«Вот урод! Хочу быть как ты» или что думают о маркетологах? Выводы из исследования соцмедиа

Мы, агентство Topface Media, вместе с Иннокентием Нестеренко решили провести исследование. Но не чего-то привычного, типа на какой заправке кто заправляется или какое молоко предпочитает, а посмотреть, как жители России относятся к маркетингу и маркетологам.

А заодно и на то, как маркетологи видят сами себя. Свет мой, зеркальце, скажи — но с помощью анализа инфополя.

Короче, мы собрали мнения, оценили тональность, нарисовали портреты, выследили закономерности. Картина открылась неприглядная. Мы с вами изнутри думаем, что маркетинг — это один из бизнес-юнитов, типа бухгалтерии, логистики или продаж. Ну или в случае агентства — внешний подрядчик такого юнита. Совсем не то кажется людям со стороны.

Методология исследования

Отношение потребителя к объекту (бренд это или маркетинг, как в нашем случае) невозможно оцифровать. Это не просто констатация фактов. Если первичную информацию легко получить с помощью количественных исследований, сбора статистики, тайных покупателей, то в качественных исследованиях важны социальные характеристики, индивидуальные предпочтения, мнение о бренде или нише.

В поисках инсайтов компании зачастую прибегают к сложным офлайн-анкетированиям, дорогостоящим гуру рынка, перебирают в тестах десятки случайных идей. Однако, все гениальное просто, поэтому мы научились относительно недорогим способом находить инсайты для себя и клиентов. В интернете всегда есть те, кто уже пробовал вашу идею или что-то схожее и уже оставил об этом свое мнение. И этот цифровой след миллионов пользователей копится, становясь доступным для правильно направленного исследования. Мы, используя современные системы сбора и обработки данных, руководствуясь целями исследования, формируем качественные ресерчи с выделением ключевых инсайтов. То есть именно то, что потом можно использовать как конкурентное преимущество в борьбе за внимание клиента. Это называется Insight Research.

Insight Research — глубокая аналитика мнений целевой аудитории в социальных медиа. Центральное интеллектуальное зерно такого исследования — это поиск инсайтов.

  • Мы не спрашиваем целевую аудиторию, мы собираем мнения в «естественной среде обитания». Где нет интервьюеров, наводящих вопросов и оценок.
  • Мы не задаем вопросы, мы слушаем аудиторию
  • Мы не определяли тему и вектор обсуждения, мы смотрели, о чем люди сами хотят говорят, что у них больше «болит».

Посмотрим, что удалось собрать по нашей теме исследования.

Маркетологи глазами россиян

По шкале тональности от +100 до -100 маркетинг собрал унылые -42. Из примерно 100 тысяч упоминаний маркетинга, которые появляются в Рунете за месяц, 70% — негативные.

Маркетолог в глазах населения — плут, обманщик, мошенник и продавец воздуха.Это человек, который грабит доверчивое население с помощью хитрых уловок. Вот типичный заголовок в региональной газете:

«Хитрые маркетологи привлекают доверчивых клиентов лже-бонусами»*

«Вот урод! Хочу быть как ты» или что думают о маркетологах? Выводы из исследования соцмедиа

Инфлюенсеры под дудку маркетологов наливают аморальный яд в уши детям. Вот детский омбудсмен призывает бойкотировать Сбер и его маркетологов из-за коллаба с Даней Милохиным:

«Сделали своими представителями моральных уродов!»*

Маркетологи не стесняясь выдают дерьмо за аленький цветочек. Достается даже Илону Маску:

«Больше маркетолог, чем гений. Много пиздит, много обещает, мало делает, используя свои публичные заявления, как спекуляция и средство заработка на всеобщем замешательстве»*

Судя по упоминаниям, страдают все — от пенсионеров до владельцев BMW. Мы не шутим — ролик под названием «Страдание владельца BMW. Как нас обманывают маркетологи»* набрал 57К просмотров на YouTube.

