, это не помогло им удержать лидерство и, как он упоминает в интервью, на то была очень важная причина.Важная причинаКогда Джейсон рассказывал о своём опыте в создании CDNow, он объяснил почему его компания не стала настолько успешной, как Amazon:Я в отличие от Джеффа Безоса был слеп. У него была правильная идея, которую пропустил я – «Если ты можешь купить одну вещь, ты можешь купить что угодно.». Задумка в создании отдельного музыкального онлайн магазина просто не имела смысла, и в то время я не обратил на это внимания… Мы должны были отойти от музыки, но вместо этого мы погрузились в неё ещё сильнее, считая, что это и есть путь к решению всех проблем.Джейсон Олим, основатель CDNowДжейсон говорит, что проиграл Amazon, потому что не смог распознать глобальные перемены, перетягивающие всю торговлю из оффлайна в онлайн. На первый взгляд, это очень логичная причина проигрыша в этой гонке. Быть слепым, быть слишком зацикленным на специализации предприятия – это одна из самых важных и распространённых причин, по которым лидеры рынка терпят неудачу.Будучи лидером рынка CDNow находился у истоков совершенно новой индустрии, которая только начинала менять мир. Конечно, это довольно завидная позиция, но, одновременно с этим, очень сложная, ведь он был первым в этой сфере.Что значит первыйИспытание, с которым пришлось столкнуться Джейсону, большинство предпринимателей просто не понимают. Многие считают, что быть первым на рынке – это хорошо. У этого даже есть название – «Преимущество первого», но, на деле быть первым на рынке - значит совсем другое:Я не думаю, что для нас преимущество первого стало превосходством, ведь каждый день нам приходилось решать уникальные проблемы. Я даже часто шутил, что мы – первопроходцы, подстреленные со спины. Во многих случаях легче быть быстрым последователем.Джейсон Олим, основатель CDNowДжейсон говорит, что, когда вы первые на новом быстрорастущем рынке, у вас будут трудности с решением каждой новой уникальной проблемы. Это очень тяжёлое положение. Это настолько тяжело, что часто всё заканчивается крахом компаний – первопроходцев.Быстрые последователи – это компании, которые идут сразу после лидеров рынка, учатся на их ошибках, и потом неожиданно обходят лидеров, уставших от десятикратной нагрузки.По сути, это очень похоже на гонку. В гонках самые успешные пилоты довольно редко постоянно удерживают первые позиции на протяжении всего соревнования. Вместо этого они просто садятся на хвост лидера, давая ему бороться с сильным сопротивлением воздуха. В конце концов, дополнительное давление заставляет лидера сбросить скорость, и именно в этот момент быстрый последователь обгоняет его.Если вы основали стартап, то вам следует придерживаться аналогичной тактики. В первое время, пока рынок формируется, не пытайтесь стать лидером. Оставайтесь позади на протяжении нескольких лет, следуя по пути лидера, и ждите идеального момента занять ведущую позицию.Тот самый момент обязательно настанет, просто надо его дождаться. Это именно то, что Безос и Amazon сделали с CDNow. После пяти лет лидерства на рынке онлайн торговли, CDNow рухнула, и Amazon забрала первенство себе. Это первенство она удерживает уже 20 лет, в то время как CDNow канул в небытие.Источник статьиИтого (от автора/переводчика)Поделюсь основными мыслями, которые возникли пока готовил материал:1. Периодически поднимай голову и мысли шире, нежели конкретной задачей (пример «продажа дисков»). Только ли диски можно продавать в интернете или еще что-то? Что в целом с продажами в онлайне? Часто в работе, мы погружаемся настолько глубоко в продукт/процессы, что забываем про мир вокруг и то, что там происходит. Как следствие, перестаем видеть реальность и перспективы.Устраивайте для себя периодические чеки (раз в квартал/полгода) того, чем занимаетесь. Ок, я отвечаю за это, но если посмотреть шире, то что? А, если еще шире? Подобная практика поможет развивать видение и стратегию в долгосроке.2.Не спеши лезть вперед, но это не точноКруто, когда есть на кого посмотреть на рынке, у кого стащить идеи и в какой-то момент «выскочить» вперед, но все не так однозначно… Ситуации бывают разные: - ты можешь следовать за лидером, но потерять в принципе возможность откусить сочный кусок рынка, потому что лидер вырвется настолько вперед, что его уже не догнать- ты можешь периодически меняться с лидером местами и в долгосрочной гонке просто не рассчитать силы/ресурсы/энергию и провалиться- ты можешь (подставьте что-нибудь еще)В целом, мораль понятна – удобно идти за лидером, но в жизни приходится адаптироваться под ситуации и менять все налету. Поэтому на уровне тактики, скорее важна скорость изменений, чтобы использовать «тот самый момент» и не упустить его.Алексей А.---Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями/откровениями, если они у вас родились, пока читали статью. Интересно вытащить практические рекомендации, которые каждый из нас сможет использовать в будущем.#amazon #кейс #факап #провал #история
на первых парах
Амазон никак не мог заставить себя проснуться к первой паре?
Войдите в положение, вы сами то не часто просыпались наверняка)
много букв
Наоборот, маловато.
вам в Тик-Ток нужно
Зачем вы вообще в интернет зашли?