Как ИИ помог сэкономить 60 млн рублей на масштабировании бизнеса

Делимся опытом, как научили искусственный интеллект понимать клиентов в караоке и делать из любой плюсовки караоке-версию и упростили масштабирование бизнеса.

С чего все началось

В мае к нам пришла сеть караоке-залов с запросом на решение, которое поможет им быстрее масштабироваться и увеличить количество повторных визитов.

Как нам пришла идея сделать софт, который умеет делать караоке для любой песни

Давно всем понятно, что постоянно привлекать новых клиентов дороже, чем попытаться удержать старых. А значит, чтобы расти в прибыли и развиваться, нужно увеличивать количество повторных визитов и повышать индекс удовлетворенности клиентов (NPS).

У нашего клиента уже есть несколько программ лояльности и добавлять больше скидок было бы не особо рентабельно. Поэтому мы прозвонили клиентов сети караоке-залов и выяснили, что им понравилось или не понравилось во время визитов.

27% опрошенных неудовлетворены репертуаром караоке-систем.

Это было вполне ожидаемо.

Чаще всего бывает так, что неискушенный человек, который до этого не был в караоке-барах, приходит в заведение на корпоратив или день рождения и впадает в ступор, когда не видит новинок от современных исполнителей в трек-листе. И больше не возвращается.

Но только вот никак не может повлиять на содержание стандартного трек-листа. Репертуар боксов зависит только от поставщика оборудования.

В чем проблема караоке-аппаратов

Одна из главных проблем караоке-боксов — обновление трек-листа. И тут дело даже не в том, что за каждое обновление нужно платить.

Дело в том, что хоть обновления есть практически каждый месяц, в реальности часто случается задержка с добавлением новых популярных песен. Иногда какой-то хит в обновлении может появится и через полгода, когда к нему уже подостыл интерес. Или не появится вовсе.

Да и само обновление довольно проблемная история. Сначала нужно не пропустить письмо от дистрибьютора, что вышло новое обновление. У каждого аппарата свой WIN-номер, поэтому нужно скачать все сразу на 10 флешек. Потом нужно пойти к каждому аппарату с флешками и загрузить в него обновление. Вся эта история отнимает очень много времени, в среднем на скачивание и установку в один аппарат уходит от одного до трех часов.

С учетом того, что сейчас в сети 10 залов — временные потери колоссальные. Ну и естественно, за каждое обновление нужно платить 3500 руб. Да, за каждый аппарат отдельно.

А еще наш клиент планирует расширять сеть залов. Покупка аппарата для одного зала обходится в 250 тыс. руб. Планируется открыть минимум 300 залов в ближайшие 5 лет и суммы в итоге получаются огромные, даже если не учитывать инфляционный рост цен на покупку новых аппаратов и ежемесячное обновление репертуара.

Мы посчитали стоимость масштабирования до 300 залов и их обслуживание, чтобы понять, насколько вообще выгодно и стоит разрабатывать свой продукт, окупится ли он. Вот все расчеты →

Сейчас обновление репертуара для 10 залов обходится 35 тыс руб в месяц (420 тыс руб. год.).

Ориентировочная скорость открытия новых залов 300/5=60 залов в год.

Получается, что ежегодные инвестиции на оборудование для новых залов 60*250=15 млн. руб. или 65 млн.руб. за 5 лет. И это еще без учета инфляции.

Сумма за обслуживание аппаратов ежегодно будет увеличиваться, например, по итогам первого года масштабирование обслуживание вытянет уже на 1,68 млн руб. за 70 залов. И дальше будет расти по мере открытия новых точек в сети.

Когда проанализировали всю входящую информацию, мы с командой tryAI начали искать свое решение, которое в долгосрочной перспективе может помочь существенно снизить операционные затраты.

Что мы в итоге придумали

Мы придумали софт, который может полностью заменить караоке-боксы. Программа в режиме реального времени ищет песню, которую хочет спеть клиент, проверяет качество записи, скачивает ее, разделяет аудио и голосовую дорожки, транскрибирует аудио и превращает песню в караоке-версию. Даже если она вышла только пару дней назад.

Программа облачная, она моментально синхронизируется между всеми компьютерами сети. Если какая-то песня уже проигрывалась в системе в любом из заведений, то скачивается моментально.