Да, мы с вами знаем, что маркетинг действительно может манипулировать. В пограничных случаях он может даже обманывать — спросите любого человека из арбитража, который наливает трафик на гэмблу, что он на самом деле думает о сути происходящего.

Но в 99% профессии нет ничего демонического или романтического — тексты, отчеты, долгие усилия для того, чтобы бизнес, для которого мы работаем, процветал и давал рабочие места.

Однако подумайте: согласно Google, только статей с заголовком «как маркетологи обманывают людей» — более 100К. Нежные, доверчивые люди — и против них коварные вервольфы-маркетологи, которые только и ждут, как бы обмануть несчастных! Тут в пору пойти вешаться — ведь со стороны мы выглядим именно так.

Для людей, не имеющих отношения к маркетингу, маркетолог – Урсула из «Русалочки». Многорукий скользкий персонаж, которому нужен наш голос, который постоянно хочет нас обмануть, не понятно, чем именно занимается, но точно чем-то плохим.
Для людей, не имеющих отношения к маркетингу, маркетолог – Урсула из «Русалочки». Многорукий скользкий персонаж, которому нужен наш голос, который постоянно хочет нас обмануть, не понятно, чем именно занимается, но точно чем-то плохим.

Также эта профессия ассоциируется с гламуром и незаслуженной роскошью, и если мужчина работает в этом направлении, то его можно и к Дрэг-квинам приписать.

Портрет хейтера

Но! История только начинается. Мы специально пока не говорили о портрете человека, который чаще всего ругает маркетинг.

От кого мы слышим большую часть критики?

От мужчин средних лет, которые также интересуются компьютерными играми, автомобилями и экономикой. Больше всего ругают маркетинг в Одноклассниках (89% негативных упоминаний). Живет хейтер в Краснодарском крае, Самарской или Свердловской области.

Не хотим сказать дурного про Свердловскую область, но портрет довольно выпуклый. Недовольный жизнью мужчина-пользователь Одноклассников, который сбегает от жизни в компьютерные игрушки и ругает мир, потому что тот недодал ему денег (экономика) на машину (автомобили), да еще и маркетологи его обманули.

«Вот урод! Хочу быть как ты» или что думают о маркетологах? Выводы из исследования соцмедиа

Ок, портрет хейтера понятен. А что думают маркетологи сами о себе?

Маркетологи глазами маркетологов

Часть цитат — ожидаемо — гордость собой.

Маркетинг – важнейшая составляющая успеха компании на рынке.* Маркетинг – это будущее бизнеса.*

Но не все так радужно. Печальна судьба человека из дополнительного бизнес-юнита: «Эта специальность хороша, когда экономика на плаву, а в кризис, первым делом, полетели все маркетологи изо всех фирм» *

На самом деле хорошего маркетолога из хорошей фирмы в кризис никто не уволит — делайте выводы.Ну и — вечная тема — начальство жестко эксплуатирует нас:

Работодатель считает, что маркетолог – это многорук и многоног, должен быть еще немного дизайнером, программистом, продажником и видеогорафом *

Наш пример — жалоба маркетолога на жизнь, но мы, честно говоря, тоже так считаем. Маркетологу нужно хорошо понимать людей и уметь все понемногу.

В целом же маркетологи на позитиве и довольны судьбой.

Портрет маркетолога

Маркетолог, который пишет о маркетинге — это девушка из Москвы или Питера 25-34. Она делает карьеру, а также интересуется темами красоты и здорового образа жизни.

В чем-то похожа на диснеевскую Русалочку: стремится к чему-то возвышенному и ее часто не понимает отец или босс.

Она не попадает в Одноклассники и Пикабу в посты про лживую суть маркетинга. Обычно существует в своем инфобабле Фейсбука, либо рассказывает что-то про работу в Инстаграме.

