Сколько зарабатывают vc.ru, «Хабрахабр», «ВКонтакте» и другие сайты рунета

Данные о доходах крупнейших русскоязычных сайтов.

Каждый год все юридические лица России должны сдавать в Росстат отчёт о своей деятельности, в том числе бухгалтерский баланс. Эти данные общедоступны. Зная ИНН, можно посмотреть доходы любой организации. Единственная сложность — найти нужное юридическое лицо.

Я нашёл информацию о компаниях, которые владеют крупнейшими сайтами рунета, собрал данные об их доходах и проанализировал. Но начну с того, почему я решил этим заняться.

У меня есть кулинарный сайт с неплохой посещаемостью. Несколько лет назад я забросил его из-за того, что переключился на другой проект. Мы с командой получили у бизнес-ангела инвестиции под проект, прошли в акселератор ФРИИ, набрали на американском рынке более 100 тысяч пользователей, но в итоге закрыли компанию.

После этого решили обновить кулинарный сайт. Перенесли его на Yii 2, исправили ошибки в SEO, ускорили. Это сразу отозвалось ростом трафика:

Сколько зарабатывают vc.ru, «Хабрахабр», «ВКонтакте» и другие сайты рунета

Чтобы понять, стоит ли дальше заниматься сайтом, можно ли вырастить из него серьёзную компанию или лучше продать сейчас, я проанализировал заработок русскоязычных сайтов. Так как сейчас у сайта основная модель монетизации — это продажа рекламы, я не анализировал юридические лица интернет-магазинов, интернет-сервисов и компаний, у которых много сайтов разной тематики.

Получились следующие данные (в миллионах рублей):

Таблица 1
Таблица 1

У Sports.ru выручка сильно зависит от больших спортивных событий, например, от Евро-2016 и Олимпиады. Выручка Drive2 и «Драйв» растёт при стагнации на автомобильном рынке. Life падает всё сильнее. «Сравни.ру» гонится за «Банки.ру». Выручка «Хабрахабра» от сервисов (на другом юридическом лице) очень бодро растёт и в течение нескольких лет может обогнать рекламную выручку.

Чтобы определить заработок от каждой тысячи просмотров отдельно взятого сайта (RPM), я нашёл данные о посещаемости всех отобранных сайтов.

У меня были данные по выручке только за прошлый год, но узнать статистику посещаемости сайта за прошлый год довольно трудно. Я взял для анализа данные счётчиков Liveinternet или «Рамблер Топ-100». В случае отсутствия статистики в этих счётчиках, я использовал данные Similarweb.

Понятно, что посещаемость в этом месяце не равна среднемесячной посещаемости прошлого года. Надеюсь, это не сильно исказило рассчитанный RPM.

Посещаемость (в миллионах пользователях в месяц):

Таблица 2
Таблица 2

Итоговые данные:

Таблица 3
Таблица 3

Все данные одной таблицей.

Нужно учитывать, что значение выручки, используемое при расчете RPM, может быть:

  • заниженным. В операционной деятельности используется несколько юридических лиц;
  • завышенным. Юридическое лицо получает доходы не только от размещения рекламы на сайте;
  • совсем неправильным. Найдено не то юридическое лицо.

Чем выше RPM, тем выше доля других доходов или доходов от спецпроектов, нативной рекламы. Например, похоже, что Rusbase хорошо зарабатывает на организации конференций, а Republic — на подписках.

Исходя из описанного выше, я пришел к двум выводам:

  • Для быстрого роста выручки нужно фокусироваться не столько на росте посещаемости, сколько на развитии отдела спецпроектов и нативной рекламы.
  • Лучше не ограничиваться одной рекламной моделью монетизации.

Проанализировал лидеров американского рынка и обнаружил, что Allrecipes, Betty Crocker, Martha Stewart дают возможность отложить ингредиенты из кулинарных рецептов в корзину и купить их со скидкой на сайте-партнёре. Это интересная бизнес-модель, наверняка конверсия будет намного выше, чем сейчас в клик по рекламному баннеру.

Прикинув текущий темпы роста и RPM конкурентов, я посчитал, что если постараться, то можно выйти за три года на выручку в 60 млн рублей. Если вы любите продажи, маркетинг, продакт-менеджмент и не прочь возглавить у нас в компании одно из этих направлений, рад пообщаться. Если первое условие соблюдено, а второе — нет, всё равно готов познакомиться.

Позже планирую выложить ссылку на Google Sheet файл с данными других известных компаний рунета, юрлица которых нашел, но они не подошли по критерию из начала статьи.

8383
109 комментариев

Долго тужился, пытаясь понять, почему у ОК выручка меньше 20 миллионов рублей за год. Оказалось, автор отбил разряды запятой в русском тексте ¯\_(ツ)_/¯

28
Ответить

Да, всегда пользуюсь английской версией ПО, спасибо, учту

3
Ответить

Ну, что сказать, написанное — неправда как минимум в отношении одного сайта ¯\_(ツ)_/¯

14
Ответить

Правильно ли мы тут все поняли, что официально сдаваемая Вами в налоговую бухгалтерская отчетность очень сильно расходится с реальным движением денег в Вашем проекте? Лол

14
Ответить

Насколько сильно это неправда, если не секрет?

1
Ответить

Могли бы зарабатывать гораздо больше, подбирая нужные офферы под нужные разделы сайта

9
Ответить

Безпалева.

19
Ответить