Самое приятное, что так можно обрабатывать не только песни популярных исполнителей, а вообще все. Получается даже малоизвестный исполнитель может попасть в трек-лист.

Это происходит в случае если пользователь сам находит его в списке песен или если имя или название песни выпадает при поиске треков по ключевым словам.

В целом поиск по системе работает тоже очень чутко. Он находит треки не только по имени исполнителя и названию песни, а и по ключевым словам и строкам из текста, умеет распознавать опечатки.

Также в режиме управления программой есть подробная аналитика, которая собирает статистику по всем прослушанным песням во всех залах. Эта же возможность позволяет нам не нарушать авторские права. За каждое воспроизведение мы будем автоматически отчислять необходимую сумму за авторские права. Так что все в белую.

А как с финансовой стороной вопроса

Разработка такой программы обошлась в 5 млн. руб.

Стоимость ежемесячного обслуживания одного зала составляет около 500 руб (в 7 раз меньше, чем со стандартными караоке-аппаратами). Подключение нового зала к системе бесплатно.

Однозначно это того стоило, с учетом экономии на открытии новых залов, ежемесячном обслуживании и экономии времени.

Если держать темп масштабирования на 5 залов в месяц, разработка собственного продукта окупится за четыре месяца.

Как ИИ помог сэкономить 60 млн рублей на масштабировании бизнеса

Но, если вспомнить изначальные задачи, упрощение масштабирования — не единственная проблема. Так что же с возвращением клиентов?

Тут тоже все получилось:

  • NPS (индекс удовлетворенности клиентов) вырос на 7 % (с 80 до 87 %)

  • Количество повторных визитов выросло на 12 % (с 15 до 27 %)

Плюс мы уже придумали несколько новых фичей, которые будем добавлять в программу в обозримом будущем. Они тоже по нашим расчетам должны увеличить показатели удовлетворенности и повторных визитов.

***

Если вам интересно, с какими проблемами мы столкнулись в разработке этого софта и какие именно новые фишки придумали и скоро начнем внедрять, пишите в комментарии и мы выпустим вторую часть.

3535
20 комментариев

Прикольная тема, но как-то, подача совсем сухая. Как минимум, интересно было бы увидеть ролик с результатом. А то слишком уж фантастически выглядит тема с транскрибированием в реальном времени, и, если это и, вправду, так круто работает, то хотелось бы увидеть. Часто в песне и человек то на слух не может различить слов, а, учитывая, что голосовые ассистенты и навигаторы лажают даже при четком произношении, то странно ожидать продукта, который заставит людей возвращаться.

Хотя, верю, что при наличии ручных модеоаторов следующая схема рабочая:
1. Песня проходит автообработку и сохраняется в таком виде
2. Каждый день все песни, прошедшие только автообработку, каждый день анализируются на популярность чем-то типа гугл трендс, или просто анализируется популярность внутри сервиса 
3. Ежедневно условный топ 50 из популярных, но при этом не обработанных руками песен, отдается на ручную модерацию, и потом в облаке уже хранится ручная версия 

Ну и да, в soundhound иногда есть текст песен, и он бежит, как в караоке. Кажется, livelyrics называется. Не смотрели в ту сторону?

4
Ответить

Не силён в юриспруденции, но разве самовольное изменение трека (я так понял, именно этим ваша система и занимается, разделяя голосовую дорожку, транскрибируя аудио и создавая караоке-версию) не нарушает авторские права? Плюс, говорите, что программа онлайн скачивает трек (откуда?).

Какой-нибудь РАО до вас стопудова может докопаться при желании.

2
Ответить

Люди, которые потратили на написание софта 5млн, наверняка, утрясли юридические вопросы заранее. 

1
Ответить

Добрый день. Первым делом ии проверяет наличие авторских прав на песню в нескольких публичных источниках, в том числе в реестре РАО.
Далее, так как каждое воспроизведение песни у нас сохраняется, происходит авторское отчисление в соответствии с тарифами по договорам с РАО и ОКС (Объединенные караоке системы).

1
Ответить

Так вот оно в чем дело, что в караоке так медленно появляются новые песни. Хорошее дело делаете, успехов!

1
Ответить

Великолепно! Ждём вторую часть! 

1
Ответить

и как с качеством транскрибирования?

1
Ответить