«Вот урод! Хочу быть как ты» или что думают о маркетологах? Выводы из исследования соцмедиа

И здесь у нашей истории проявляется очень простая драма. Обвиняет маркетинг во всех грехах недовольный жизнью дядя из Одноклассников. Ругает он энергичную успешную Русалочку из IG.

Но, как вы знаете, когда мы видим только черное и белое, есть повод задуматься — не слишком ли мы упростили ситуацию, не пропускаем ли мы чего-то. И конечно, мы упустили.

Явно высказываются о маркетинге либо маркетологи, либо их хейтеры. Большинство людей о маркетинге молчит.

Легко смеяться над дядей из Самары и его печальной судьбой. Гораздо важнее, что думают о маркетинге большинство россиян, которые никак явно в соцсетях не высказываются.

Молчаливое большинство о маркетинге

Какой критерий можно использовать, чтобы измерить отношение молчаливого большинства к маркетингу? Мы решили, что это интерес к образованию в сфере.

И тут данные говорят об общественном лицемерии — общество маркетинг как бы поругивает, но когда дело доходит до серьезных разговоров о собственной карьере и будущем детей, оно голосует ногами в пользу маркетинга:

  • Направление «Реклама и связи с общественность» входит в ТОП-10 рейтинга специальностей по данным сайта «Моё образование».
  • Всё новые и новые ВУЗы открывают направления, связанные с маркетингом.
  • Профессиональный сегмент онлайн-образования посвящен либо it-хардам (разработка, аналитика), либо — вторая по популярности онлайн-профессия — маркетингу (соцсети, performance, seo, управление проектами и т.п.).
«Вот урод! Хочу быть как ты» или что думают о маркетологах? Выводы из исследования соцмедиа

Тренд как общемировой, так и российский.

В ежегодном списке самых привлекательных профессий Великобритании Glassdoor, который составляют по трем параметрам — востребованность на рынке, уровень зарплаты и удовлетворенность работой в этой сфере — профессия маркетолога уже несколько лет занимает первое место (статья о том, почему стоит получить международный диплом маркетолога).

У нашего партнера подкаста «Маркетинговая рубка» есть выпуск с Еленой Ивановой из Сбермаркета, где она говорит о том, что сейчас лучшее время для того, чтобы идти в маркетинг. Мы видим дикий спрос на специалистов, можно расти самому, растить команды и делать крутые проекты.

Sky is the limit, что бы ни говорили наши инфантильные хейтеры средних лет в промежутке между катками и претензиями к экономике.

Материал подготовила — Васильева Мария, Marketing Lead, Topface Media Agency.

1616
10 комментариев

Пока одни ругают маркетологов, другие с их помощью строят успешные бизнесы. Здесь скорее проблема не в самих маркетологах и хейту в их сторону, сколько в неквалифицированных специалистах. 

6

Неквалифицированные «специалисты», кстати, часто появляются из микробизнесов (хотя и в среднем бывает такое). Где однажды секретаря, к примеру, просят распечатать визитки, потом заказать рекламу на партнерском сайте, а через месяц присваивают звание «маркетолог». И вот сидит человек, делает визитки, баннеры и заказывает рекламу в агентствах (при этом даже не понимая отчетность и метрики).
Посидит 3-5 лет вот в такой позиции – и уже думает, что реально МАРКЕТОЛОГ) Печаль, ужас, шок.

2

Работает ли репутационное агентство с собственной репутацией в сети?) 

2

"...согласно Google, только статей с заголовком «как маркетологи обманывают людей» — более 100К"

Вот вы же вроде сами маркетологи, и тут соврали. Потом не удивляйтесь, что к вам так относятся. Хехе.

1

но где обман?

1

Когда шла учиться на маркетинг смущала неоднозначная репутация сферы, но не жалею, что выбрала это направление
когда работаешь в продвижении приходится сильно софт скилы прокачиваться очень разносторонние)